Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/1999

Архив

Почти все искусство в очерках

Искусство нового времени
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2.
М.: Аванта+.

Вышла в свет вторая часть тома «Искусство» «Энциклопедии для детей», посвященная архитектуре и изобразительному и декоративно-прикладному искусству XVII – XX веков. Здесь искусство XVII – XIX веков рассмотрено по тем странам, где в соответствующие эпохи были созданы наиболее значительные произведения. Для ХХ века деление по странам не сохраняется, поскольку художественная жизнь в этот период все больше интернационализируется. Вероятно, такое структурирование оправдано. Однако внутри разделов главное внимание уделено даже не художественным направлениям и сопутствующим им эстетическим теориям, а биографическим очеркам наиболее известных художников. К сожалению, нередко тексты этих очерков больше напоминают рассказы экскурсоводов в музеях. Не стоит для описания мировых шедевров применять безликие штампы, в надежде что так детям будет понятнее. Они просто такие статьи читать не будут. Важнее было бы попытаться постигнуть смысл, который мастер вкладывает в свое творение, и показать то уникальное, что есть в его приемах, равно как и их соотнесенность с направлением, к которому принадлежит художник. Возможно, ошибкой авторов и редакторов тома стало то, что они слишком мало места уделили статьям обобщающего характера. В результате весь том распадается на ряд не слишком связанных друг с другом очерков. Иллюстративный ряд книги сам по себе оказывается богаче и содержательнее сопутствующих ему текстов. К сожалению, в большинстве случаев нам сообщают, что изображено, а надо бы рассказать о том, как изображено, научить читателя понимать живопись.

Есть в энциклопедии и отдельные удачи. Например, короткий, но очень емкий сюжет на полях о соц-арте, где передано основное содержание направления, его соотношение с поп-артом и причины популярности на Западе. Вообще статьи по искусству ХХ века выглядят удачнее, в частности, разделы о сюрреализме, дадаизме и других современных художественных течениях. Может быть, потому, что они не распадаются на очерки об искусстве отдельных стран и художников. Можно согласиться с характеристикой одного из самых известных полотен Сальвадора Дали «Постоянство памяти»: «Каждую деталь можно рассматривать самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину». А вот социалистическому реализму совсем не повезло. Хотя в Словаре терминов он охарактеризован как «теоретический принцип и официальное художественное направление, господствовавшее в СССР с середины 30-х до начала 80-х годов», в основном тексте места для соцреализма не нашлось, и творчество ни одного из художников, даже таких, например, как Дейнека, Иогансон или Налбандян, с ним прямо не соотнесено. Мне кажется, что наивно думать, будто направление, полвека господствовавшее в советском искусстве, не породило ни одного заметного художественного полотна или скульптуры. Взять хотя бы воспроизведенную в энциклопедии «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной. Авторы предлагают сравнить «Воина-освободителя» Евгения Вучетича и мухинский портрет полковника Б.А.Юсупова, чтобы понять разницу между двумя направлениями – парадно-героическим, официальным, и «более человечным и чутким к суровой правде войны», неофициальным. Однако сравнить их нельзя по той причине, что репродукции портрета Юсупова в книге нет. Кстати, хорошо было бы приложить к энциклопедии полный список иллюстраций с постраничным указателем.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru