Почти все искусство в очерках
Искусство нового времени
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2.
М.: Аванта+.
Вышла в свет вторая часть тома «Искусство»
«Энциклопедии для детей», посвященная
архитектуре и изобразительному и
декоративно-прикладному искусству XVII – XX веков.
Здесь искусство XVII – XIX веков рассмотрено по тем
странам, где в соответствующие эпохи были
созданы наиболее значительные произведения. Для
ХХ века деление по странам не сохраняется,
поскольку художественная жизнь в этот период все
больше интернационализируется. Вероятно, такое
структурирование оправдано. Однако внутри
разделов главное внимание уделено даже не
художественным направлениям и сопутствующим им
эстетическим теориям, а биографическим очеркам
наиболее известных художников. К сожалению,
нередко тексты этих очерков больше напоминают
рассказы экскурсоводов в музеях. Не стоит для
описания мировых шедевров применять безликие
штампы, в надежде что так детям будет понятнее.
Они просто такие статьи читать не будут. Важнее
было бы попытаться постигнуть смысл, который
мастер вкладывает в свое творение, и показать то
уникальное, что есть в его приемах, равно как и их
соотнесенность с направлением, к которому
принадлежит художник. Возможно, ошибкой авторов
и редакторов тома стало то, что они слишком мало
места уделили статьям обобщающего характера. В
результате весь том распадается на ряд не
слишком связанных друг с другом очерков.
Иллюстративный ряд книги сам по себе оказывается
богаче и содержательнее сопутствующих ему
текстов. К сожалению, в большинстве случаев нам
сообщают, что изображено, а надо бы рассказать о
том, как изображено, научить читателя понимать
живопись.
Есть в энциклопедии и отдельные удачи.
Например, короткий, но очень емкий сюжет на полях
о соц-арте, где передано основное содержание
направления, его соотношение с поп-артом и
причины популярности на Западе. Вообще статьи по
искусству ХХ века выглядят удачнее, в частности,
разделы о сюрреализме, дадаизме и других
современных художественных течениях. Может быть,
потому, что они не распадаются на очерки об
искусстве отдельных стран и художников. Можно
согласиться с характеристикой одного из самых
известных полотен Сальвадора Дали «Постоянство
памяти»: «Каждую деталь можно рассматривать
самостоятельно, а все вместе они создают
магически загадочную картину». А вот
социалистическому реализму совсем не повезло.
Хотя в Словаре терминов он охарактеризован как
«теоретический принцип и официальное
художественное направление, господствовавшее в
СССР с середины 30-х до начала 80-х годов», в
основном тексте места для соцреализма не
нашлось, и творчество ни одного из художников,
даже таких, например, как Дейнека, Иогансон или
Налбандян, с ним прямо не соотнесено. Мне кажется,
что наивно думать, будто направление, полвека
господствовавшее в советском искусстве, не
породило ни одного заметного художественного
полотна или скульптуры. Взять хотя бы
воспроизведенную в энциклопедии «Рабочего и
колхозницу» Веры Мухиной. Авторы предлагают
сравнить «Воина-освободителя» Евгения Вучетича
и мухинский портрет полковника Б.А.Юсупова, чтобы
понять разницу между двумя направлениями –
парадно-героическим, официальным, и «более
человечным и чутким к суровой правде войны»,
неофициальным. Однако сравнить их нельзя по той
причине, что репродукции портрета Юсупова в
книге нет. Кстати, хорошо было бы приложить к
энциклопедии полный список иллюстраций с
постраничным указателем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|