Книги
всякие нужны?
Данилов А.А.
Справочник школьника. История России. ХХ век.
– М.: Дрофа, 1998
Потребность в справочниках у школьников, да и у
учителей, судя по всему, очень велика. Это в
общем-то понятно. Историческая энциклопедия и
последнее издание Большой Советской вышли в
последний раз еще в нашей позапрошлой жизни. С
тех пор многое, очень многое в этих книгах
устарело. В годы перестройки выходили различные
справочники и энциклопедические издания, но
трудно предположить, что эти достаточно дорогие
тома окажутся у каждого ученика в классе. Учитель
и то далеко не всегда может себе это позволить.
Поэтому, естественно, появление на свет любого
справочного издания по истории – уже хорошо.
Если же эта книжка достаточно дешевая, простая,
не слишком толстая, может поместиться в портфеле
старшеклассника и написана простым, понятным
языком, значит, совсем хорошо.
Поэтому конечно же выход составленного
А.А.Даниловым “Справочника школьника”,
посвященного истории России ХХ века, можно
только приветствовать. От такой книги всегда
будет польза. Здесь есть разделы, которые, можно
использовать при подготовке к выпускным и даже
вступительным экзаменам, например, перечисление
основных боевых операций во время
русско-японской, первой мировой, гражданской,
второй мировой войн или же краткое содержание
основных внешнеполитических актов
дореволюционной России. Такая информация
конечно же не заменит ни учебника, ни рассказа
учителя, но она может стать хорошим подспорьем и
для подготовки к уроку, и для ответа на экзамене .
Есть в справочнике и статистические данные,
характеризующие экономическое развитие России и
других стран в начале века, результаты пятилеток
и т.д.
Несколько больших разделов, посвященных
культуре, дают возможность навести нужную
справку, что подчас составляет для наших
учеников большую сложность, и в то же время
представить развитие духовной жизни страны по
годам или десятилетиям.
За все эти предоставленные учителям и ученикам
возможности большое спасибо автору. Справочник,
облегчающий жизнь на уроке, справочник, с которым
можно работать, – это ценное приобретение.
Но в то же время рядом с безусловно полезными и
нужными сведениями в книге есть целые страницы,
которые не могут вызвать ничего, кроме
недоумения.
Раздел “Политические партии России”.
Перечисляю оглавление:
Армянская социал-демократическая партия
“Гнчак”, Армянский революционный союз
“Дашнакцутюн”, Литовская
социал-демократическая партия, Всеобщий
еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России
(Бунд), Российская социал-демократическая
рабочая партия (РСДРП), Украинская
социал-демократическая рабочая партия, Партия
революционных социалистов Латвии, Партия
социалистов-революционеров (эсеров), Белорусская
социалистическая громада, Революционная партия
социалистов-федералистов Грузии, Русская
монархическая партия,
Конституционно-демократическая партия (кадеты),
“Союз 17 октября” (октябристы), “Союз русского
народа”, Союз социалистов-революционеров
максималистов, “Единство”.
Да что же это такое? Какой преподаватель или
какой ученик должны использовать такие данные?
Помнится, даже на семинаре по истории КПСС в
университете мы не изучали с такой подробностью
рабочее движение начала века. Можно возразить,
что все эти партии действительно существовали и,
следовательно, могут быть внесены в справочник.
Безусловно, в Исторической энциклопедии им самое
место. Но при чем тут школьники и абитуриенты?
Зачем им знать о Белорусской социалистической
громаде, существовавшей с 1902 по 1907 год, затем
объявившей о своем самороспуске и возобновившей
свою деятельность в 1917 году? Для чего им эти
никому, кроме специалистов по истории рабочего
движения или истории Белоруссии, не нужные факты?
Конечно, это справочник. Его материалы могут
быть использованы для подготовки докладов,
семинаров, словом, для самостоятельной работы.
Для какой? В общем-то, если внимательно взглянуть
на приведенный выше список, то понятно, что такое
исследование может быть посвящено только одной
теме – истории социалистического движения.
Здесь практически нет либералов – кроме двух
основных партий. Конечно, такие объединения, как,
скажем, “Союз земцев-конституционалистов” или
“Беседа”, не являются партиями в полном смысле
слова, но ведь они легли в основу кадетской
партии, это существенная часть политической
жизни рубежа веков. О них между тем ни слова.
Точно так же ни слова нет о национальных
несоциалистических движениях, кроме “Союза
русского народа”. А вот кто такие мусаватисты,
фигурирующие, между прочим, на страницах
учебников рядом с дашнаками? О них тоже ничего
нет.
Есть в справочнике и другие странные вещи.
Хроника культуры начала века.
Строка под рубрикой 1898 год – “Первая
постановка пьесы А.П.Чехова “Чайка”. Все, без
комментариев. Где же это было? Неужели не важно?
Бьюсь об заклад, что большая часть учеников, а
может быть, и не только учеников, решит, что
имеется в виду постановка в Художественном
театре. В каком-то смысле они будут правы, потому
что в 1898 году “Чайка” действительно была
поставлена в МХТ. Но ведь за два года до этого, в
1896 году, она провалилась в Александринке – и, по
сути дела, это была ее первая постановка. О какой
же из двух идет здесь речь?
Все упоминаемые далее пьесы тоже ставятся
“где-то”. Театры почему-то не называются. При
этом, если речь идет о пьесе “На дне”, то,
напрягшись, школьники, может быть, сумеют
догадаться, в каком театре было дело, а вот откуда
ему бедному узнать, где поставлена пьеса
А.В.Сухово-Кобылина “Смерть Тарелкина”? Зато про
балет Глазунова все сказано четко и ясно: “В
Петербурге”.
Листаем книгу дальше. “Политические деятели 1917
года”. Раздел крайне полезный. Люди революции,
как белые, так и красные, очень часто остаются для
школьников просто фамилиями, за которыми нет
ничего. Справочник дает о них хотя бы минимальные
сведения. Прекрасно, но вот что интересно: о
некоторых из них сообщается, как сложилась их
дальнейшая жизнь, а о других нет. Догадываетесь,
по какому принципу проводится разделение?
Духонин был убит, Керенский уехал в эмиграцию,
Колчак расстрелян, а вот куда делись потом
Зиновьев, Каменев, Бухарин и иже с ними? Об их
дальнейшей судьбе можно узнать из раздела
“Политические и государственные деятели СССР”.
Это уже хоть что-то, хотя вполне вероятно, что
школьнику, готовящему доклад об эпохе революции
и гражданской войны, не придет в голову заглянуть
в другую часть книги.
А вот Ф.Раскольников – существенная фигура для
своего времени. К тому же вспомним, как
прогремела во время перестройки публикация его
письма к Сталину. Последние сведения, которые
дает о нем справочник, – депутат Учредительного
собрания. После 1918 года, очевидно, ничего
заслуживающего внимания с ним не происходило.
Точно так же и Савинков, и Мария Спиридонова,
очевидно, просто дожили спокойно до старости.
Двенадцать страниц не такого уж толстого
справочника занимает перечисление
Всероссийских съездов Советов, съездов Советов
СССР и съездов и конференций КПСС в 1917–1990 гг. Что
ж, тоже полезные сведения. Но жаль только, что
последний съезд Советов в этом списке был в 1936
году, и, таким образом, вся весьма существенная
часть политической жизни эпохи перестройки,
которая была связана с Советами, просто
испарилась. Неужели трудно было выделить на это
еще полстранички?
Не менее любопытен и список новых политических
партий и движений. “Российское
христианско-демократическое движение”, “Партия
свободного труда”, “Рабочая партия России”,
“Русь монархическая”,
национально-патриотический фронт “Память” –
кого тут только нет! Легко бросается в глаза, кого
тут нет. Нет движения “Демократический выбор
России”, “Яблока” и НДР. Мелочь, правда?
Подводя итоги, могу сказать, что для собственного
пользования я, может быть, эту книгу и купила бы,
если она будет стоить недорого. Мало ли – вдруг
понадобится узнать год рождения маршала
Устинова или год смерти Шверника. А вот ученикам
рекомендовать ее не буду – пусть все-таки
пользуются более толково составленной
информацией.
Тамара ЭЙДЕЛЬМАН,
зав. кафедрой истории
гимназии № 1567
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|