Психология настоящего
Климов Е.А.
Психология: Учебник для средней школы. –
М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 287 с.
Надпись на обложке относит книгу Е.А.Климова
«Психология» к учебникам. Однако применительно
именно к этой книге мне почему-то не нравится
слово «учебник». Когда я спросил своих знакомых
учителей, какие ассоциации возникают у них на это
слово, то получил следующий набор представлений:
работа; источник знаний, информация; обучение;
двойка; задания; напряжение. Мое же восприятие
этой книги после ее прочтения имеет совсем иную
тональность. На мой взгляд, ее правильнее было бы
отнести не к учебникам (от слова «учить»), а к
пособиям (от слова «пособлять», т.е. помогать). Это
именно пособие, которое поможет начинающим
освоить психологию. И это не игра слов.
На всем протяжении работы с книгой не пропадает
ощущение диалогичности; создается впечатление,
что автор все время участвует в совместном с
читателем обсуждении вопросов из области
психологии, обращаясь к его представлениям о
себе самом и других. Достигается это ориентацией
книги на читателя, что, к сожалению, так
нехарактерно для подавляющего большинства
школьных учебников.
Автор не только отобрал необходимый для
учащихся средней школы материал, определив его
объем и уровень, но и серьезно поработал над тем,
как с наибольшим познавательным эффектом
преподнести его юношам и девушкам, начинающим
изучать психологию. Мне кажется, что автору
удалось написать книгу так, что она затрагивает
собственные познавательные интересы читателя. И
хотя гарантировать «включение» интересов
старшеклассников не может никто, все же условия
для такого «включения» в этом учебнике созданы
самые подходящие.
Реализация читательски ориентированного, если
так можно выразиться, подхода начинается уже с
предисловия автора, где он объясняет, как лучше
работать с книгой, и сразу же заявляет, что
материал, изложенный в ней, не предназначен для
прямого заучивания, а требует усвоения
посредством размышления над ним. Автор призывает
«не обожествлять «типографскую краску», а
относиться к тексту критически».
Весь теоретический материал разбит на
небольшие, удобные для усвоения порции, в которые
органично вплетены примеры, поясняющие
изучаемое. Язык изложения прост и выразителен.
Поражает обилие пословиц. И в то же время мы имеем
дело не с популярным изданием, а с серьезным
учебным пособием, в котором точно и
последовательно представлен
систематизированный взгляд на психологию как
науку с соответствующим понятийным аппаратом и
четкими определениями.
Набор несложных по исполнению, но очень
интересных по содержанию экспериментов, которые
предлагается осуществить читателю, позволяет
последнему почувствовать себя в
исследовательской позиции и приобрести опыт
получения психологического знания, что
называется, собственными руками. А такое знание
сразу же становится элементом мировоззрения
читающего и способствует формированию у него
активного отношения к изучаемому материалу.
Следует отметить, что для всех экспериментов
полностью описан методический инструментарий:
перечислены необходимые материалы, даны
подробные инструкции. Это настоящие
эксперименты, с настоящими результатами.
Хорошо продуманные упражнения, вопросы и темы
для размышления выступают в качестве еще одного
средства, актуализирующего собственный опыт
читателя и позволяющего ему постепенно
выстраивать собственную психологическую
позицию.
Если говорить о структуре учебника, то в ней нет
ничего необычного. Три раздела, каждый разбит на
главы, а те, в свою очередь, на параграфы.
Первый раздел называется «Общие вопросы». Он
дает представление о том, что такое психика и
каковы средства ее познания, ориентирует на
ценностные аспекты научного исследования в
психологии. Здесь же определяется предметная
область психологии, рассматривается вопрос о
значении социального в становлении человека,
приводится соотношение понятий «индивид» и
«личность»; формируется представление о
способностях.
Второй раздел — «Специальные понятия,
проблемы, направления» — содержит изложение
основ теории деятельности.
И, наконец, раздел «Психология жизненного пути»
дает представление об основных направлениях
предметной специализации психологии:
возрастной, медицинской, социальной психологии.
Интерес у читателя, несомненно, вызовет глава
«Психология развития профессионала».
Уровень и широта изложенного в книге материала
вполне достаточны для выполнения главной задачи,
которую обозначил автор для читателей этого
учебника, — «обрести психологическую
направленность ума».
И еще мне хотелось бы отметить тот факт, что
книга имеет ярко выраженную воспитательную
направленность. Причем это проявляется не в тех
или иных декларациях или каком-либо
морализировании, а просто в человеколюбивом
изложении представлений о человеческой психике,
в составленных с учетом человеческого фактора
инструкциях к проведению экспериментов, в
предостережениях по использованию их
результатов, в сведениях, позволяющих понять
причины собственных трудностей как в обучении,
так и в межличностных отношениях.
В романе Курта Воннегута «Колыбель для кошки»
есть мудрые слова, в которых, как мне кажется,
заключена связь между истинной научностью и
педагогичностью: «если ученый не умеет популярно
объяснить восьмилетнему ребенку, чем он
занимается, значит, он шарлатан». Так вот, я
попробовал представить, смогу ли я с помощью
этого учебника объяснить восьмилетнему ребенку,
что такое психология, и понял, что смогу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|