Азбука в трех томах
Обучение политическим наукам с давних пор
почиталось в России высшей ступенью познания.
Недаром сама Екатерина Великая, подбирая
воспитателя своему внуку, будущему императору
Александру I, заботилась прежде всего о том,
насколько тот будет способен передать
наследнику «всякое понятие о праве и гражданском
устроении». Да и сам Александр, взойдя на престол,
не уставал заботиться о правовом просвещении
своих подданных во вновь открывшихся
университетах и гимназиях. Даже Пушкин и Гоголь
изучали в лицеях право. И, кто знает, пришлось бы
нынешним молодым россиянам вновь учиться
гражданской азбуке, если бы Николай I, напуганный
декабристами, не запретил бы даже упоминать о
гражданских правах в низших учебных заведениях.
Подробные учебники В.О.Мушинского как будто
вновь возвращают нашу школу к началу XIX века.
Звенья одной цепи
Политико-правовая «трилогия» В.О.Мушинского
тщательно разрабатывалась издательством «Центр
гражданского образования» (ЦГО) несколько лет.
Частичная апробация курса была предпринята в 1992
году, но в то время политику во всех ее видах еще
продолжали по инерции изгонять из школы. В 1994
году, когда предметы гражданского цикла только
начинали разрабатываться, вышло в свет первое
издание «Азбуки гражданина» для 8–9 классов.
Автору сразу же пришлось столкнуться с жесткой
конкуренцией со стороны учебных пособий
Соколова и Никитина, и надо сказать, что его книга
выдержала этот удар. Она не только включена с 1996
года в федеральный комплект учебников для
средней школы, но и породила целую серию новых
учебников и учебных пособий.
В комплекте с «Основами правоведения» для 9
классов (кстати, эта книга тоже входит в
федеральный комплект) «Азбука гражданина» уже
положила начало становлению системы
гражданского и правового образования в средней
школе. Это подтверждают как отзывы известных
российских педагогов и юристов (например,
бывшего председателя Конституционного суда
России В.А.Туманова), так и широкое общественное
признание комплекта. Международная ассоциация
«Знание» назвала «Основы правоведения» лучшей
научно-популярной книгой года. Рабочие тетради и
хрестоматия для учителя, также выпущенные ЦГО,
позволяют признать комплект Мушинского не
только информативным, но и методически
выдержанным.
Однако наиболее эффектно первые две книги
комплекта смотрятся вместе со своей «младшей
сестрой», «Азбукой политики» для 10–11 классов,
вышедшей в 1998 году. Этот учебник еще не успел
завоевать себе прочных позиций. Министерство
образования пока только «допускает» его в
школах. И все же можно с уверенностью утверждать,
что его включение в федеральный комплект – дело
недалекого будущего. Тем более что с точки зрения
профессиональных политологов он самый
выдержанный из всех учебников серии.
Три богатыря
Итак, что же представляют собой в учебном плане
три учебника В.О.Мушинского, эти «три богатыря»
школьного российского правоведения и
политологии? Все они построены по жесткому
концентрическому принципу: в центре – человек, а
затем (условно) круги, составляющие среду его
жизни: общественные обязанности и права, местные
и центральные органы власти, мировое сообщество.
Содержание концентров, конечно, меняется в
зависимости от профиля учебника. Например, в
«Основах правоведения» изложение движется от
естественных прав человека к его гражданским
правам и обязанностям, а в «Азбуке политики» –
понятия власти к понятию политической системы.
Но в целом весь учебный материал расположен
внутри очень четкой прозрачной структуры.
Обращает на себя внимание и ясная, не
допускающая никаких двусмысленностей структура
параграфов, строго соответствующая принципу:
один урок – один параграф. Помимо весьма
лаконичного учебного текста параграф включает в
себя терминологический ряд, контрольные вопросы
и дополнительные тексты (чаще всего те или иные
законы) с юридическими комментариями. Списки
дополнительной литературы по отдельным крупным
темам также даны прямо в тексте, что значительно
увеличивает вероятность обращения к ним
учащихся. Почти в каждом учебнике существует
специальный раздел «Портреты», в котором даны
биографии великих правоведов и политологов мира.
Особый интерес представляет собой подведение
краткого итога каждого параграфа в «Азбуке
политики». Это позволяет учащимся творчески
отнестись к тексту и не «зазубривать» материал.
Каждая книга по-своему втягивает читателя в
непростой мир политических и правовых отношений.
Это кажется тем более удивительным, когда
вспоминаешь, что все они – плод работы одного
автора, В.О.Мушинского. Он обращается к
школьникам то как беспристрастный
повествователь, то как надежный эксперт, то как
ученый-аналитик. Тексты основных международных
деклараций и российских законов поданы автором с
большим умением и тактом. Там же, где
потребовался небольшой пересказ
законодательных документов, язык учебников
поражает своей точностью. Авторские
формулировки гораздо легче понять, чем выучить. В
общем, учебные книги Мушинского достаточно
универсальны. Каждая из них в своем роде
первичная энциклопедия в своей области знаний.
Преображенные жители
Это последнее качество книг учебной «трилогии»
издательства ЦГО сближает их как со справочной,
так и со специальной научной литературой по
политико-правовым вопросам. Вполне оправдывая
название «Азбука…», эти учебники одновременно
являются и хорошим руководством для юных юристов
и политологов. Обучая, они одновременно
ориентируют учащихся внутри сложной
политико-правовой системы современного
российского общества. Причем делают это крайне
скрупулезно. Каждое новое издание «Основ
правоведения» (с 1994 года их вышло уже четыре)
учитывает все (!) изменения, происходящие в
российском законодательстве.
Конечно, учиться и учить по таким книгам в
средней школе на первых порах несколько
непривычно. Автор честно предупреждает, что курс
«сложен для усвоения», так как содержит много
слов, терминов и понятий, редко встречающихся в
обыденной жизни и кажущихся скучными. Но ведь,
продолжает Мушинский, жизнь повседневно ставит
перед нами скучные вопросы, и на них надо
отвечать. А полезные знания никогда не бывают
лишними!
Когда-то писатель Николай Лесков, обучавшийся в
Санкт-Петербургском кадетском корпусе, вместе со
своими одноклассниками буквально задыхался от
отсутствия какой-либо гражданской информации.
«Была у нас, – пишет он, – на все время учебы
тоненькая, едва в 20 страниц книжечка,
озаглавленная «Для воинов и для жителей». Видимо,
кто-то из николаевских чиновников усмотрел тогда
опасность в слове «граждане» и заменил их
«жителями». Советский учебник «Основы
государства и права» размерами был поболее
двадцати страниц, но и он о реальном праве не
давал никакого понятия. Нынешним российским
учащимся есть чем гордиться. Они не «жители», а
граждане. А чтобы лучше знать о своих
обязанностях и правах многие из них согласятся
прочесть самую сложную гражданскую «азбуку».
Даже в трех томах!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|