А начинать можно и с финала...
Гран-при Пушкинского фестиваля в Якутске
решено вручить московскому спектаклю
Союз театральных деятелей Якутии и
Министерство культуры на республиканский
Пушкинский фестиваль собрали артистов и
режиссеров из Нюрбы, Нерюнгри и Алдана. На
открытии давали “Бориса Годунова” в постановке
Андрея Борисова.
«Я часто начинаю репетировать спектакль с
финала, – признается режиссер. – Отправной
точкой стала “сцена под Кромами”. Я задумался:
что за народ собрался у литовской границы? В
стране – смута. Представил себе людей, которые
хотят нагреть руки в ситуации безвластия. Не
хотелось делать помпезный спектакль, а ведь
именно так принято ставить “Бориса”». Вторгшись
на территорию соседей (Театр оперы и балета и
руководимый Борисовым Саха академический театр
имени П.Ойунского работают в одном здании),
режиссер предложил необычное решение шедевра
М.П.Мусоргского.
“Судьба народная” у композитора предстает
главным образом в хоровых сценах. Режиссер
вместе со своим постоянным соавтором, художником
Г.Сотниковым, одел хор в концертные костюмы,
намеренно отстранив его от участия в событиях.
Этот прием, отсылающий нас к эпическому театру
Б.Брехта, заставляет по-новому услышать знакомую
оперу. Из-под кафтанов бояр выглядывают
цивильные рубашки с галстуками. В “сцене под
Кромами” толпа подозрительных людей вооружена
берданками и автоматами Калашникова. Хор
“Расходилась, разгулялась удаль молодецкая”
звучит горьким диссонансом по отношению к
происходящему на сцене “бунту бессмысленному и
беспощадному”. Спектакль Андрея Борисова –
своевольная, но и интересная попытка высказать
свой взгляд на историю.
В противовес авангардному “Борису” –
“Евгений Онегин”, поставленный Е.Бузниным, был
супертрадиционным и наглядно демонстрировал
набор оперных штампов. Уязвимость обоих
спектаклей связана в первую очередь с
поверхностной работой дирижера. Оркестр не
поспевает за певцами или опережает их,
“смазывает” ансамблевые сцены. А между тем в
труппе заметны отличные голоса, и в “Онегине”, и
в “Годунове” есть достойно спетые и сыгранные
партии – Борис и Гремин И.Степанова, Марина
Мнишек А.Адамовой, Татьяна В.Перовой. Именно им и
были вручены в конце фестиваля премии “За
создание пушкинских образов в области
музыкального театра”.
В Якутии умеют проводить фестивали. Здесь
отказались от привычной практики, когда артисты
показывают свои спектакли и тут же отправляются
восвояси. И на этот раз все участники из разных
городов республики получили возможность
посмотреть постановки друг друга, пообщаться,
сочинить капустник, блеснуть в клубной
программе.
Вообще атмосфера встречи была на редкость
радушной.
Однако фестивальной программе явно не хватало
режиссерских открытий. Показанные Русским
академическим драматическим театром “Скупой
рыцарь” и “Моцарт и Сальери” – часть
“Маленьких трагедий”, незаконченного спектакля
С.Емельянова, не давали представления о
цельности замысла. Иллюстративность, бытовая
интонация, статичность образов как будто
подтверждали старую гипотезу о несценичности
драматургии Пушкина. Режиссер Нюрбинского
спектакля “Моцарт и Сальери” П.Николаев пытался
развлечь публику нарядными массовыми сценами, в
которых Моцарт (Е.Кириллин) выглядел баловнем
судьбы. Мрачный Сальери (Г.Егоров) завидует
конкретным успехам друга.
Больше повезло “Сказкам”. Самой удачной стала
постановка Г.Багынанова в театре имени
П.Ойунского. “Сказка о попе и его работнике
Балде” – спектакль-игра, в котором маленький
зритель чувствует себя соучастником
представления. Он с готовностью подсказывает
артистам названия пушкинских сказок, с
наслаждением катается по залу на чудесной
“лошади”. Во многом успех спектакля определяет
Лена Гоголева – автор праздничных декораций,
кукол, петрушек. Она награждена жюри премией “За
лучшую сценографию”. Две актерские премии
разделили С.Адамова – Старуха в “Сказке о рыбаке
и рыбке” Нерюнгринского театра актера и куклы и
Г.Кондрашова – сватья баба Бабариха в “Царе
Салтане” Русского театра.
Шедевры не рождаются по разнарядке, и хотя
несколько спектаклей были поставлены специально
к фестивалю, все же событиями они не стали.
Очевидная истина состоит в том, что творчество
Пушкина, как сказал на заключительной церемонии
министр культуры Якутии Андрей Борисов, “задает
слишком высокую планку”. Именно поэтому Гран-при
– изящная колонка из лилового чароита,
увенчанная медальоном с профилем поэта, отбыла в
Москву и будет вручена лучшему пушкинскому
спектаклю столицы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|