Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/1999

Архив
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

А начинать можно и с финала...

Гран-при Пушкинского фестиваля в Якутске решено вручить московскому спектаклю

Союз театральных деятелей Якутии и Министерство культуры на республиканский Пушкинский фестиваль собрали артистов и режиссеров из Нюрбы, Нерюнгри и Алдана. На открытии давали “Бориса Годунова” в постановке Андрея Борисова.

«Я часто начинаю репетировать спектакль с финала, – признается режиссер. – Отправной точкой стала “сцена под Кромами”. Я задумался: что за народ собрался у литовской границы? В стране – смута. Представил себе людей, которые хотят нагреть руки в ситуации безвластия. Не хотелось делать помпезный спектакль, а ведь именно так принято ставить “Бориса”». Вторгшись на территорию соседей (Театр оперы и балета и руководимый Борисовым Саха академический театр имени П.Ойунского работают в одном здании), режиссер предложил необычное решение шедевра М.П.Мусоргского.

“Судьба народная” у композитора предстает главным образом в хоровых сценах. Режиссер вместе со своим постоянным соавтором, художником Г.Сотниковым, одел хор в концертные костюмы, намеренно отстранив его от участия в событиях. Этот прием, отсылающий нас к эпическому театру Б.Брехта, заставляет по-новому услышать знакомую оперу. Из-под кафтанов бояр выглядывают цивильные рубашки с галстуками. В “сцене под Кромами” толпа подозрительных людей вооружена берданками и автоматами Калашникова. Хор “Расходилась, разгулялась удаль молодецкая” звучит горьким диссонансом по отношению к происходящему на сцене “бунту бессмысленному и беспощадному”. Спектакль Андрея Борисова – своевольная, но и интересная попытка высказать свой взгляд на историю.

В противовес авангардному “Борису” – “Евгений Онегин”, поставленный Е.Бузниным, был супертрадиционным и наглядно демонстрировал набор оперных штампов. Уязвимость обоих спектаклей связана в первую очередь с поверхностной работой дирижера. Оркестр не поспевает за певцами или опережает их, “смазывает” ансамблевые сцены. А между тем в труппе заметны отличные голоса, и в “Онегине”, и в “Годунове” есть достойно спетые и сыгранные партии – Борис и Гремин И.Степанова, Марина Мнишек А.Адамовой, Татьяна В.Перовой. Именно им и были вручены в конце фестиваля премии “За создание пушкинских образов в области музыкального театра”.

В Якутии умеют проводить фестивали. Здесь отказались от привычной практики, когда артисты показывают свои спектакли и тут же отправляются восвояси. И на этот раз все участники из разных городов республики получили возможность посмотреть постановки друг друга, пообщаться, сочинить капустник, блеснуть в клубной программе.

Вообще атмосфера встречи была на редкость радушной.

Однако фестивальной программе явно не хватало режиссерских открытий. Показанные Русским академическим драматическим театром “Скупой рыцарь” и “Моцарт и Сальери” – часть “Маленьких трагедий”, незаконченного спектакля С.Емельянова, не давали представления о цельности замысла. Иллюстративность, бытовая интонация, статичность образов как будто подтверждали старую гипотезу о несценичности драматургии Пушкина. Режиссер Нюрбинского спектакля “Моцарт и Сальери” П.Николаев пытался развлечь публику нарядными массовыми сценами, в которых Моцарт (Е.Кириллин) выглядел баловнем судьбы. Мрачный Сальери (Г.Егоров) завидует конкретным успехам друга.

Больше повезло “Сказкам”. Самой удачной стала постановка Г.Багынанова в театре имени П.Ойунского. “Сказка о попе и его работнике Балде” – спектакль-игра, в котором маленький зритель чувствует себя соучастником представления. Он с готовностью подсказывает артистам названия пушкинских сказок, с наслаждением катается по залу на чудесной “лошади”. Во многом успех спектакля определяет Лена Гоголева – автор праздничных декораций, кукол, петрушек. Она награждена жюри премией “За лучшую сценографию”. Две актерские премии разделили С.Адамова – Старуха в “Сказке о рыбаке и рыбке” Нерюнгринского театра актера и куклы и Г.Кондрашова – сватья баба Бабариха в “Царе Салтане” Русского театра.

Шедевры не рождаются по разнарядке, и хотя несколько спектаклей были поставлены специально к фестивалю, все же событиями они не стали. Очевидная истина состоит в том, что творчество Пушкина, как сказал на заключительной церемонии министр культуры Якутии Андрей Борисов, “задает слишком высокую планку”. Именно поэтому Гран-при – изящная колонка из лилового чароита, увенчанная медальоном с профилем поэта, отбыла в Москву и будет вручена лучшему пушкинскому спектаклю столицы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru