Валентина Павловна Гусева,
учитель русского языка и литературы,
поселок Кладово, Ярославская область
Что помогает медлительным детям
Медлительные дети, невольно отнимающие золотое
урочное время, как быть с ними? Если таким детям
позволить самим выбирать темп урока (что было бы
прекрасно и соответствовало их физическим
возможностям), то они будут успевать за урок
очень мало, а со временем, когда к
нерасторопности приплюсуется леность, еще
меньше, и тогда уж точно попадут в разряд
неуспевающих.
Я постоянно стремлюсь таких детей держать под
контролем и вовлекать их в водоворот всего, что
происходит в классе.
Бывая на уроках в начальной школе, я вижу, как
учитель работает со скороговорками. Поэтому,
когда эти дети приходят ко мне в пятый класс, на
первых порах продолжаю использовать прием
начальной школы – начинаю урок со скороговорки.
Знакомый вид работы помогает снять стресс,
связанный со страхом перед новым учителем. Это
упражнение позволяет сразу взять нужный темп,
иногда я шучу, что таким образом мы разогреваем
мозг, похожий на холодную глину. Но скороговорки
– это только игра, а мне надо, играя, учить.
Столкнувшись с тем, что пятиклассники забыли (или
не знали?) названия падежей, перевожу эти самые
названия в разряд скороговорки. Соревнуемся, кто
скажет большее количество раз и не собьется.
Стараюсь поразить детское воображение тем,
сколько раз сумею сказать сама. Получается
весело, интересно и... полезно!
В качестве разминки в начале урока часто
провожу повторение частей речи. Любой текст
разбиваю на слова и “бросаю” эти слова классу,
по одному слову каждому, секундное промедление –
ответ переходит к соседу. Ребята в эти мгновения
сосредотачиваются максимально. Но вы бы видели
медлительных детей – они пыхтят, сопят, изо всех
сил стараются не поддаться. И чаще всего это им
удается.
Таким детям очень важно познакомиться и
подружиться с понятием времени, научиться это
время ценить. С этой целью очень часто поручаю
детям при выполнении домашнего задания ставить
перед собой будильник, а потом карандашиком на
полях писать, сколько времени они потратили на
работу. Дети все делают искренне, поэтому, узнав о
том, кто потратил времени больше всех, стараемся
дать совет по поводу того, как выполнять домашнее
задание более рационально, причем одноклассники
порой дают очень дельные советы.
Очень помогает активизировать медлительных
детей “открытый” план урока. Я пишу на доске все,
что мы должны успеть на уроке (кратко), указываю
примерное время. Как только один пункт плана
выполняется, мы его стираем. Дети всегда
стремятся к тому, чтобы весь план был выполнен. А
чтобы дети поняли, как непросто учителю
удерживаться во временных рамках, поручаю
кому-то из детей провести одну из частей. Это
может быть словарный диктант, работа с
карточками (“светофор”), игра “Угадай
словечко” и т.д. Этот метод я называю “Урок в
уроке”, и если честно, я его не сама придумала, а
позаимствовала идею у Ш.А.Амонашвили в его книге
“Размышления о гуманной педагогике”.
При выполнении трудных упражнений, нацеленных
на закрепление только что изученного материала,
медлительным детям разрешаю пользоваться
узаконенными в моем классе шпаргалками. Детям
очень нравится это слово (запретный плод сладок),
хотя за этими самыми шпаргалками не кроется
ничего криминального, это самые обычные
таблицы-опоры. Они помогают медлительным детям
удержаться в едином ритме урока и, как мне
думается, хоть и с запозданием, но приводят к
усвоению материала.
А чтобы медлительный ребенок мог увидеть свой
успех, ощутить это мощное движение единого ритма,
я рисую на доске таблицу с фамилиями ребят.
Разобрал предложение – отметь на доске, а я
успеваю проверить и предупредить, что следующее
идет с усложнением. Это важно, чтобы ребенок не
приучался выполнять только однотипную работу и
чтобы не пасовал перед новым, не совсем понятным
сразу.
Когда я обозначила проблему медлительных
детей, одна моя коллега мне посоветовала: ”Одних
чуть-чуть подкрутить, а других, наоборот,
затормозить – вот и вся проблема”. Я позволила
себе не согласиться с этим, потому что в школе
очень часто именно это и происходит, так
рождаются безликие классы середнячков. Нет, этот
путь порочен. Задерживая движение программы ради
неуспевающих, надо непременно двигать вперед тех
учеников, которым на уроке легко, они могут стать
хорошими помощниками учителя. Чтобы сильные и
смекалистые ребята не скучали на уроке, им даю
дополнительную нагрузку. Этот метод я называю
“Ученик – подмастерье”. Роль мастера, извините,
беру на себя. Дети работают в парах, но у каждого
своя карточка. В случае затруднения или сомнения
“ученик” может обратиться к “подмастерью” и
спросить, в правильном ли он направлении
двигается. “Подмастерье” имеет право ответить
только “да” или “нет”. Затем “подмастерье”
сдает работу “ученика” мастеру, объясняя его
ошибки. Хотя этот вид сотрудничества можно
варьировать всевозможными способами.
Вот пока и все. Просто я никогда не пыталась
систематизировать все, что наработано годами.
Все это разбросано по планам; то, что не
сработало, отброшено и забыто. Приемов, способных
влиять на медлительных детей, конечно, больше,
иногда они рождаются прямо на уроке и, прожив
свое короткое время, исчезают, забываются, если
больше в них не возникает надобности.
Коллеги могут поспорить со мной, доказывая
ошибочность влияния на индивидуальный ритм,
созданный природой. Я сама полна сомнений. Но
пока учитель находится в постоянном цейтноте, он
и учеников вынужден держать примерно в таком же
состоянии.
Если Валентина Ивановна Кургак решает задачу,
как помочь человеку, попавшему в трудную
жизненную ситуацию, то Валентина Павловна Гусева
ставит (и решает, несмотря на свои сомнения)
другую задачу – как помочь неуспевающему, а
именно медлительному, втянуться в общий ритм
урока, двигаться в общем темпе. Мы фиксируем
внимание на различии их задач, т.к. без их
понимания представленным здесь опытом
воспользоваться, с нашей точки зрения, не
удастся. Итак, какие же приемы использует
Валентина Павловна? Сразу хочется отметить, что и
здесь очень много психологии. Здесь и забота о
том, чтобы не было психологического стресса, и
разогрев (обязательный этап в работе самых
различных психологических групп и тренингов), и
рефлексия (например, анализ того, на что уходит
время при выполнении домашних заданий и где
искать резервы его сокращения). Другой важный
момент, который необходимо отметить, –
стремление уйти от усреднения (притормозить
быстрых, подстегнуть медлительных) путем
индивидуализации учебного процесса. Открытый
план урока превращает выполнение плана урока в
совместное дело учителя и учеников (педагогика
сотрудничества в действии).
Но есть и некоторые вопросы. В описанном вами,
Валентина Павловна, случае анализа выполнения
домашнего задания в процессе рефлексии сильные
дают советы более слабым. А бывает ли так, что
неуспевающие сами находят резервы более
рационального обращения со временем? Нам
кажется, что собственные находки могут быть
более эффективными, чем даже очень хорошие
советы со стороны. И еще один вопрос у нас связан
с тем, что у вас не сработало, что отброшено и
забыто. Иногда отрицательный опыт дает больше
для понимания того, как можно решить проблему,
чем положительный. Вы просто отбросили и забыли
или же проанализировали причины того, почему
нечто не сработало? Хотелось бы познакомиться и с
этой стороной вашего опыта. Ведь для творческой
деятельности (а деятельность учителя,
безусловно, творческая) неудачи – необходимая
составная часть процесса. Без них не было бы
новых удачных приемов и технологий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|