Архив |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Указанные победители награждаются денежными премиями из фонда газеты “Первое сентября” (фонда олимпиады “Телетестинг”):
Мы также рассчитываем на награждение победителей особыми грамотами за подписью ответственных представителей Министерства образования России. Ниже читатель может познакомиться с кратким описанием условий конкурса, сведениями об участниках и с методикой подведения итогов. Условия конкурса (краткое изложение)Авторы готовили от 40 до 60 заданий по предмету, стараясь обеспечить разнообразие тем (из заданного перечня) и уровней трудности (три уровня трудности), а также возможность быстрого ответа (в среднем до одной минуты). Задания предполагали четыре варианта ответа. Подробные условия конкурса и правила оформления конкурсных материалов изложены в предметных приложениях к газете “Первое сентября”, опубликованных в сентября – ноябре 1998 года. Количество участниковДо 15 января 1999 года было прислано 212 пакетов с предложениями по девяти предметам. То есть в конкурсе приняли участие 212 индивидуальных авторов и авторских коллективов, в среднем более 20 участников по каждому предмету. Отдельные конкурсы по литературе и обществоведению не состоялись, так как по этим предметам было прислано менее восьми вариантов. Авторы представляли 127 городов и населенных пунктов Российской Федерации. Количество допущенных участников по отдельным предметам (ряд участников были отстранены, так как не выполнили формальные требования к конкурсным материалам): биология – 37, математика – 33, физика – 22, география – 20, химия – 19, информатика – 18, русский язык и литература – 17, история России – 15. Подробная информация о результатах каждого участника будет опубликована в соответствующих предметных приложениях к газете “Первое сентября”. Первый этап отбора: экспертная оценкаПервым этапом отбора явилась экспертная оценка. В ней приняли участие 18 экспертов (по два на каждый предмет) – это опытные авторы (сотрудники МГУ и корреспонденты “Первого сентября”), уже работавшие до этого два года по составлению тестовых заданий для олимпиады “Телетестинг”. В компьютерный апробационный банк тестовых заданий, которые затем предъявлялись на олимпиаде “Телетестинг-99”, включались лишь те задания, которые были признаны двумя экспертами пригодными для использования в олимпиаде. Эксперты руководствовались на первом этапе следующими экспертными критериями:
Следует отметить, что эксперты выявили в целом низкое качество тестовых заданий, представленных на конкурс. Многие участники, увы, пока явно оказались новичками в этом деле. В результате отбора заданий по каждому предмету удалось получить от 300 до 500 тестовых заданий, включенных в банк олимпиады “Телетестинг-99” наряду с заданиями прошлых лет, прошедшими полный цикл апробации и способными выполнить функцию “ядерного подмножества”, обеспечивающего надежную и валидную оценку знаний участников олимпиады. Второй этап отбора тестовых заданийВ олимпиаде приняло участие свыше 5500 человек из 58 городов РФ, которые выполнили в общей сложности около 1100 предметных тестов. Поскольку по каждому предмету в течение сеанса (40 минут) предъявлялось от 50 до 70 заданий, то в среднем на каждое задание ответили 170 человек. По собранной базе данных для каждого задания и каждого автора рассчитывались следующие индексы:
Коэффициент дискриминативности (внутренней валидности) рассчитывался в данном случае как четырехклеточный фи-коэффициент корреляции между двумя бинарными переменными – “правильность ответа * попадание в высокую или низкую группу по тесту”. В крайние группы (“высокая” и “низкая”) включались испытуемые, показавшие процентильный балл соответственно выше 70 и ниже 30 (то есть тридцать процентов сверху и снизу распределения тестовых баллов). Для всех пунктов было установлено пороговое значение фи-коэффициента, равное 0.2 (значимое на уровне не ниже p<0.05 при любой реально встречавшейся численности выборки испытуемых, которым предъявлялось данное задание). У авторов засчитывались только те задания, которые давали значимое положительное значение этого коэффициента дискриминативности, то есть задания, которые реально работали на различение успешных и неуспешных (подготовленных и неподготовленных) участников. Индекс трудности просто отражал процент испытуемых, сумевших дать правильный ответ на данное задание (из числа тех, кому это задание предъявлялось). В число удачных автору засчитывались задания, на которые испытуемые давали не менее 25% (не ниже теоретического порога случайного угадывания) и не более 85% правильных ответов, то есть слишком легкие и слишком трудные задания отбрасывались. Индекс успешности пакета заданийДля простоты понимания механики подведения итогов конкурса всеми его участниками жюри воспользовалось упрощенным подходом к формированию индекса успешности. Смысл этого коэффициента сводится к тому, что он учитывает отношение количества удачных заданий (соответствующих экспертным критериям, а также статистическим данным о трудности и дискриминативности) к общему числу заданий, разрешенному в пакете. Поскольку условиями конкурса разрешалось присылать варианты, включающие до 60 заданий, то в абсолютном большинстве случаев в знаменателе этого коэффициента стояло одинаковое число 60 (при этом предполагается, что те участники, которые прислали менее 60 заданий, просто не использовали всех возможностей по представлению широкого и разнообразного пакета заданий). Но были и такие участники, которые присылали больше 60 заданий, и при этом их задания оказывались весьма эффективными. Жюри посчитало неправильным дисквалифицировать таких участников, просто в знаменателе в данном случае устанавливается число реально предоставленных ими заданий. Например, у одного из участников по физике было выявлено более всего удачных заданий (29), но он прислал не 60, а 132 задания в своем пакете. В результате этот участник занял только 4-е место (по относительному выходу годных). В то же время победитель по истории прислал даже 180 заданий, но 80 из них оказались годными (!), то есть он выступил эффективнее всех других участников – он как бы прислал 3 варианта по 60 заданий, в каждом из которых было порядка 27 годных (больше, чем в каждом из вариантов, представленных другими участниками). Для уточнения позиции реальных претендентов на место в призовой тройке А.Г.Шмелевым и А.О.Татуром был разработан (утвержденный затем всеми членами жюри) уточненный формализованный индекс удачности присланных конкурсных пакетов тестовых заданий в виде следующей формулы: Индекс = 1 + A2/A1 + 0.05*(B2/B1-ABS(C-T)/T),
Именно в соответствии с указанным индексом жюри конкурса и объявило по каждому из восьми предметов указанных выше победителей. Ваше мнениеМы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо. "Первое сентября" |