Принципы деятельности
общественно-педагогического движения
Санкт-Петербурга “Открытое образование”
Сфера образования в
современном мире является приоритетом и
условием выживания и развития любой страны.
Необходимым условием развития самого
образования служит наличие полноправного с
государством общественного движения, способного
инициировать и дополнять государственные
образовательные действия. В сегодняшней сложной
для отечественного образования ситуации наличие
такого движения становится еще более важным.
Исторически в России общественно-педагогическое
движение, с одной стороны, было инициатором
педагогического творчества (вторая половина XIX –
начало ХХ века), с другой – его роль по отношению
к государственной образовательной политике
носила лишь дополняющий характер. Такое
положение не может удовлетворять в полной мере
запросам образования, что сегодня понимает и
само государство (Закон “Об образовании”, 1992 г.,
ст. 2, п. “Е”). Поэтому идея создания в Петербурге
такого движения представляется назревшей.
Сегодня предпринимается много успешных
образовательных инициатив, но общим является их
разрозненность. Объединяющую роль может сыграть
только общественно-педагогическое движение.
Под общественно-педагогическим движением
понимается такая организационная структура,
которая позволяет заинтересованным
общественным силам равноправно во
взаимодействии с государством решать
разнообразные социально-педагогические задачи.
Целью такого движения являются разработка
стратегических направлений развития
отечественного образования в современных
условиях и принятие практических шагов,
необходимых для их реализации.
Общественно-педагогическое движение должно
формироваться на основе следующих принципов:
1. Открытость движения, его демократический
характер, возможность вступления и выхода из
него участников на любом этапе деятельности,
организационная децентрализация, сохранение за
участниками движения независимости от него в их
конкретной педагогической работе,
конструктивный диалог носителей разных
педагогических и политических взглядов на
проблемы образования.
2. Социальная нравственность движения,
понимаемая как преимущество идеи общественного
служения посредством образовательной
деятельности над частными или организационно-корпоративными
интересами.
3. Конструктивный позитивизм и оптимизм,
формирование совместного осознания возможности
переломить существующее в образовании страны (города)
положение к лучшему, возможности решать не
только максимально конкретные, но и
макропедагогические задачи.
4. Формирование движения на основе равноправного
участия и сотрудничества всех заинтересованных
в развитии отечественного образования
общественных сил, в том числе лидеров
негосударственной инициативы, в сфере
образовательной индустрии города. Движение не
ограничивается в своем составе только
сообществом людей, профессионально занимающихся
образовательными проблемами.
Среди задач движения:
1. Объединение в рамках движения
заинтересованных в развитии отечественного
образования лиц, не утративших веры в свой
творческий потенциал. Не равнодушные к этим
проблемам, готовые к аргументированной
дискуссии, возможно, разочарованные в потенциале
традиционных способов развития образования, но
сохранившие силы и веру в себя, готовые
действовать не только за деньги, но и за идею –
вот круг его первоначальных участников,
способный стать в дальнейшем источником
необходимого общественно-педагогического
лидерства.
2. Проведение разностороннего научного анализа
проблем и перспектив современного
отечественного образования и выработка
исследовательского прогноза его дальнейшего
развития. Движение в начальной стадии своего
формирования не может, конечно, претендовать на
аккумуляцию всех научно-педагогических сил,
необходимых для такого анализа. Однако в
кризисных ситуациях именно не скованные
стереотипами и социальными ограничениями
творческие коллективы часто оказывались
способными быстрее реагировать и предлагать
конструктивные решения.
3. Формирование общественного мнения по вопросам
образования, активное сотрудничество со
средствами массовой информации, взаимодействие
движения с организационными структурами,
влияющими на выработку и реализацию
образовательной стратегии – исполнительной и
законодательной властью города на общегородском
и муниципальном уровнях, общественными
организациями, – для совместного и
своевременного развития образовательной среды
Петербурга.
4. Создание в образовательной среде Петербурга
условий, содействующих инициации и поддержке
различных общественных инициатив в области
образования.
5. Инициирование движением самых разнообразных
видов педагогического творчества, способных
создать в педагогическом сообществе города
условия для профессионально-педагогического
роста.
Содержательные направления деятельности
движения могут быть самыми разнообразными, но
необходимыми видятся, по крайней мере, следующие:
создание организационных форм движения как
необходимого условия решения образовательных
проблем в городе;
взаимодействие движения с теми, от кого зависит
положительное изменение образовательной среды
города;
инициирование педагогического творчества,
стимулирование внутрисистемных образовательных
изменений;
организация тесного взаимодействия
образовательного сообщества и средств массовой
информации Петербурга.
Среди возможных форм деятельности движения:
интеллектуально-педагогический клуб (семинары
и конференции, “круглые столы” и пресс-клубы,
аналитические рекомендации и прогнозы,
актуальные исследования и проекты);
издательско-публицистическая деятельность (журнал,
газета, сотрудничество с разными изданиями и
издательствами, с теле- и радиовещанием,
компьютерными информационными средствами);
деятельность Агентства педагогической
информации по интеллектуальной и информационной
поддержке различных творческих образовательных
проектов (школ, центров, клубов, позволяющих
выработать новые педагогические модели);
сотрудничество и поддержка движением
представителей образовательной индустрии
города через организацию серии “круглых
столов”, создание информационного пространства.
Приглашаем к сотрудничеству!
Андрей КОЛЕСОВ,
Александр ШЕВЕЛЕВ,
Михаил ЭПШТЕЙН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|