Можно ли избежать на экзамене диктата оценки?
О том, какие опасности подстерегают детей и
учителей на экзаменах, нам рассказала Галина
Сартан, директор центра практической психологии
“Катарсис”, кандидат психологических наук.
Сколько
бы мы ни говорили: школа наша общая и в ней для
всех одни законы, но как только дело доходит до
подведения итогов, сразу получается, что у
учеников экзамены, а у учителей – аттестация. То
– то, а это – это. Все сразу разделяются. Но
психологи говорят, дело не в возрасте – все мы
люди, дети или взрослые, все тревожимся,
переживаем, радуемся, огорчаемся похоже. Тогда
почему бы не думать о школьных экзаменах и об
аттестации учителей в едином ключе? Проверка
есть проверка. Но как все-таки превратить ее в
событие, которое если не радует, то хотя бы не
вызывает стресс и у нас, и у наших учеников?
– В чем основные факторы экзаменационного
стресса?
– Экзамен важен не только для школьников, но
и для учителя. Учитель крайне заинтересован в
том, чтобы все его ученики сдали экзамен хорошо.
Поэтому нервозность нагнетается с двух сторон.
Учитель начинает нервничать так же, как и
ученики, и его волнение передается им.
Нынешним старшеклассникам, особенно в
престижных школах и гимназиях, свойствен так
называемый “синдром студента”: они начинают
готовиться к экзамену за 2–3 дня. А в работе мозга
есть своя особенность, достаточно известная: при
переработке информации мозговым структурам
нужно время для ее “укладывания”. К примеру, то,
что вы выучите сейчас, вы будете знать на 70
процентов только через 24 часа.
В реальности ученик готовится, читает тексты
перед дверью и, входя, знает материал примерно на
30 процентов, а дальше как повезет. Считайте, что
они ничего не знают – независимо от того, какую
оценку получили. При такой системе подготовки
работает прежде всего оперативная память:
главное – донести до класса, сказать, а потом
забыть. И как система приобретения знаний,
допустим, для дальнейшего поступления в
институт, она неэффективна. Проблема – в
ориентации на отметку, никуда не денешься.
Учителю важен балл, ученику важен балл, и в момент
сдачи экзамена никто не задумывается, какие
знания останутся потом.
На экзамене решается, какая отметка будет стоять
в аттестате. Ребенок учился целый год, у него
годовая отметка “пять”, а в стрессовой ситуации
он сдает экзамен на тройку, и все меняется.
Казалось бы, какая отметка более адекватна –
годовая, которая показывает истинные знания
ученика и его работоспособность в течение года,
или экзаменационная, которая скорее оценивает
уровень его стрессоустойчивости, развития его
механической памяти или попросту везения.
– А кому труднее перед экзаменом –
отличникам или троечникам?
– И троечники, и отличники бывают разные.
Есть отличник-зубрила, который берет своей
работоспособностью. У таких детей стресс обычно
больше, потому что они вкладывают очень много
труда в добывание отметок. А есть дети, которым в
силу природных способностей не надо затрачивать
столько труда. Они и волнуются перед экзаменом
меньше, потому что знания им достались почти без
усилий. У троечников практически то же самое.
Кому-то лень учиться – его тройка устраивает. А
есть дети, для которых тройка – предел
возможностей и способностей.
Многое зависит и от уровня школы: что теряет
ученик, получая тройку, а не четверку. Есть школы
элитные, есть престижные, где переводные
экзамены в 9 классе определяют, кто в какой класс
попадет и попадет ли вообще. Это дополнительный
стресс для родителей, состояние которых также
передается детям.
– По идее на экзамене у учителей и
школьников общие цели: все хотят, чтобы оценки
были хорошими. С чем тогда связан упорный страх
детей перед тем, что их “заваливают”?
– Учитель ведь тоже человек, у него есть
любимчики и те, кто в течение года портил ему
жизнь. Учителю бывает трудно не судить об ученике
с эмоциональных позиций. Когда мы говорим об
экзаменах, надо говорить о работе с учителями,
может быть, даже о психотерапевтической работе.
– А стоит ли провоцировать учителей на
экзамене? Может, проявить чуточку житейской
мудрости?
– В данном случае это дело молодежи: это их
вызов, проверка себя. Они конечно же создают себе
сложности на экзамене, но вот вопрос: что для них
важнее? В подростковом возрасте зачастую важнее
принятие сверстников, нежели оценка в аттестате.
Если подросток придет приглаженным, в школьной
форме с бантиком или в пиджаке с галстуком и его
засмеют сверстники, ему это будет страшнее, чем
если он придет в неформальном виде и его не
поймет учитель, зато поймут сверстники. Это
стрессовый выбор; учитель должен встать и на
место ученика.
– Какие советы вы бы дали учителям во время
экзаменов?
Если бы я готовила ребят к экзамену, то
больше занималась бы их личностными проблемами,
чем проблемами усвоения материала. И, может быть,
еще проблемами снятия стресса на самом экзамене
– это чисто технические приемы
нейро-лингвистического программирования, когда
мы снимаем привычные реакции: на привычные
стимулы. У многих учеников уже выработалась
реакция: допустим, он берет ручку на диктанте, и
его тут же начинает трясти. Все школьные фобии
основаны на одном и том же: были стрессовые
ситуации, которые вызвали негативные
воспоминания, вследствие чего и укрепилась наша
нелюбовь к какому-то предмету или кабинету.
Когда-то у доски на ребенка накричали, и всю
оставшуюся школьную жизнь ученик немеет, когда
выходит к доске. Это возникает уже вне его
желания, это условный рефлекс. Снятие этого
условного рефлекса необходимо, и здесь нужна
работа психолога.
Беседовала
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|