Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/1999

Архив

Можно ли избежать на экзамене диктата оценки?

О том, какие опасности подстерегают детей и учителей на экзаменах, нам рассказала Галина Сартан, директор центра практической психологии “Катарсис”, кандидат психологических наук.

Сколько бы мы ни говорили: школа наша общая и в ней для всех одни законы, но как только дело доходит до подведения итогов, сразу получается, что у учеников экзамены, а у учителей – аттестация. То – то, а это – это. Все сразу разделяются. Но психологи говорят, дело не в возрасте – все мы люди, дети или взрослые, все тревожимся, переживаем, радуемся, огорчаемся похоже. Тогда почему бы не думать о школьных экзаменах и об аттестации учителей в едином ключе? Проверка есть проверка. Но как все-таки превратить ее в событие, которое если не радует, то хотя бы не вызывает стресс и у нас, и у наших учеников?

– В чем основные факторы экзаменационного стресса?
– Экзамен важен не только для школьников, но и для учителя. Учитель крайне заинтересован в том, чтобы все его ученики сдали экзамен хорошо. Поэтому нервозность нагнетается с двух сторон. Учитель начинает нервничать так же, как и ученики, и его волнение передается им.
Нынешним старшеклассникам, особенно в престижных школах и гимназиях, свойствен так называемый “синдром студента”: они начинают готовиться к экзамену за 2–3 дня. А в работе мозга есть своя особенность, достаточно известная: при переработке информации мозговым структурам нужно время для ее “укладывания”. К примеру, то, что вы выучите сейчас, вы будете знать на 70 процентов только через 24 часа.
В реальности ученик готовится, читает тексты перед дверью и, входя, знает материал примерно на 30 процентов, а дальше как повезет. Считайте, что они ничего не знают – независимо от того, какую оценку получили. При такой системе подготовки работает прежде всего оперативная память: главное – донести до класса, сказать, а потом забыть. И как система приобретения знаний, допустим, для дальнейшего поступления в институт, она неэффективна. Проблема – в ориентации на отметку, никуда не денешься. Учителю важен балл, ученику важен балл, и в момент сдачи экзамена никто не задумывается, какие знания останутся потом.
На экзамене решается, какая отметка будет стоять в аттестате. Ребенок учился целый год, у него годовая отметка “пять”, а в стрессовой ситуации он сдает экзамен на тройку, и все меняется. Казалось бы, какая отметка более адекватна – годовая, которая показывает истинные знания ученика и его работоспособность в течение года, или экзаменационная, которая скорее оценивает уровень его стрессоустойчивости, развития его механической памяти или попросту везения.
– А кому труднее перед экзаменом – отличникам или троечникам?
– И троечники, и отличники бывают разные. Есть отличник-зубрила, который берет своей работоспособностью. У таких детей стресс обычно больше, потому что они вкладывают очень много труда в добывание отметок. А есть дети, которым в силу природных способностей не надо затрачивать столько труда. Они и волнуются перед экзаменом меньше, потому что знания им достались почти без усилий. У троечников практически то же самое. Кому-то лень учиться – его тройка устраивает. А есть дети, для которых тройка – предел возможностей и способностей.
Многое зависит и от уровня школы: что теряет ученик, получая тройку, а не четверку. Есть школы элитные, есть престижные, где переводные экзамены в 9 классе определяют, кто в какой класс попадет и попадет ли вообще. Это дополнительный стресс для родителей, состояние которых также передается детям.
– По идее на экзамене у учителей и школьников общие цели: все хотят, чтобы оценки были хорошими. С чем тогда связан упорный страх детей перед тем, что их “заваливают”?
– Учитель ведь тоже человек, у него есть любимчики и те, кто в течение года портил ему жизнь. Учителю бывает трудно не судить об ученике с эмоциональных позиций. Когда мы говорим об экзаменах, надо говорить о работе с учителями, может быть, даже о психотерапевтической работе.
– А стоит ли провоцировать учителей на экзамене? Может, проявить чуточку житейской мудрости?
– В данном случае это дело молодежи: это их вызов, проверка себя. Они конечно же создают себе сложности на экзамене, но вот вопрос: что для них важнее? В подростковом возрасте зачастую важнее принятие сверстников, нежели оценка в аттестате. Если подросток придет приглаженным, в школьной форме с бантиком или в пиджаке с галстуком и его засмеют сверстники, ему это будет страшнее, чем если он придет в неформальном виде и его не поймет учитель, зато поймут сверстники. Это стрессовый выбор; учитель должен встать и на место ученика.
– Какие советы вы бы дали учителям во время экзаменов?
Если бы я готовила ребят к экзамену, то больше занималась бы их личностными проблемами, чем проблемами усвоения материала. И, может быть, еще проблемами снятия стресса на самом экзамене – это чисто технические приемы нейро-лингвистического программирования, когда мы снимаем привычные реакции: на привычные стимулы. У многих учеников уже выработалась реакция: допустим, он берет ручку на диктанте, и его тут же начинает трясти. Все школьные фобии основаны на одном и том же: были стрессовые ситуации, которые вызвали негативные воспоминания, вследствие чего и укрепилась наша нелюбовь к какому-то предмету или кабинету. Когда-то у доски на ребенка накричали, и всю оставшуюся школьную жизнь ученик немеет, когда выходит к доске. Это возникает уже вне его желания, это условный рефлекс. Снятие этого условного рефлекса необходимо, и здесь нужна работа психолога.

Беседовала
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru