Чтобы закрыть школу, нужно совсем немного...
Оказывается, и в Англии, и в России это
можно сделать по одному и тому же рецепту
Я почти не получаю
писем о том, как замечательно обстоят дела в
такой-то школе или в таком-то городе. Мои
корреспонденты, как правило, люди, испытывающие
трудности борьбы за выживание, поэтому на моем
столе скапливаются только плохие новости. Пишут
и звонят директора школ и учителя, у которых либо
школу закрывают, либо закрывают дело всей их
жизни. Если анализировать образовательную
ситуацию только по материалам на моем столе –
идет наступление реакции по всему фронту. Люди с
инициативой оказываются абсолютно
незащищенными перед хорошо организованными
властными структурами.
Вместо того чтобы искать деньги на улучшение
системы образования, чиновники, как правило, идут
по более простому пути – сокращению. Все на свете
может быть сокращено, в том числе и школа. А уж тем
более количество школ – чего их жалеть, одной
меньше, одной больше…
Но оттого, что почта моя не только из российских
мест, но и из-за границы, мне, например, совершенно
ясно, что мы имеем дело с транснациональной
чиновничьей методикой.
Бюрократия не имеет национальности, как и
преступность. У бюрократии простой способ
решения проблем: закрыть, запретить то, что
требует хоть малейших усилий для понимания. Все,
что не требует понимания, не требует
минимального напряжения мысли и сопереживания,
– пусть будет. Как только возникает нечто (или
некто), что (или кто) заставляет хоть чуть-чуть
напрячься, предположить существование того, что
раньше не существовало, – стоп. Срабатывает
блокиратор, срабатывает защита, включается
моторчик, и дальше система работает, как
заведенный танк: давит все, что под гусеницы
попадает. Как это происходит?
Легко и просто.
С помощью стандартов можно легко
установить результат, который показала школа в
целом, но это не связано с успехами детей
Гордон ХАТЧИНСОН,
бывший министр образования Великобритании
Краткое описание методики закрытия
школы
Для того чтобы бороться со школой, необходимо
опираться на устоявшуюся идеологию. Помните у
братьев Стругацких в «Сказке о тройке» в комнате
заседаний висел гигантский, на полторы стены,
лозунг: «Народу не нужны нездоровые сенсации,
народу нужны здоровые сенсации».
Так вот, многообразие, вариативность,
новаторство, эксперимент и вообще всякая
инициатива – это теперь нездоровая сенсация. И
она народу не нужна.
Теперь народу нужны крепкая вертикаль
управления и государственные образовательные
стандарты. А механизмом повышения качества
образования является крепкая инспекция.
Так думает и премьер-министр. Он официально об
этом заявил еще до прихода к власти. И даже
пытался провести специальный закон, согласно
которому государственный стандарт объявлялся
чуть ли не единственным мерилом эффективности
школы.
И нынешний министр образования при всем нашем к
нему уважении – сторонник этих идей. Именно под
его покровительством главный инспектор страны
организовал недавно проверку самой известной
альтернативной школы, и теперь дело идет к
закрытию этой школы, а она существует с 1921 года и
является одной из самых популярных в мире. Многие
знают эту школу – это школа Саммерхилл.
Я, кажется, забыл предупредить читателей, что в
предыдущих абзацах премьер-министр, министр
образования и главный инспектор не российские, а
английские. Соответственно не С.Степашин и
В.Филиппов, а г-н Блэр и г-н Бланкет.
Саммерхилл – классика альтернативного
образования. Ее создатель А.Нилл известен в
школьных и научных кругах так же, как Дьюи или
Макаренко, или Френе. Школа на самом деле
маленькая – сегодня там учатся 65 учеников,
правда, со всего мира – англичане, немцы,
французы, китайцы и японцы. Философия этой школы
– свобода. Предметы изучаются по выбору, весь
школьный уклад построен так, чтобы ученики как
можно более самостоятельно управляли своей
жизнью и учебой. Это школа свободного
образования.
На уровне школы пока нет никакой
возможности самим определять, как жить, какое
носить имя, чему учить детей и как собой
управлять
Но Крис Вудхед – Ее Величества инспектор,
главный школьный инспектор Великобритании – не
сторонник свободного образования. М-р Вудхед –
сторонник образовательных стандартов, единой
государственной программы и лидирующей роли
инспекции. И в этом его, как мы уже отметили,
поддерживает м-р Бланкет, министр (секретарь)
образования, и м-р Блэр, премьер-министр страны.
Но никого из этих господ не поддерживает мировая
образовательная общественность. Сайт Summerhil в
Интернете стал одним из самых посещаемых
образовательных сайтов, все интересуются
судьбой маленькой английской школы примерно так
же, как весь мир следил за событиями в Косово.
Влиятельный американский общественный деятель,
лидер альтернативного образования в США Джерри
Минц, ведущий образовательного радиошоу, написал
письмо м-ру Бланкету. С разрешения Д.Минца я
процитирую часть этого письма:
“Мы очень рады, что вы решили превратить
философию школы Саммерхилл в тему для
обсуждения. У нас в США феномен стандартизации и
национальных учебных планов только начинает
материализоваться. Некоторые люди считают, что
через подобную стандартизацию и национальные
учебные планы образовательный уровень страны
будет поднят. Ваша злобная атака на Саммерхилл
наглядно демонстрирует ошибочность подобных
идей. Эта атака должна послужить
предостережением для людей в нашей стране,
которые поддерживают идею стандартизации, и
показать, что это неминуемо приведет к атакам на
образовательные философии, которые выбирают
родители по своему усмотрению.
…Мы очень рады, что вы решили показать, кто вы
есть на самом деле, и атаковать эту маленькую и
героическую новаторскую школу. Теперь мы все
предупреждены. Эта история представляет собой
замечательный тест на умственное и моральное
здоровье вашей страны, за результатами которого
наблюдают наши коллеги по всему миру”.
В самой Великобритании многие деятели
образования не разделяют действия Вудхеда и ту
образовательную политику, которую проводят Блэр
– Бланкет. Бывший руководитель образовательного
ведомства графства Энфилд Гордон Хатчинсон
сказал мне, что это политика, направленная не на
поддержку учеников, а на поддержку
бюрократических институтов и укрепление
государственного, а не общественного влияния в
образовании.
– С помощью стандартов можно легко установить
результат, который показала школа в целом, но это
не связано с успехами детей, – отметил Гордон
Хатчинсон, чей уход с поста руководителя
образовательного ведомства во многом связан с
изменением образовательной политики
Великобритании.
Итак, что нужно для закрытия школы?
1. Официально поддерживаемая идеология
стандартизации и веры в инспекцию.У нас есть все
это? Есть. Плохо, пойдем дальше.
2. Активный исполнитель-координатор, такой, как
м-р Вудхед.
О, у нас этого навалом. Да и во всем мире таких
хоть пруд пруди. Они только и ждут, чтобы
услышать: “Фас!” – и набросятся так, что только
кости захрустят. Плохо, пойдем дальше.
3. Положения и инструкции по проведению
инспекций. Ну, обижаете, как же это у нас да без
таких положений и инструкций. Есть. Конечно, есть.
Вот, пожалуй, все. Приступим.
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем
закрывать
Среди большого числа наших отечественных
примеров трудно выбрать самый достойный общего
внимания.
Закрыли начальную Монтессори-школу в Москве.
Знаменитую, первую в России. Школа сама по себе
осталась, но теперь она обыкновенная, как все.
Закрывали по обычной схеме: аттестация,
контрольные работы, по результатам аттестации
программа остановлена.
Вот в Сургуте «Школа проектирования» –
арендаторы отбирают помещение, в котором
родители уже сделали ремонт. А школа маленькая, и
администрация не очень хочет брать ее к себе на
баланс. Зачем возиться? Одной школой меньше,
одной больше. Правда, мэр Сургута Александр
Сидоров решения еще не принял, но школу уже
выселяют через суд, а платить родителям нечем.
А вот как надо готовиться к атаке на школу.
Из источников в Московском комитете образования
стало известно, что в министерство направлен
запрос на имя первого заместителя министра
А.Ф.Киселева о том, чтобы он разъяснил ситуацию со
«Школой самоопределения» (цитируем с
сокращениями):
«1. Сохранился ли статус экспериментальной
площадки Минобразования у НПО «Школа
самоопределения»?
2. Проводилась ли экспертиза деятельности данной
экспериментальной площадки, если «да», то можно
ли ознакомиться с заключением экспертной
комиссии?
3. Сохраняется ли название
«Научно-педагогическое объединение»; в
типологизации образовательных учреждений нет
такого типа и вида.
Действительно ли Положение о
научно-практическом объединении «Школа
самоопределения»?
Действительна ли должность «Генеральный
директор». В тарифно-квалификационных
характеристиках данная должность отсутствует.
Перечисленные выше вопросы препятствуют
проведению аттестации данного образовательного
учреждения и его руководящих кадров».
Поскольку все перечисленные вопросы решались
приказом Министерства образования РФ от 1992 года,
то все вопросы риторические. Положение о
«Федеральной экспериментальной площадке»
действует с 1997 года, и первая реальная экспертиза
ФЭПов пройдет только осенью 1999 года. Приказ от 1992
года никто не отменял, но ни в типологизации
образовательных учреждений, ни в
тарифно-квалификационных характеристиках
перечисленных позиций нет.
Значит, что же, закрывать?
Школу Тубельского они не закроют. Но крови
попортят много и ему, и учителям, и ученикам.
А вот еще один сюжет, как раз о том, как портят
кровь учителям, ученикам и родителям. Тоже из
Москвы.
«Уважаемая редакция! Помогите защитить наших
детей от произвола. Под угрозу поставлено
существование биологических лицейских классов
школы № 520, в которых учатся наши дети».
Проблема в том, что школы – это
самостоятельные сообщества. У них должно быть
право на самоопределение, свободу и
независимость. Как у людей
Два слова предыстории. Мало кто знает, что
биологические классы были и есть такой же нашей
гордостью, как и математические и физические. Еще
в начале 70-х годов с легкой руки академика
Энгельгардта в знаменитой 57-й московской школе
биологи стали организовывать классы наподобие
математических и физических. Потом по ряду
причин эти классы перекочевали в 520-ю школу, и все
шло хорошо. Лидер этих классов, Галина Соколова,
– увлеченный и бесконечно преданный своему делу
человек, серьезный ученый. Ей удалось выстроить
образование своих учеников в биологических
классах так, что каждый там может вести свою
линию. Искать проблему. Обсуждать ее с высокими
профессионалами, вести исследование. Писать и
публиковать статьи.
Летом ученики биологических классов выезжают в
Суздаль и на Белое море, где на соросовские
гранты преподавателей оборудована собственная
биостанция.
Вот с преподавателями и возникла проблема. Из
письма родителей в газету: «...В течение учебного
года с преподавателей были сняты надбавки
специалистов. Преподаватели-биологи были
вынуждены выступать в роли кружководов и
руководителей групп продленного дня, что
совершенно не соответствует их реальной
деятельности. Самая нелепая ситуация возникла в
отношении художника-оформителя С.Б.Генкиной,
вкладывающей не только силы и знания, но и
необходимые средства в издание научного журнала
лицейского класса: она была переведена на
должность старшей вожатой, вследствие чего ее
зарплата уменьшилась в четыре раза! В итоге эти
действия отразились на детях: вместо
традиционных трех номеров журнала «Пантопода» в
этом году средств хватило лишь на выпуск
одного.
…С августа этого года класс лишается учителя –
оформителя научных работ, лаборанта,
библиотекаря, отвечающего и за компьютеры по
совместительству. Всем им предложено подать
заявления об уходе».
Не закроют лицейские классы. Но крови уже
попортили много. И главное – на уровне школы нет
никакой возможности самим определять, как жить,
какое носить имя, чему учить детей и как собой
управлять.
И это не проблема хорошего или плохого
начальника, не проблема отсутствия денег.
Начальников всегда ругают, а денег вечно не
хватает.
Проблема в том, что школы – это самостоятельные
сообщества. У них должно быть право на
самоопределение, свободу и независимость.
Как у людей.
…Если у кого-то из наших читателей есть хорошие
новости – напишите мне письмо, пожалуйста,
порадуемся вместе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|