Азбука для Аннушки
Можно ли научиться читать, не заучивая
алфавита?
Педагог: Корень учения должен быть горек.
Это народная мудрость!
Народ (устами родителей, робко): А разве это не
зависит от методики?
Из диалога на родительском собрании
Самым популярным и действенным педагогическим
инструментом при обучении грамоте когда-то
считалась розга.
Ученики зубрили сначала буквы, а потом и
бессмысленные звукосочетания: “Аз и буки – аб,
аз и веди – ав...”; “аз, буки и веди – абв...” Так
школяров школили несколько лет. А чтобы не
ленились – ставили коленями на горох,
подбадривали розгами. И при этом стихи Симеона
Полоцкого, завершающие “Букварь”, изданный в 1679
году, убеждали бедных школяров:
Розга ум острит, память укрепляет...
И призывали:
Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте!
Как отвечали на этот призыв дети? Это ясно из
поговорки: “Азбуку учат – на всю избу кричат”.
Естественно, что при такой педагогике корень
учения был горек.
Но уже в конце того же века, в 1692 году, писатель-монах
Карион Истомин преподнес царице Наталье
Кирилловне для ее маленького внука Алексея
Петровича свой “Лицевой букварь”:
Царевичу младу зело в отраду,
И иным не в скуку, кто любит науку.
“Лицевой букварь”, богатый иллюстрациями,
занимательными сведениями и стихами, превращал
обучение грамоте в занятие, увлекательное и для
ученика, и для учителя. С тех пор педагогическая
идея ненасильственного обучения становится все
более популярной.
Теперь ясно, что обучение, не ломающее ребенка,
а опирающееся на его интересы, обращенное к его
потребностям, формирующее у него желание
самообразовываться, не только делает жизнь
радостнее, но и сближает ребенка и взрослого. И
что еще немаловажно – учение без принуждения
гораздо эффективнее обучения из-под палки:
человек, который учится добровольно, обучает
себя сам, а потому открывает больше того, что ему
дает учитель.
Ясно-то ясно, но средневековые суеверия умеют
маскироваться под современные научные методы. До
сих пор в школьной методике и в сознании
родителей живет убеждение, будто при обучении
чтению малыш должен прежде всего выучить все
буквы алфавита, затем перейти к чтению слогов и
послоговому чтению, а уж потом может начать
читать в свое удовольствие. Мне кажется, это
убеждение сохранилось у нас от тех времен, когда
детей заставляли зубрить аб, абв, абвг...
А может быть, нужно до знакомства со всеми
буквами как можно скорее помочь ребенку
почувствовать, что такое умение читать? И дать
малышу возможность испытать радость от того, что
он умеет читать. И это вдохновит его на быстрое и
без слез освоение незнакомых букв.
Как поет теленок?
А что если сначала познакомить Аннушку с
несколькими буквами, которые позволят мне
подбирать для внучки коротенькие тексты? Чтобы
она стала читательницей прежде, чем узнает все
буквы.
Я решил рискнуть. Прежде всего нужно
представить Нюре остальные буквы, которыми на
письме обозначаются гласные звуки после мягких
согласных: я, ё, ю, и, е. В начале слога у этих букв (их
называют “йотированные”: я, ё, ю, е) другая работа
– каждая из них обозначает два звука: я = [й + а], ё =
[й + о], ю = [й + у], е = [й + э]. На первое знакомство к
Аннушке я привожу буквы я, ё, ю, и, е, когда они
стоят в паре с согласным м, за его спиной. Встречу
с йотированными откладываю до лучших времен.
– Мы пели с тобой “МА-МО-песенку”. А теперь
споем похожую песенку-лесенку – “МЯ-МЁ-песенку”:
МЯ, МЁ, МЮ, МИ, МЕ.
Поем сверху вниз и обратно. Весело и легко.
Новое задание:
– Прочитай еще раз все слоги. Среди них есть
песенка теленка и песенка козленка. Попробуй
найти. Давай начнем с самого верха. Ма... Так
теленок поет? Нет. А дальше какой слог?
Временами Аннушка забывает, как читается
гласный. Тогда мы вместе вспоминаем песенку-лесенку,
перемещаясь по ступеням. Вспоминает. И довольно
быстро находит му и ме.
К нашим занятиям слоги этих песенок я записал
на прямоугольных картонках. Предлагаю новое
задание.
– Теперь я возьму один слог (Аннушка читает:
“Ма”) и еще один такой же слог и положу их рядом.
Прочти-ка, что получилось. Ты ведь уже умеешь
читать.
Внучка сразу узнает слово:
– Мама.
– А если я возьму такие слоги?
Беру ма и мы. Аннушка читает:
– Ма-мы.
Но не узнает слова. Я повторяю за ней “ма-мы”,
только выделяю ударением первый слог. Вот теперь
узнает и произносит, счастливая:
– Мамы! Еще что-нибудь, дедушка!
– А ты не устала?
– Нет!
– Тебе не надоело?
– Нет! Нет! Еще.
Меняю второй слог сначала на ме, потом на му.
Прочла и просит:
– Еще.
– Нет, Аннушка, на сегодня хватит. Нас дома ждут.
– А дома позанимаемся?
– Ты поешь, поспишь, а потом, если захочешь
заниматься, скажи мне. Если буду свободен,
позанимаемся.
Очень важно, чтобы занятия не были навязанными,
не стали обязаловкой. Поэтому важно прерывать их,
когда ребенку еще хочется заниматься.
На следующих занятиях сначала вспоминаем “МА-МО-песенку”.
– А теперь спой “НА-НО-песенку” (показываю и
пропеваю первые две ступеньки): на, но...
НА, НО, НУ, НЫ, НЭ, НЯ, НЁ, НЮ, НИ, НЕ.
– Поем “ЛА-ЛО-песенку”:
ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ.
Объявляю:
– “РА-РО-песенка”.
Аннушка поет сама:
РА, РО, РУ, РЫ, РЭ, РЯ, РЁ, РЮ, РИ, РЕ.
Теперь Аннушка знает все буквы, которыми
обозначаются гласные звуки и четыре самые
“певучие” (сонорные) согласные: м, н, л и р. И у
меня есть возможность доставить ей удовольствие.
Я подобрал для нее слова из знакомых ей букв и с
помощью компьютера крупно записал их на листочке.
Причем соседние слоги в каждом слове набрал с
разным наклоном. И еще я подготовил для внучки
сюрприз.
мама маму мамы маме о маме
няня няню няни о няне
Маня Маню Мани о Мане
Мама и Аня мыли лимон.
Так Аннушка прочла первый текст. Первое
предложение. И была горда собой. И я тоже гордился
ею и не скрывал этого. Теперь маленькая ученица
уже хорошо понимала, чему она учится. И очень
хотела научиться читать побыстрее. Зайчишку со
сказкой мы уже не вспоминали. Вернее, пока не
вспоминали.
Книга Вадима Левина и Елены Кривич “Подсказки из
детства” выходит в Харькове в издательстве
“Фолио”
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|