Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/1999

Архив

ВЕЛИКИЙ ПУШКИН,
МАЛЕНЬКОЕ ДИТЯ!..

Надя Рушева... Таинственное и родное для нас, детей 60–70-х годов, имя. Мы будто всегда знали о Наде, как знали о Пушкине. Нам странно, что наши дети о Наде не знают. Впрочем, откуда им знать, если мы не рассказали, если последняя книга о Наде вышла двадцать лет назад, а редкие выставки ее рисунков проходят тихо и незаметно...

Надя Рушева внезапно умерла мартовским утром тридцать лет назад. Сегодня, в канун дня рождения Пушкина, нам хочется вспомнить о тоненькой, близорукой девочке и ее рисунках. В этих чудесных рисунках – чистота, легкость, созвучие Пушкину – необъяснимые.

Пусть они останутся с нашими детьми как щемящее напоминание о детстве, о Пушкине, о девочке Наде.

Надя Рушева прожила всего семнадцать лет, но оставила после себя такой значительный след в искусстве рисунка, что и сегодня, спустя тридцать лет после ее трагически внезапной смерти, существует “загадка Нади Рушевой”. О ней снимали фильмы, писали книги и статьи. За несколько дней до смерти, в марте 1969 года, снимались последние кадры в ее жизни, – это было в Царском Селе, в Лицее, там, где сочинял и читал стихи Пушкин, где его слушателями и собеседниками были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. О Пушкине художница говорила: “самый родной поэт”. Пушкин вошел в ее жизнь рано, в детстве, когда в 1959 году вместе с родителями – мать, Наталья Дойдаловна, была балериной, отец, Николай Константинович, – художником – Надя побывала в Ленинграде, в последней квартире Пушкина на Мойке, 12. В одном из своих интервью она сказала: “Сначала были рисунки к сказкам Пушкина… Папа читал книжки, а я рисовала в это время”. Тогда ей было всего семь лет, первые пушкинские рисунки – иллюстрации к “Сказке о царе Салтане”. В одиннадцать лет первые рисунки художницы появились в печати, в четырнадцать состоялась поездка в Варшаву.

Тема Лицея была едва ли не самой любимой. Надя Рушева – как будто его одноклассница, она, быть может, одного роста с Пушкиным, Дельвигом… На ее рисунках Пушкин-лицеист – долговязый, слегка неуклюжий, худой, с вытянутой шеей. Пушкин будто еще растет, он пока отрок.

В 1968 году, когда Наде Рушевой было 16 лет и с успехом прошла ее выставка в музее Пушкина на Мойке, она по просьбе известного пушкиниста А.И.Гессена проиллюстрировала первые главы готовящейся тогда к изданию его книги “Жизнь поэта”. Книга о Пушкине была задумана с иллюстрациями самого поэта, но, как известно, в детские и лицейские годы Пушкин почти не рисовал, точнее, его лицейские черновые рукописи не сохранились. Наде Рушевой, московской школьнице, предложили дорисовать то, что, может быть, нарисовал бы юный Пушкин.

О “Пушкиниане” Нади Ираклий Андроников сказал: “То, что это сделала девочка гениальная, становится ясно с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности...”

По стилистике рисунки Нади Рушевой напоминают рисунки самого поэта.

Всматриваясь в ее работы, ощущаешь полет пера в руке, чем-то похожий на росчерк пера самого Пушкина, рисовавшего на полях рукописей. Но это ни в коей мере не подражание Пушкину – блистательному рисовальщику. Тема балета тоже близка Наде, так как ее мать, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, посвятила себя танцу, была одной из первых балерин Тувы.

Надя Рушева очень любила бывать на старом Арбате. Она говорила: “Идешь по старому Арбату… Вообще когда ходишь по нетронутым уголкам Москвы, ведь знаешь, что люди когда-то в этом доме жили, страдали, радовались. Согретые такие дома”. Без сомнения, Надя проходила мимо дома, где сейчас находится Музей-квартира Пушкина, что на Арбате, 53. Здесь жил Пушкин, здесь была его свадьба, бал, гости, друзья… Сегодня здесь хранятся рисунки Нади Рушевой.

У нее есть иллюстрации к К.Чуковскому, В.Шекспиру, Л.Кассилю, Ф.Рабле, Х.К.Андерсену, Н.Гоголю, Э.Гофману, Ч.Диккенсу, Д.Байрону, А.Грину, А.Дюма, Р.Киплингу, Д.Родари, Н.Некрасову, Ж.Верну, А.Блоку, В.Гюго, М.Булгакову, М.Лермонтову, А.Сент-Экзюпери, Э.Войнич...

Четыреста рисунков к “Войне и миру” .

Сто семьдесят иллюстраций к “Мастеру и Маргарите”.

К Пушкину – 300 рисунков!

Отец Нади, Николай Константинович Рушев, говорил, что она не умела рисовать натуралистически, никогда не копировала натуру. Ее рисунки во многом были импровизацией. Но импровизация сочеталась со стремлением детально ознакомиться с предметами и бытом эпохи, которой она интересовалась.

А.Гессен писал о Надиной “Пушкиниане”: “Меня поразили в них удивительное ощущение ушедшей эпохи, ясновидящее проникновение и настроение Пушкина и его поэзии”.

Надя не училась в художественной школе. У нее была прекрасная зрительная память и воображение. Сама сочиняла сказки и сама их иллюстрировала.

И вот появился Пушкин, которого никто никогда не видел и не представлял. Пушкин с детьми за столом. Мы его видели на балах, в опере, на балете, пишущим стихи, на Невском проспекте, в Гурзуфе, но никогда – кормящим из ложечки своего ребенка.

Надя как-то сказала: “В любой теме, которую я берусь иллюстрировать или просто делать рисунки, я всегда стараюсь рассмотреть детскую тему. На Мойке, 12, у Пушкина была квартира, а не просто кабинет, где он сидел и работал. Здесь должна быть домашняя обстановка, когда он среди детей. И я рисовала, как он сидит за обеденным столом, даже держит одного малыша на руках и кормит его из ложечки. А потом я рисовала просто так, не придерживалась никаких исторических фактов. Рисовала, что стало с его детьми, какие они выросли…”

“Надя в очках” – автопортрет в 15-летнем возрасте в Манеже. Очки, как у Дельвига...

После смерти Нади осталось десять тысяч маленьких новелл, выполненных фломастером, пером, карандашами, как записи в альбом пушкинского времени: впечатления, грусть, надежды… Первая часть коллекции поступила в музей в 1987 году. Тогда в нее вошли “Пушкиниана”, иллюстрации к Пушкину, Лермонтову (“Герой нашего времени”, “Маскарад”), Гоголю (“Ревизор”), автопортреты. В 1996 году поступила основная часть наследия, образующая ныне единый коллекционный фонд Нади Рушевой.

А первая выставка, организованная журналом “Юность”, была в мае 1964 года, когда Надя училась в 5 классе. За пять последних лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Всего на сегодняшний день прошло более ста выставок в России и за ее пределами: в Японии, Германии, Америке, Польше.

В завершение короткого рассказа о Наде мне хочется вспомнить о ее любимых книжках.

Список любимых книг Нади Рушевой

1. Сказки братьев Гримм.
2. “Сказка о царе Салтане”, Пушкин.
3. “Снежная королева”, Андерсен.
4. “Легенды и мифы Древней Греции”.
5. “Миф о Прометее”.
6. “Рассказы”, Л.Толстой.
7. “Великое противостояние”, Л.Кассиль.
8. “Хаджи Мурат”, Л.Толстой.
9. “Маугли”, Киплинг.
10. “Детство. Отрочество. Юность”, Л.Толстой.
11. “Маскарад”, М.Лермонтов.
12. “Петербургские повести”, Н.Гоголь.
13. “Новеллы”, А.Грин.
14. “Маленький принц”, А.Экзюпери.

Евгения РАПОПОРТ,
старший научный сотрудник
Государственного музея им. А.С.Пушкина

“Великий Пушкин, маленькое дитя! Иди, как шел, то есть делай, что хочешь, но не сердися...”

Из письма Антона Дельвига А.С.Пушкину 28 сентября 1824 г.

“В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом... Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него всем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мириться с ними и кончая тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось...”

Иван Пущин

“...Любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд. Однажды как-то она освистала его пьеску... Он не обиделся и сам на себя написал эпиграмму...”

Ольга Сергеевна Павлищева

“Молодой Пушкин... был скромный ребенок, он очень понимал себя; но никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор...”

М.Н.Макаров

“Он вообще любил своих товарищей и с некоторыми из них, особенно с бароном Дельвигом, был и остался истинным другом”.

Лев Сергеевич Пушкин

“...Пушкин был очень красив; рот у него был очень прелестный, с тонко и красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые... Ходил он в черном сюртуке... Все барышни были от него без ума...”

Е.Е.Синицына

“В детских летах, сколько я помню Пушкина, он был не из рослых детей и все с теми же африканскими чертами, физиономией, с какими был и взрослым, но волосы в малолетстве его были так кудрявы и так изящно завиты африканскою природою...”

М.Н.Макаров

“Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях...”

Иван Пущин

“...Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами; не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому ничего об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозной и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи; мне было тогда лишь 15 лет.

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!..”

    М.Н.Волконская

“...Раз, бывши в гостях, Пушкин увидал мой альбом и принялся его рассматривать; потом начал приставать к графине, чтобы она тайком от меня одолжила ему этот альбом на несколько времени, обещая написать в него стихи и что-нибудь нарисовать...

Графиня уступила его просьбам. Пушкин сдержал свое обещание: исписал несколько страниц очень милыми стихами и что-то нарисовал.

Грустно мне каяться в моем вандализме: впоследствии я затеряла этот альбом, не придавая ни стихам, ни рисункам Пушкина никакого значения!..”

        А.М.Каратыгина

“– ...Пожалуйте сюда, пожалуйте, – звал меня Пушкин, и голос его был до того радушен и до того симпатичен, что я весь затрепетал от радости и никогда не забуду этой счастливой для меня минуты... Кабинет Пушкина состоял из большой узкой комнаты. Посреди стоял огромный стол простого дерева... заваленный бумагами, письменными принадлежностями и книгами, а сам поэт сидел в уголку в покойном кресле. На Пушкине был старенький дешевый халат, какими обыкновенно торгуют бухарцы в разноску. Вся стена была уставлена полками с книгами, а вокруг кабинета были расставлены простые плетеные стулья. Кабинет был просторный, светлый, чистый, но в нем ничего не было затейливого, замысловатого, роскошного... и ничего поражающего, кроме самого хозяина, поражавшего каждого, кому посчастливилось видеть его оригинальное, арабского типа лицо, до невероятности подвижное и всегда оживленное...”

Из воспоминаний Облачкина

 

“...Пушкин приехал из Москвы и привез свою жену... Я видела ее у маменьки – это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая, – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, – глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, – взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный... Он очень в нее влюблен...”

Д.Ф.Фикельмон

“...Собираясь ехать к Гончаровой, поэт заметил, что у него нет фрака.

– Дай мне, пожалуйста, твой фрак, – обратился он к Павлу Войновичу.

– Я свой не захватил, да, кажется, у меня и нет его. Друзья были одинакового роста и сложения, а потому фрак Нащокина как нельзя лучше пришелся на Пушкина.

Сватовство на этот раз было удачное, что поэт в значительной мере приписывал “счастливому” фраку. Нащокин подарил этот фрак другу...”

В.А.Нащокина

“...Выпив стакан лимонаду или воды, Данзас не помнит, Пушкин вышел с ним из кондитерской; сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту. Бог весть что думал Пушкин. По наружности он был покоен... На Дворцовой набережной они встретили в экипаже госпожу Пушкину. Данзас узнал ее, надежда в нем блеснула, встреча эта могла поправить все. Но жена Пушкина была близорука; а Пушкин смотрел в другую сторону.”

Из записей воспоминаний К.К.Данзаса

“...Прощай друг – будь счастлив и здоров... Я точно с тобой в кабинете – стою и молчу и жду сам не знаю чего – ты перебираешь листы – Наталья Николаевна сидит за конвой. – Вот братец, не портрет – а картина, – найди-ко мне такого мастера, чтобы он так нарисовал живо как мне теперь представляется...”

Из письма П.В.Нащокина А.С.Пушкину 9 июня 1831 года.
Из Москвы в Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru