Анна ПАХОМОВА,
учительница образовательного центра “Азъ”
Выполнять ли свои угрозы?
О происшествии, которое заставило меня неделю
мучиться в сомнениях и пить валерьянку, дети
вспоминали как о чем-то незначительном
Когда мы, взрослые, придумываем для детей
правила поведения, мы свято верим, что это им на
пользу. Но вредные дети никак не хотят нас понять.
И тогда мы опять уговариваем себя: совершать
насилие над собой детям полезно. Но терпеть
дискомфорт нам самим?! Да ни за какие коврижки!..
Но умение делать то, что не хочется, что идет
вразрез с нашим стремлением к удобству – это
тоже режиссура. Режиссура поведения. Сумеем ли мы
совершить насилие над собой –
с тем, чтобы выиграли дети и уж тем более – мы? А
потом с иронией взглянуть на происходящее, и в
первую очередь – на самих себя.
Правила похода надо соблюдать независимо от
того, насколько он длинный и серьезный. В походе
ли, на прогулке по городу или на экскурсии крайне
важна дисциплина. Слишком многое от нее зависит:
от безопасности до выполнения намеченных планов.
То, что в школьном коридоре выглядит милой
детской шалостью, в лесу за городом может
оказаться ЧП.
И вот наш традиционный поход в конце учебного
года. В программе – костер, установка палаток,
походный суп, конкурсы и призы. Идти надо было
часа полтора пешком через лес до места стоянки и
столько же обратно. Мы предложили нашим
третьеклашкам самим найти дорогу (ведь в прошлом
году они уже были в тех местах). Взрослые же
оставили за собой право коррекции пути, но этого
и не потребовалось. (Удивительно, как это они
вспомнили дорогу через год? Я бы одна точно
заблудилась!)
Взрослых было четверо: классный руководитель
Ольга Николаевна, учитель музыки Сергей
Павлович, папа одного из мальчишек и я, учитель
английского. Детей – двадцать человек. Мы всегда
предлагаем детям приглашать с собой в походы
братьев и сестер. В этот раз с нами пошел Ваня,
старший брат Володи (разница у них – один год).
Сказано – сделано
Мы шли с остановками. Каждый нес с собой воду
или сок. Но пить мы не разрешаем до большого
привала. Во-первых, говорят, если пить – идти
тяжелее. Во-вторых, многие выпили бы весь свой
запас на первом же километре пути. В-третьих, если
пить, то мы бы только и ждали всех жаждущих и до
места не дошли бы вообще. Ведь для ребенка
достать бутылку воды, открыть, попить, закрыть,
убрать – это же целая эпопея!
На первой же остановке, когда кое-кто вытащил
свое питье, взрослые попросили быстренько все
убрать. И напомнили: «Заметим, что кто-то пьет
воду до привала, – отберем и выльем. Увидите, что
пьем мы, – отбирайте и выливайте».
Идем дальше. Остановка на пять минут. Ваня, наш
«гость», глядя мне в глаза, достает бутылку воды,
медленно открывает и начинает пить. Я эту бутылку
отбираю и так же медленно выливаю на травку.
Красиво так, солнышко светит, капельки блестят, я
даже залюбовалась. Дети все это видели, но даже не
съехидничали, собрались и дальше пошли. Что ж:
сказано – сделано.
Ваня ушел в лес – помирать
На полпути решили сделать привал, съесть
печенье и немного попить. Расположились на
пригорочке, хорошо всем. И тут мои дети говорят:
– Анна Игоревна, а Ваня в лес ушел. Обиделся, что
его воду вылили, и ушел.
Гляжу, и правда, Ванька где-то в кустах бродит, а
Вова, братец его, с нами сидит, печенье уплетает и
воду свою пьет. Я говорю детям:
– Кто может поделиться с Ваней?
Дети у нас воспитанные, все побежали Ване свою
помощь предлагать. Даже Вовка, доев свою еду, к
брату пошел. Сбегали дети все по очереди к Ване и
принесли мне новость: он дальше идти не хочет, на
всех обижен, а на меня в первую очередь; может,
домой пойдет, а может, в лесу останется помирать
от обиды.
Тут наши мнения разделились. Ольга Николаевна
считала, что надо дальше идти, Ваньке ничего не
останется делать, как за нами пойти, а там и обиды
забудутся. Боязно было ребенка в лесу бросить
даже на минутку: поди знай, что ему в голову
взбредет. Родитель наш права голоса не имел, а
Сергей Павлович пошел Ваню уговаривать.
Приходит через десять минут и говорит: «Он от
меня убегает, ничего знать не хочет и
разговаривать ни с кем тоже не хочет». Тут наш
родитель пошел – думал, что мы,
учителя-формалисты, к ребенку подход найти не
можем. Прождали мы его десять минут – нету. А
время идет, дети ждут, поход на грани срыва. Тут
пошла я в лес. Меня же грызло то, что воду я вылила.
Как бы я во всем и виновата.
Подхожу и вижу: Ваня бегает от дерева к дереву, а
папа за ним, как заяц, и уговаривает его
выслушать. Тут папа увидел меня, рюкзак сбросил и
решительно так говорит: «Сейчас я его...
паршивца...» – я даже испугалась. Ну и припустили
они по лесу. Через минуту папа Ваню изловил и ко
мне привел. Мы и ругать его попытались, и
напомнили, что он товарищей подводит. А он,
обливаясь слезами, кричал: «Отдайте мне деньги за
воду! Я не пойду никуда! Меня никто не любит! Я
умереть хочу!»
В дерево вцепился, ревет, что с ним делать –
неизвестно. А уже час прошел. Папа мне говорит:
«Вы идите, а я его домой потащу, родителей
дождусь, все им расскажу». Тут Ваня еще больше
заревел: «Меня дома убьют!» – но дерево не
выпустил.
Я попросила папу подождать и пошла –
оставшимся взрослым все рассказала. Конечно,
папу нельзя было отпускать, он со своим ребенком
в поход пошел, а не чужого на себе домой тащить.
Женщина же этого «обормота» не доведет...
Последняя попытка
И тут на авансцену вышел Сергей Павлович. Он
велел ждать его ровно три минуты, и если он не
выйдет из леса, то идти дальше. А Ваньку до дома
доведет он.
Только дети разбрелись цветочки собирать, как
раздался слабый крик, и из леса показался Сергей
Павлович. Ваньку за шкирку ведет и нам через
плечо бросает: «Он идет с нами».
Мы в подробности не стали вдаваться (я только
подумала: что значит мужчина в доме!), вещи
подхватили и пошли дальше. Ванька пару раз
дернулся, попробовал упираться, но получил
подзатыльник и смирился. Минут через двадцать
Сергей Павлович держать Ванькину шкирку устал и
соорудил себе из веревочки поводок, который и
привязал к Ванькиной руке. Отпустить парня мы
боялись: перспектива вылавливать его по кустам и
болотам никого не привлекала. Дети
похихикали-похихикали и отвлеклись на более
важные вещи, тем более что высмеивать Ваньку
побаивались: он все же старше и сильнее. А Ванька,
казалось, хоть и стыдится своего положения, но
все же рад, что из тупиковой ситуации мы вышли и к
папе его за шкирку не привели.
Как ни в чем не бывало
Пришли мы на привал, дети рюкзаки разбирают,
стол соорудили. Ванька есть отказался. Сергей
Павлович передал его мне: ему надо было костром
руководить. Стали дети костры разводить, палатки
ставить да картошку чистить: по командам, кто
быстрее. Суетятся все, я от команды к команде
хожу, советую. Ванька за мной на веревочке. Злится
на меня, считает корнем всех бед, но ходит, не
упирается!
Смотрю, стал тоже советы давать, помочь норовит
своей команде. А у меня уже сил нет его за собой
таскать. Взяла я с него честное слово, что не
убежит, и спустила с поводка.
Ванька сразу в работу включился, как будто и не
было ничего. Потом мы наградили все команды,
съели приготовленный на костре суп (Ванька
уплетал больше всех, изголодался, бедный) и
двинулись к дому.
Инцидент был исчерпан и забыт. Дети про него уже
не вспоминали, у Ваньки было прекрасное
настроение. У меня оно было отвратительное: нервы
вымотаны полностью, к тому же мы на час опоздали с
возвращением, и все планы на вечер рухнули.
Лить или не лить? – вот в чем вопрос
Я спрашиваю Сергея Павловича, как удалось ему
уговорить Ваньку идти с нами. Он ответил так:
– Когда у человека истерика, уговаривать
бесполезно. Я просто взял его за ухо и силком
протащил пару метров. Очевидно, было больно, и
дальше он пошел сам.
Непедагогично? А портить всем поход из-за
одного-единственного ребенка, тем более
«чужого», педагогично? А отправить с ним чужого
папу педагогично?
Собственно, в тот момент я просто была
благодарна Сергею Павловичу, что он хоть как-то
разрешил конфликт. Но вообще-то хотелось бы
понять: можно ли было применять в этой ситуации
силу? А в какой-то другой – на уровне учитель –
ученик? И вспомним еще про подзатыльник...
С одной стороны, рекомендуют же похлопать по
щекам для приведения в чувство. Если бы это был
наш ученик, мы бы, может, и нашли подход, а к
совершенно незнакомому ребенку...
Мы пытались, а получилось лишь у Сергея
Павловича. Но оправданно ли это? Хотя Сергей
Павлович, он такой. Он возьмет и спросит
родителей: «Бить можно?» «Нужно!» – ответят они. А
он потом ребенку: «Я с мамой говорил, она
разрешила...»
Правда, не бил он детей никогда, достаточно было
здорового юмора. Вообще дети его очень любят и
совсем не боятся.
Но прав ли он был в походе? Не знаю.
И еще один вопрос мучает меня до сих пор: надо ли
мне было выливать ту злосчастную воду?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|