Как бы я выбирал школу своему
ребенку?
Давайте
попробуем повнимательнее присмотреться к
каждому слову в этом вопросе, потому что дети не
должны стать заложниками нашей лени,
безалаберности, амбиций, претензий. Ведь наше
решение во многом определит то, какой будет их
жизнь в ближайшие несколько лет.
“Я”
Конечно же выбор школы для ребенка (прежде
всего первой школы) – это моя ответственность. Ни
соседи, ни сослуживцы, ни государство в конце
концов решают, в какую школу ему пойти. Это решаю
я.
Что это означает? То, что надо быть предельно
внимательным при выборе. И потом, если что-то не
будет складываться – не вешать всех собак только
на школу. Не ругать дома учителей – сам же
выбирал, а искать возможные выходы из
сложившейся ситуации. Не оставлять ребенка один
на один со школой, а помогать ему жить (или
выживать) в ней.
Даже в самых безвыходных ситуациях (например,
когда из школы по тем или иным причинам не уйти)
можно компенсировать неподходящую ученическую
жизнь прекрасной семейной атмосферой. И тогда
школа станет тем вынужденным этапом, который
нужно пережить, перетерпеть, но вместе.
“Ребенку”
Все-таки вы выбираете ту школу, где будет хорошо
именно ребенку. В связи с этим было бы неплохо,
чтобы он сам поучаствовал в выборе школы. И не
думайте, что он ничего не понимает. Если он учится
не первый год, то уже имеет опыт и ему есть с чем
сравнивать. Если же он будущий первоклассник, все
равно стоит доверять его мнению – ведь он уже
семь лет живет на этом свете. (В армии за два года
от несмышленыша-новобранца дорастают до
многоопытного старшего сержанта, а тут – семь
лет!) Хотя бы объясните ему, почему вы выбрали
именно эту школу.
“Своему”
Мое глубокое убеждение – нет плохих школ (ну
почти нет). Есть не подходящие для вашего малыша
или подростка. Для того чтобы выяснить, какая
школа – для вашего, попробуйте определить, в чем
особенность вашего ребенка. А в том, что он у вас
особенный, отличный от других, я не сомневаюсь.
Важно понимать: не всегда то, что мы хотим для
ребенка, на самом деле ему нужно или ему по силам.
Научитесь соотносить свои амбиции и претензии с
возможностями и желаниями самих детей.
“Выбирал”
Что стоит сделать для того, чтобы выбрать школу?
Например, сходить к местному невропатологу и
спросить, из какой школы в конце первого учебного
года больше всего поступает жалоб от детей на
недосыпание и прочие проблемы.
Узнать, кто из учителей ведет первые классы, и
поспрашивать родителей старшеклассников о том, у
какой учительницы учились их дети в начальной
школе и каковы их впечатления.
Или походить по коридорам различных школ вашего
района (ребенку в начальной школе лучше учиться
недалеко от дома) и послушать кричат там учителя
на детей или нет...
Возможны другие варианты действий родителей.
Например, попробовать полистать справочники. Мое
мнение: с такой информацией стоит познакомиться,
но она чаще всего официальная и краткая, что,
конечно, не дает сколько-нибудь полной реальной
картины.
“Школу”
Один из существенных моментов – наши ожидания.
Что прежде всего должна дать моему ребенку школа?
Какие-то важные знания? Умение учиться?
Мировоззрение? Хороших товарищей? Не сильно
испортить здоровье? Сохранить природное
любопытство и интерес к жизни и новым знаниям?
Школа (по крайней мере массовая) считает, что
должна дать огромное количество разнообразной
информации. Именно это и проверяется на
экзаменах. Хотя уже многие ученые, педагоги,
социологи, общественные деятели и учителя
говорят о том, что сегодня основная задача школы
меняется. Объем информации не так важен, как
умение добывать и применять ее в нужный момент. В
одном из исследований о стратегии развития
образования в конце ХХ – начале XXI века,
сделанном для ЮНЕСКО, ученые обратили внимание
на четыре важнейших качества, которые необходимо
воспитать в молодом поколении: умение учиться;
умение делать; умение общаться; умение жить.
Такие стратегические цели по-другому определяют
и саму школьную жизнь.
Еще один принципиальный вопрос для родителей:
что для ребенка важнее в начальной школе –
многочасовые, упорные занятия через силу или
сохраненное здоровье, жизнерадостность,
любопытство, непосредственность? Боюсь,
однозначного ответа не будет. Врачи говорят, что
нагрузки в современных гимназиях вредны для
здоровья. Но многие педагоги (а главное, родители)
считают, что чем больше эта нагрузка в начальной
школе, тем вероятнее поступление ребенка в вуз.
Не знаю, проводил ли кто-нибудь исследования,
которые бы подтвердили, что дети, занимавшиеся в
начальной школе много и через силу, позже были
более успешными в жизни. А вот с исследованиями,
подтверждающими обратное, знаком. А здоровье, а
нервы детей и родителей?
“Как”
Думаю, что, отвечая на данный вопрос, важно
определиться с критериями, по которым мы четко
узнаем, подходит ли нам данная школа. Они
складываются на основе жизненной философии,
личного опыта учебы в школе, имеющейся
информации...
Вначале о ключевых словах, отражающих
принципиальные для меня моменты жизни ребенка в
школе: уважение, опыт, самостоятельность,
ответственность, выбор, творчество, дело, проект,
общение, диалог, игра, интерес.
Я искренне убежден: важно, чтобы в школе мой
ребенок имел опыт уважительных отношений. Чтобы
его учили уважать права других и уважали его
собственные права: право быть самим собой, право
на собственное мнение, право на ошибку... Понятно,
многое трудно проверить до того, как ребенок
поступил в школу. Но кое-что может
свидетельствовать о стремлении школы
развиваться в данном направлении.
Если в ней стремятся оценивать детей не в
сравнении с другими, а с собой; допускают
возможность ребят пробовать и ошибаться; если
школа пробует сделать так, чтобы разные дети
могли учиться вместе, но при этом продвигаться
индивидуальными темпами и способами; если в
классе принято хотя бы раз в неделю обсуждать
прожитый кусок жизни; если у учеников есть
настоящая детская газета, то все это может
свидетельствовать о том, что школа хорошая.
Уверен: ребенок должен получать опыт
самостоятельной работы в разных областях
человеческой жизни. В том числе в учебе. И если в
школьном расписании запланированы часы для
самостоятельной работы ребят, а учителя дают
детям возможность ставить себе цели на день или
урок, самим планировать свою работу, выполнять ее
и оценивать – это хорошо.
В начальной школе, и особенно в 5, 6, 7 классах, дети
должны приобрести многообразный опыт
деятельности. Здесь подойдут такие слова, как
эксперимент, проба, попытка, поиск,
исследование... Большинству детей
противопоказана в этом возрасте
систематичность. Вот почему срабатывает
известный эффект 5–6 классов, когда у ребят вдруг
пропадает огонек в глазах, им все становится
неинтересным. Поэтому, если вы знаете, что в
выбираемой вами школе не только изучают
предметные курсы, но и проводят по ним
исследования, выполняют творческие проекты,
участвуют в экскурсиях, ходят в походы, мастерят,
– в пользу данной школы еще один плюс.
...Конечно, идеальной школы в жизни не бывает.
Идеал недостижим и выступает лишь как ориентир, к
которому стоит стремиться. Сделайте на это
скидку – полностью реализовать мечты не просто,
но уже само желание движения в этом направлении
похвально и часто приводит к хорошему
результату.
Оговорюсь еще раз: это мои критерии, близкие мне
и, как я считаю, важные для моего ребенка. Если они
подойдут вам – буду рад. Но могут и не подойди.
Тоже нормально. Вы же для себя и своего ребенка
выбираете.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|