Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/1999

Архив

Мода на великие имена

Чем больше мы говорим о Пушкине, тем меньше о нем вспоминаем

юди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят «сбросить его с корабля современности». То и другое определяет только людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично» (А.Блок. «О назначении поэта»).
В этом году 6 июня объявлено Пушкинским днем России, к которому в соответствии с указом Президента РФ необходимо мобилизовать лучшие силы для «подготовки и проведения мероприятий». Но юбилеи у Пушкина были и раньше. Как к ним готовились, например, 100 лет назад?
В 1899 году к 100-летию поэта фабриканты Кузнецовы и братья Корниловы выпустили фарфоровые изделия с его изображением. Эта идея была продолжена в 1937 и 1949 годах (отмечали соответственно 100 лет со дня смерти и 150 лет со дня рождения).
Уже в конце прошлого столетия развитие новых технологий тиражирования изображений позволило обрести каждому желающему свою икону Пушкина. Выпускались иллюстрированные листовки с Пушкиным, не обладавшие ни исторической достоверностью, ни художественной ценностью, но зато быстро разбиравшиеся публикой.
В то же время появились карамельки «Пушкин», папиросы «Пушкин», шоколад «Воспоминания об А.С.Пушкине», спички «Пушкинские». Гастрономическую тему продолжали пушкинские обеды, где среди прочих блюд подавали Султан глясе a la Пушкин. А на досуге можно было узнать свою судьбу по брошюре «Ваша судьба по Пушкину. Новейшее салонное гадание» (М., 1899) и сыграть в преферанс игральными картами с рисунками на сюжеты пушкинских произведений.
В книге С.Либровича «Пушкин в портретах» (1890 года издания) написано следующее: «Существуют особого рода стеклянные бутылки, наружный вид которых представляет собой <…> не более не менее как довольно верное изображение головы Пушкина с его типовыми «африканскими чертами», выдающимися скулами и курчавыми волосами».
Все эти любопытные сведения я узнала на выставке с непривычным названием «Пушкин и Гете как объекты кича», которую в преддверии пушкинских праздников организовали в Государственном музее А.С.Пушкина. Правда, инициатором выставки стал директор Немецкого культурного центра им. Гете в Москве господин Михаэль Кан-Аккерман. Оказалось, что немецкий гений тоже не остался обойден вниманием общественности в Германии.
Недолгие поиски увенчались обширной коллекцией «клишированных форм общественного сознания» (так называют экспонаты сами организаторы выставки), потому что они, по мнению господина Кан-Аккермана, рассказывают не столько о Пушкине или Гете, сколько о нас самих.
Немецкая сторона тоже нашла чем удивить русскую публику. В экспозиции были представлены соски и куклы в виде Гете, солонки, значки, зажигалки, пасхальные яйца с изображением поэта, поваренные книги «от Гете»...
Но наибольшее впечатление произвела парусиновая женская ножка в чулке, на котором вышита написанная мелким изящным почерком цитата из «Фауста».
Пушкинскую коллекцию продолжают современные шедевры массовой культуры. Завод Смирнова оценил идею бутылки-Пушкина и выпустил подобную поллитровку, куда разливает свою продукцию, утверждая, что эта водка высшего качества, гарантом которого выступает Александр Сергеевич.
К 200-летию поэта появилось шампанское «Натали» с портретом Наталии Гончаровой, конфеты «Ай да Пушкин!» и даже кетчуп, где прямо под изображением великого русского поэта крупными буквами написано: “ЧИЛИ”.
Надо сказать, что после посещения выставки крылатые слова Аполлона Григорьева “Пушкин – наше все” воспринимаются совсем иначе. Получается, присвоить Пушкина не так-то сложно. Но такое присвоение может быть не столь безобидным, как кажется на первый взгляд.
“Хоть мы, немцы, не говорили подобных слов о Гете, но обошлись с ним не лучше: заковали его в мрамор и гипс, залили его шоколадом. “Фаустианство” немецкой души стало сердцевиной идеологического кича нацистов. В этом смысле Веймар и Бухенвальд соседствуют не только на карте” (Михаэль Кан-Аккерман).
У нас же идейное или безыдейное препарирование Пушкина начинается со школы.

Романтик, классик,
        старый, новый?
Он – Пушкин
       и бессмертен он!
К чему же школьные
                          оковы
Тому, кто сам себе
                         закон?
(М. Кузмин. «Пушкин»)

Вы любите Пушкина? Пушкина? Конечно, люблю, еще со школы. Да разве надо над этим вообще задумываться? Мы все любим Пушкина. Не любить Пушкина неприлично.
В этом году в школах города Москвы объявили конкурс творческих работ по А.С.Пушкину в добровольно-принудительном порядке (все в тех же рамках «мероприятий»). Вот что написала ученица 10 класса средней школы № 1119.
“Что-то, связанное с Пушкиным.
Людям без фантазии – таким, как я, – выполнить подобное неопределенное задание почти немыслимо. Конечно, можно составить подробный отчет о каком-нибудь произведении Пушкина, но это дело критиков. И будет ли это творческой работой? Разве может обычный школьник добавить что-нибудь к той огромной массе написанного о Пушкине? Можно выразить свое личное отношение к его творчеству, но пусть это делают те, кто действительно неравнодушен к Пушкину. И есть такие люди, которые восхищаются им до слез. И пока они есть, Пушкин не превратится в окаменелую статую, о которой каждый что-нибудь да знает из школьной программы, но ни один не смог понять и полюбить. Для большинства же из нас такие работы – это тяжелая обязанность. И для чего они проводятся – непонятно. Ведь оттого, что мы посидим денек и что-нибудь настрочим, вряд ли в ком-нибудь проснется любовь к творчеству Пушкина. Очень может быть, что он гений, но не могу сказать, чтобы я любила то, что он нам оставил. Может, во многом благодаря тем людям, которые мне с младенческих лет говорили о его гениальности. Его эпоха далека и недоступна мне. Ну а если я не испытываю к Пушкину особенных чувств, то и не хотелось бы врать. Тем более что Вы, наверное, получите достаточно восторженных речей от тех, у кого к Пушкину уже чуть ли не отвращение. Может, придет время, когда я сама открою его томик и пойму, как я ошибалась. Но пока я не доросла до этого, мне не хочется лишний раз трепать его имя. Так что извините, но творческой работы у меня не вышло. Но зато о Пушкине. Его имя здесь упоминается аж девять раз”.
Поэт – трагический счастливец, которому дано чувствовать в себе «тайную свободу», ту свободу, которую воспевал Пушкин. Эта Свобода – свобода духа – открывает поэту то, что не измеряется часами, днями и даже десятилетиями, то, чему нельзя справить юбилей, то, что всегда остается за пределами времени.
«…Итак отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Евангелие от Матфея, гл. 22).

Веленью Божию, о муза,
                  будь послушна,
Обиды не страшась,
               не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли
               равнодушно
И не оспоривай глупца.
(А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

Наталья ДРОШНЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru