Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/1999

Архив

Берите ручку и записывайте...

План работы? Нет ничего проще, если директор школы подарит вам (можно было бы к Всероссийскому дню библиотек) подписку на газету “Первое сентября”, а значит, и на приложение “Школьная библиотека”, утверждает библиотекарь из Сергиева Посада Людмила СУХОВА и предлагает нам интересную заметку по этому поводу.

“Да. Нет. Затрудняюсь ответить” – традиционные варианты ответов на вопросы анкет.
“Да. Да. Да. Ответить не затрудняюсь (и отвечаю)!” – так получилось у меня при заполнении анкеты “Школьной библиотеки”. Так уж вышло, что отвечать на вопросы анкеты я начала, когда в одном из последних номеров был напечатан обзор присланных в редакцию анкет. Соглашаясь с одними, хотелось поспорить с другими, что-то заставляло вернуться к первым номерам и еще раз (в который!) посмотреть знакомый материал. И... начала с самого первого номера.
Всем известно, что заниматься в школьной библиотеке только одним делом невозможно, вот и заполнение анкеты совпало с составлением плана работы на следующий учебный год. Листаю хорошо знакомые номера “ШБ”, отвечаю на вопросы анкеты и пишу план работы. Когда последняя страница десятого номера была перевернута, оказалось, что не только анкета заполнена, но и готов план работы (и даже вариант плана развития библиотеки).
Школьные библиотеки не избалованы методической помощью, очень часто не доходят к нам даже немногочисленные существующие материалы (это подтвердили и участники “круглого стола” в редакции “Первого сентября”, “ШБ” № 10-99 – “Статус, защита, профессиональная помощь”).
Составление плана в этом году получилось “по страницам “ШБ”. К плану не принято писать эпиграфы, а жаль...
“Маленьких и больших библиотек не бывает – бывают Библиотеки”.
Е.Гениева
Пусть будет эпиграф, согласитесь – это о школьных библиотеках.
Итак, план работы “По страницам “ШБ”. Рекомендации по составлению плана достаточно четко сформулированы (“ШБ” № 3-98. “Книжный фонд на кончике пера”).
Первый раздел плана – “Основные задачи”.
Что мне пригодится?
– “Там, где легче решаются сложные педагогические задачи” (“ШБ” № 3-98). Статья не только помогла сформулировать основные задачи; этот материал будет “расписан” во все (!) разделы плана, к тому же это готовое название цикла информационных обзоров по “Школьной библиотеке” для учителей.
– “Мы не просто учим читать – мы создаем новую школу” (“ШБ” № 6-98). Вот она специфика школьной библиотеки, четко сформулированные задачи.
– “На всех континентах, где книги приходят в класс...” Декларация о школьных библиотеках.
Главная цель – радикальное расширение возможностей библиотеки.
Чтобы не получился длинный обзор газеты, обозначу лишь некоторые конкретные пункты плана с использованием публикаций в “ШБ”; хочу только отметить, что при ближайшем рассмотрении материалы всех рубрик (!) используются в работе, а порой в совершенно неожиданном ракурсе и зачастую предложены читателями.
Повышение квалификации, как правило, один из последних пунктов плана. А если всю работу составления плана библиотеки начинать именно с этого раздела? Помните слова Ольги Мяэотс (в седьмом номере “ШБ”): “Предприимчивость и расторопность – важнейшие профессиональные качества библиотекаря”?
– “Наши обязанности: много или мало?” (“ШБ” № 6-98). И конкретно: принять участие в обсуждении проекта должностных инструкций для новой школьной специальности “педагог-библиотекарь”. Надо отметить, что этот проект уже сегодня – это “Основные задачи”.
– “Как воспитать вдумчивого читателя?” (“ШБ” № 5-98). Этот материал и для обзора педагогическому коллективу на педсовете.
– “Чтение и письмо для развития критического мышления” (“ШБ” № 9-99 “Адресная книжка”). Найти материалы и познакомиться.
– “Компьютер вместо каталога” (“ШБ” № 5-98). “Формируйте требования к необходимой информационной системе описывайте все формы отчетов, ...все функции...” Пишем в план: подготовить и отправить в редакцию “ПС”, а также обсудить с дирекцией – это уже в план развития библиотеки.
– “Статус, защита, профессиональная помощь” (“ШБ” № 10-99) – принять участие в обсуждении создания ассоциации школьных библиотекарей.
– “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества” – найти и изучить материалы международной конференции.
Эти и многие другие материалы необходимо использовать при составлении информационных обзоров. “Мы не просто учим читать – мы создаем новую школу” (“ШБ” № 6-98) – вот и еще одно название обзора.
Получается, что от повышения квалификации переходим к работе с читателями, имея готовые материалы для выступлений на педсоветах, повышаем эффективность индивидуальной работы, в частности с классными руководителями.
Готовые сценарии, викторины, материалы для бесед или классных часов – большая помощь не только классному руководителю, но и учителю-предметнику. А библиотека предоставляет информацию: обзоры, картотеки, рекомендательные списки. Мы назвали тематические папки: “Разговоры после уроков”, “Истории без обложки”... и подобрали в них ксерокопии интересных статей из “ШБ”.
Удивительно (или неудивительно), что с одной статьей можно работать с разных позиций плана. Судите сами.
“Не позволяй себе бояться” (Стелла Нудольская, “ШБ” № 5-98):
– обзор одной статьи;
– классный час;
– вместе с материалом “День политзаключенного” – урок истории.
“Просим освободить из тюремного заключения” – обзор одной книги. Кроме того, это и вопрос комплектования. Когда школьные библиотеки лишены возможности пользоваться коллектором, а значит, и обзоров новой литературы, то информация о новых книгах не только информация, но и повод их найти.
Читатели-ученики не оставляют без внимания подборку материалов (ксерокопии интересных публикаций) в папке “Разговоры после уроков”. Уже узнают авторов (это мы воспитываем вдумчивого читателя?).
“А, это та Нудольская, которая написала “Белые страницы у синих гор”? – слышу я после прочтения кем-то “А зачем ты всегда называешь авторов?”.
Кстати, этот последний материал может быть использован еще и как прелюдия к разговору о каталогах.
“Открывшийся вам текст” (“ШБ” № 1-98):
– “Внушайте вашим детям добродетель” – название подборки материалов к проведению родительских собраний. И это первый. А ведь есть еще публикации в “Родительской газете”;
– “Если бы Бетховен вел дневник... Биография композитора по письмам и дневникам” – обзор одной книги;
– “Гейлигенштадское завещание” – интегрированный урок (музыка – библиотека, например, или литература – музыка);
– беседа по статье, классный час;
– подборка материалов с названием рубрики “Разговоры после уроков”.
Это только сначала кажется, что “ШБ” обращена в первую очередь к библиотекарям и учителям. Для ребят интересны не только “Разговоры после уроков” и “Истории без обложки”, но и рассказы о писателях и книгах. Это еще и формирование читательского взгляда и вкуса.
Индивидуальная работа с детьми, как правило, планированию не поддается, но именно она эффективнее любой другой. Темы для нее находишь практически во всех рубриках, кроме, может быть, самых специальных на 2-й полосе. Вот темы из “Колонки редактора”:
– Самиздат.
– А почему надо быть всегда как все?
– Больные дети и наше к ним отношение. (Мы использовали в продолжение разговора книгу “Мир на кончиках пальцев”.)
– Чем отличается библиотека от других школьных помещений? – беседа или экспресс-опрос.
Когда дети прочитали “Кто пишет вам в альбом?” (“ШБ” № 10-99), спросили: “Почему у нас нет альбома?” А “Пригоршня строчек” – это уже идея литературного конкурса, а можно и просто записать в альбом свою “пригоршню”. На переменке нет возможности всем уделить внимание: кто за учебником, кто за материалом для доклада, а кто-то просто зашел и увидел... и сел читать.
Многие материалы (не только готовые сценарии и викторины) даны в стиле, который можно назвать “бери и проводи” (классный час, беседы, обзоры, библиотечные уроки), а для учителя – “бери и иди на урок”.
Умышленно не останавливаюсь подробнее на “Календаре круглых дат”. Понятно, что это не только темы для бесед с детьми, причем вне всяких юбилеев (!), но и материалы для обзоров и помощь в проведении Дней творческих уроков и уроков-панорам.
Если в библиотеке новая выставка называется “Мы совсем забыли, как и о чем писал Гайдар”, уверяю вас, что не только те, кто “забыл”, но и те, кто еще не знал, мимо не пройдут.
Материалы “Календаря” (от информации, от имени) – побуждение к познанию.
Значение выставок оказывается значительно выше, чем мы привыкли думать и порой относиться к ним как к самой традиционной и простой работе. Наверное, не хватает времени творчески и серьезно подойти не только к подбору литературы и материалов, но и к названию, забывая что оно имеет притягательную силу. (Что это – основы психологии восприятия цвета, звука, текста?)
Комфортная библиотечная среда... Мы создаем ее, используя даже названия рубрик “ШБ” и “ПС”. “Вечные темы в сегодняшнем пересказе”, “Как не стать чужим своему ребенку”, “Что делать, если...” (это взамен надоевших “В помощь классному руководителю” и “Для вас, родители”).
О работе с публикациями “ШБ” можно говорить еще много. Но ведь уже все понятно.
При оскорбительно малом комплектовании потребность в информации особенно важна. Необходимо научиться использовать все, что имеем, для всех читателей: и учеников, и учителей. Имея профессиональное издание, легко разработать программу развития любой школьной библиотеки. Это не комплиментарный отзыв о газете, а оценка значимости и приложения “Школьная библиотека”, и своей библиотеки в школе.
И если библиотека в школе – особая среда обитания, то как не вспомнить слова Клода Гельвеция: “Ничто так не формирует личность, как среда”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru