Берите ручку и записывайте...
План
работы? Нет ничего проще, если директор школы
подарит вам (можно было бы к Всероссийскому дню
библиотек) подписку на газету “Первое сентября”,
а значит, и на приложение “Школьная библиотека”,
утверждает библиотекарь из Сергиева Посада
Людмила СУХОВА и предлагает нам интересную
заметку по этому поводу.
“Да. Нет. Затрудняюсь ответить” –
традиционные варианты ответов на вопросы анкет.
“Да. Да. Да. Ответить не затрудняюсь (и отвечаю)!”
– так получилось у меня при заполнении анкеты
“Школьной библиотеки”. Так уж вышло, что
отвечать на вопросы анкеты я начала, когда в
одном из последних номеров был напечатан обзор
присланных в редакцию анкет. Соглашаясь с одними,
хотелось поспорить с другими, что-то заставляло
вернуться к первым номерам и еще раз (в который!)
посмотреть знакомый материал. И... начала с самого
первого номера.
Всем известно, что заниматься в школьной
библиотеке только одним делом невозможно, вот и
заполнение анкеты совпало с составлением плана
работы на следующий учебный год. Листаю хорошо
знакомые номера “ШБ”, отвечаю на вопросы анкеты
и пишу план работы. Когда последняя страница
десятого номера была перевернута, оказалось, что
не только анкета заполнена, но и готов план
работы (и даже вариант плана развития библиотеки).
Школьные библиотеки не избалованы методической
помощью, очень часто не доходят к нам даже
немногочисленные существующие материалы (это
подтвердили и участники “круглого стола” в
редакции “Первого сентября”, “ШБ” № 10-99 –
“Статус, защита, профессиональная помощь”).
Составление плана в этом году получилось “по
страницам “ШБ”. К плану не принято писать
эпиграфы, а жаль...
“Маленьких и больших библиотек не бывает –
бывают Библиотеки”.
Е.Гениева
Пусть будет эпиграф, согласитесь – это о
школьных библиотеках.
Итак, план работы “По страницам “ШБ”.
Рекомендации по составлению плана достаточно
четко сформулированы (“ШБ” № 3-98. “Книжный фонд
на кончике пера”).
Первый раздел плана – “Основные задачи”.
Что мне пригодится?
– “Там, где легче решаются сложные
педагогические задачи” (“ШБ” № 3-98). Статья не
только помогла сформулировать основные задачи;
этот материал будет “расписан” во все (!) разделы
плана, к тому же это готовое название цикла
информационных обзоров по “Школьной
библиотеке” для учителей.
– “Мы не просто учим читать – мы создаем новую
школу” (“ШБ” № 6-98). Вот она специфика школьной
библиотеки, четко сформулированные задачи.
– “На всех континентах, где книги приходят в
класс...” Декларация о школьных библиотеках.
Главная цель – радикальное расширение
возможностей библиотеки.
Чтобы не получился длинный обзор газеты,
обозначу лишь некоторые конкретные пункты плана
с использованием публикаций в “ШБ”; хочу только
отметить, что при ближайшем рассмотрении
материалы всех рубрик (!) используются в работе, а
порой в совершенно неожиданном ракурсе и
зачастую предложены читателями.
Повышение квалификации, как правило, один из
последних пунктов плана. А если всю работу
составления плана библиотеки начинать именно с
этого раздела? Помните слова Ольги Мяэотс (в
седьмом номере “ШБ”): “Предприимчивость и
расторопность – важнейшие профессиональные
качества библиотекаря”?
– “Наши обязанности: много или мало?” (“ШБ” №
6-98). И конкретно: принять участие в обсуждении
проекта должностных инструкций для новой
школьной специальности “педагог-библиотекарь”.
Надо отметить, что этот проект уже сегодня – это
“Основные задачи”.
– “Как воспитать вдумчивого читателя?” (“ШБ” №
5-98). Этот материал и для обзора педагогическому
коллективу на педсовете.
– “Чтение и письмо для развития критического
мышления” (“ШБ” № 9-99 “Адресная книжка”). Найти
материалы и познакомиться.
– “Компьютер вместо каталога” (“ШБ” № 5-98).
“Формируйте требования к необходимой
информационной системе описывайте все формы
отчетов, ...все функции...” Пишем в план:
подготовить и отправить в редакцию “ПС”, а также
обсудить с дирекцией – это уже в план развития
библиотеки.
– “Статус, защита, профессиональная помощь” (“ШБ”
№ 10-99) – принять участие в обсуждении создания
ассоциации школьных библиотекарей.
– “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире:
новые технологии и новые формы сотрудничества”
– найти и изучить материалы международной
конференции.
Эти и многие другие материалы необходимо
использовать при составлении информационных
обзоров. “Мы не просто учим читать – мы создаем
новую школу” (“ШБ” № 6-98) – вот и еще одно
название обзора.
Получается, что от повышения квалификации
переходим к работе с читателями, имея готовые
материалы для выступлений на педсоветах,
повышаем эффективность индивидуальной работы, в
частности с классными руководителями.
Готовые сценарии, викторины, материалы для бесед
или классных часов – большая помощь не только
классному руководителю, но и учителю-предметнику.
А библиотека предоставляет информацию: обзоры,
картотеки, рекомендательные списки. Мы назвали
тематические папки: “Разговоры после уроков”,
“Истории без обложки”... и подобрали в них
ксерокопии интересных статей из “ШБ”.
Удивительно (или неудивительно), что с одной
статьей можно работать с разных позиций плана.
Судите сами.
“Не позволяй себе бояться” (Стелла Нудольская,
“ШБ” № 5-98):
– обзор одной статьи;
– классный час;
– вместе с материалом “День политзаключенного”
– урок истории.
“Просим освободить из тюремного заключения” –
обзор одной книги. Кроме того, это и вопрос
комплектования. Когда школьные библиотеки
лишены возможности пользоваться коллектором, а
значит, и обзоров новой литературы, то информация
о новых книгах не только информация, но и повод их
найти.
Читатели-ученики не оставляют без внимания
подборку материалов (ксерокопии интересных
публикаций) в папке “Разговоры после уроков”.
Уже узнают авторов (это мы воспитываем
вдумчивого читателя?).
“А, это та Нудольская, которая написала “Белые
страницы у синих гор”? – слышу я после прочтения
кем-то “А зачем ты всегда называешь авторов?”.
Кстати, этот последний материал может быть
использован еще и как прелюдия к разговору о
каталогах.
“Открывшийся вам текст” (“ШБ” № 1-98):
– “Внушайте вашим детям добродетель” –
название подборки материалов к проведению
родительских собраний. И это первый. А ведь есть
еще публикации в “Родительской газете”;
– “Если бы Бетховен вел дневник... Биография
композитора по письмам и дневникам” – обзор
одной книги;
– “Гейлигенштадское завещание” –
интегрированный урок (музыка – библиотека,
например, или литература – музыка);
– беседа по статье, классный час;
– подборка материалов с названием рубрики
“Разговоры после уроков”.
Это только сначала кажется, что “ШБ” обращена в
первую очередь к библиотекарям и учителям. Для
ребят интересны не только “Разговоры после
уроков” и “Истории без обложки”, но и рассказы о
писателях и книгах. Это еще и формирование
читательского взгляда и вкуса.
Индивидуальная работа с детьми, как правило,
планированию не поддается, но именно она
эффективнее любой другой. Темы для нее находишь
практически во всех рубриках, кроме, может быть,
самых специальных на 2-й полосе. Вот темы из
“Колонки редактора”:
– Самиздат.
– А почему надо быть всегда как все?
– Больные дети и наше к ним отношение. (Мы
использовали в продолжение разговора книгу “Мир
на кончиках пальцев”.)
– Чем отличается библиотека от других школьных
помещений? – беседа или экспресс-опрос.
Когда дети прочитали “Кто пишет вам в альбом?” (“ШБ”
№ 10-99), спросили: “Почему у нас нет альбома?” А
“Пригоршня строчек” – это уже идея
литературного конкурса, а можно и просто
записать в альбом свою “пригоршню”. На
переменке нет возможности всем уделить внимание:
кто за учебником, кто за материалом для доклада, а
кто-то просто зашел и увидел... и сел читать.
Многие материалы (не только готовые сценарии и
викторины) даны в стиле, который можно назвать
“бери и проводи” (классный час, беседы, обзоры,
библиотечные уроки), а для учителя – “бери и иди
на урок”.
Умышленно не останавливаюсь подробнее на
“Календаре круглых дат”. Понятно, что это не
только темы для бесед с детьми, причем вне всяких
юбилеев (!), но и материалы для обзоров и помощь в
проведении Дней творческих уроков и уроков-панорам.
Если в библиотеке новая выставка называется “Мы
совсем забыли, как и о чем писал Гайдар”, уверяю
вас, что не только те, кто “забыл”, но и те, кто
еще не знал, мимо не пройдут.
Материалы “Календаря” (от информации, от имени)
– побуждение к познанию.
Значение выставок оказывается значительно выше,
чем мы привыкли думать и порой относиться к ним
как к самой традиционной и простой работе.
Наверное, не хватает времени творчески и
серьезно подойти не только к подбору литературы
и материалов, но и к названию, забывая что оно
имеет притягательную силу. (Что это – основы
психологии восприятия цвета, звука, текста?)
Комфортная библиотечная среда... Мы создаем ее,
используя даже названия рубрик “ШБ” и “ПС”.
“Вечные темы в сегодняшнем пересказе”, “Как не
стать чужим своему ребенку”, “Что делать, если...”
(это взамен надоевших “В помощь классному
руководителю” и “Для вас, родители”).
О работе с публикациями “ШБ” можно говорить еще
много. Но ведь уже все понятно.
При оскорбительно малом комплектовании
потребность в информации особенно важна.
Необходимо научиться использовать все, что имеем,
для всех читателей: и учеников, и учителей. Имея
профессиональное издание, легко разработать
программу развития любой школьной библиотеки.
Это не комплиментарный отзыв о газете, а оценка
значимости и приложения “Школьная библиотека”,
и своей библиотеки в школе.
И если библиотека в школе – особая среда
обитания, то как не вспомнить слова Клода
Гельвеция: “Ничто так не формирует личность, как
среда”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|