“Вы только поймите главное...” –
говорим мы своим ученикам.
Но существует ли он – один для всех рецепт
понимания?
Вы поняли, что они поняли?
Меня все меньше поражает факт разного
понимания учеником и учителем одного и того же.
Так уж устроена жизнь, и с этим приходится
мириться.
То, что нам кажется существенным и важным,
ученики принимают за вещи второстепенные, а то,
мимо чего мы проходим, для учеников оказывается
насущным. В школах порой ученики ведут
партизанский образ жизни – жизнь их делится на
школьную и другую, не видимую учительскому глазу,
текущую в школьных туалетах, на последних партах,
на школьном крыльце или за углом. Зачастую самое
главное для ученика происходит именно там, где
учителя не оказалось рядом. И то, что ученик
слышит и видит в классе, он толкует, исходя именно
из этого опыта.
Если мы не стремимся “продавить” свою точку
зрения, насадить свое видение мира, то
сакраментальный вопрос “Ну что, поняли?”
перерастает в малопопулярный: “А что вы
поняли?”. И тогда ученическая выраженность может
воплотиться в самых разных формах, которыми
изобилует то, что называют сомнительным словом
искусство (сомнительным, потому что оно всякий
раз заставляет балансировать между искусностью
и искусом). Дети обнаруживают свое “поняли”
самыми разными способами, и уже от учителя
зависит, понимает ли он то, что поняли ученики.
Мне пришлось, оставив начальную школу, перейти
с ребятами в пятый класс. Хотя теперь я понимаю,
что начальная школа на самом деле продолжается
до сих пор, в седьмом.
А тогда, в пятом, мы читали Есенина. Но не по
учебнику, а по сборнику стихотворений,
подаренному каждому ученику заботливым
родительским комитетом.
Работ со сборником было много. Мы учили
полюбившиеся стихотворения, писали их пересказы
в прозе, выискивали строки, которые бы
подтверждали есенинское credo, работали над
прочтениями... В шестом классе я попросил ребят
написать читательские сочинения – поделиться
опытом и посоветовать, стоит ли учителю в пятом
браться за Есенина.
Лина. Все, что было, – правда, но в
интересах детей я изменил имена.
Лина не только моя ученица, но и соседка (я знаю ее
чуть не с рождения, да и она меня видывала с
мусорным ведром и в домашних тапочках). Мне
казалось, что я хорошо ее знаю. Лина очень
способная и любит читать. В пятом она выучила
филатовскую сказку “Про Федота-стрельца,
удалого молодца” и рассказывала ее на школьных
вечерах.
Лина со второго класса заботится о Сереге, а
Серега наш сильно отстает по всем предметам,
кроме труда и литературы.
Лина написала так.
В пятом классе я была уверена, что если я хочу
прочитать стихотворение на пятерку, то надо
просто прочитать его с остановками и паузами.
Делая микроскопические усилия, я умудрялась
получать хорошие оценки. Но в шестом классе я
поняла, что стихи Есенина надо еще дома прочитать
несколько раз и понять, проставить паузы (ведь
некоторые его стихи совсем не похожи на другие).
И, конечно, все это зависело от возраста, времени
года и настроения...
Есенин – уникальный поэт. И это не потому, что
каждый человек по-своему уникален, а потому, что
ни у одного поэта не было видно такого
контрастного различия во мнениях. До революции –
это один человек, а после революции – абсолютно
другой. Внутренние перемены С.Есенин выражает не
только в действиях (уход в ресторан во время
творческого вечера поэтов), но и в стихах, причем
он после перемены веры не стал сжигать свои стихи
по примеру Н.В.Гоголя не только потому, что они
уже были популярны, но и потому, что у него
изменилось мнение о Боге. Он начал писать стихи
совершенно другого направления.
Нужно ли пятиклассникам читать стихи Есенина?
На этот вопрос можно ответить только познакомясь
со всеми пятиклассниками в отдельности – ведь
каждый понимает Есенина по-своему. А те, кто
вообще не знает биографии Есенина, никогда не
поймут, что этот поэт имеет в виду.
Я не думаю, что творчество Есенина будет
интересно тем, кому нравятся стихи Репина,
картины Гоголя или скульптуры Чехова. Чтобы
пятиклассник понял стихи Есенина, ему надо не
только уметь читать, но и уметь делать выводы.
Ксюша. Помню, я здорово переживал за
то, чтобы мои ученики не скатились к осуждению, к
неприятию отдельной человеческой судьбы.
Ксюшино “а папа сказал, что Есенин был пьяницей
и бабником” висело в классе долго. Я думал, что
этой репликой мои педагогические опыты
закончились, что все напрасно, что телевизионные
сериалы уже научили резать “правду-матку”, что
оттенки неразличимы, что человеческий грех – это
уже и готовый приговор, и путь на эшафот.
В ответ на Ксюшину реплику про “пьяницу и
бабника” многие закричали такое знакомое:
“Есенин все же был великим поэтом” или “Он же не
всегда был таким”.
Мне стало грустно. Я-то думал, что мы занимаемся
творчеством Есенина, что ребята понимают про его
стихотворения нечто свое, удивительное, мне
любопытное. А оказалось, что мы населяем одну
коммунальную квартиру, в которой место для
курения или жарки яичницы становится
средоточием всего земного и заурядного.
Сама же Ксюша написала так.
Я думаю, С.Есенин верил в Бога до конца своих
дней: “Господи, я верю!..” Но потом произошла
революция, закрылись все церкви, и Есенину было
горько, что он не мог открыто верить в Бога. Но до
конца своих дней поэт оставался истинно русским
и верующим человеком.
Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь...
Я думаю, С.Есенин поступил правильно, не покинув
свою Родину во время революции. Но он переживал
за других оставшихся людей и за эмигрантов.
Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
Я советую всем читать Есенина, и тогда они
поймут, что не надо “бросать Родину в тяжкое
время”.
Я много и долго говорил ребятам про штампы.
Говорил, что не может человек быть глубоко
верующим, как не может быть женщина беременна
наполовину. Я говорил, что человек не может быть
истинно преданным своей Родине. Говорил много
сомнительных и верных мыслей. Но что ребята
понимали про это?
Борис. Боря попал к нам в первом
классе, как и большинство. Но просидел первые три
месяца учебы под лестницей вдвоем с чешущимся от
нервной экземы другом Мишкой. Боря боялся своего
имени, он убегал от всех взрослых, понимая, что
ждать от них нечего. Его выгоняли из детского
сада и из летних лагерей. Он разлил кислоту из
папиного аккумулятора на новый ковер. Взрослым,
которые попадались на его пути, он хамил. На
переменах бегал по крышам гаражей. Что-нибудь
натворив, он залезал на дерево и оттуда ждал меня.
Мама плакала. Другие родители говорили: “У С.В.
дети не учатся – все уроки сидят под лестницей”.
А мы всем классом ходили под лестницу и проводили
там занятия.
Сегодня, в седьмом, Боря перебрался из второй
группы английского языка в первую, где вместо
трех часов в неделю – пять. Сегодня Боря зачем-то
изучает французский и латынь. Он что-то понял.
Тогда, в шестом, я читал ребятам о Есенине из
Юрия Анненкова, а они делали свои выводы, которые
я им делать, по всей видимости, не разрешал.
Борис посвятил свое сочинение Есенину, а писал
мне.
Я посвящаю эту работу Сергею Александровичу
Есенину.
Я считаю, что Есенин – хороший писатель.
Первый раз я прочитал его стих в пятом классе. С
тех пор Есенин мой любимый писатель. У меня есть
его сборник. Перед тем, как лечь спать, я читаю
его.
Я нахожу творчество Есенина очень странным и в
то же время интересным. Сначала, когда он был
мальчиком и начал писать стихи, они были больше о
Боге, о вере, были веселыми. Есенин как бы сам
расцветал и начинал делать карьеру. Уже позже,
когда он начал расти, он становился все грустней
и грустней. Начал курить и пить. Стихи стали
мутней и грустней, словно тот цветок, который
недавно еще расцветал, а сейчас начал увядать.
Есенин пережил сначала буржуазную, а потом и
пролетарскую революцию. Безусловно, ему пришлось
много пережить. На портрете работы Юрия
Анненкова поэт изображен с сигаретой в зубах и со
злыми глазами.
Я считаю, что Есенина пятиклассникам читать
можно и нужно, потому что он писал разные стихи:
про смерть, про весну, про лето, про зиму. Есть
веселые, а есть и грустные. Конечно, понять эти
стихи и вникнуть в них, найти их суть – сложно, но
хотя бы прочитать надо обязательно. Чтобы понять
стихи Есенина, надо понять его самого, то есть
прочитать о его жизни и о его таинственной
гибели. (Последнее предложение – только для
очень серьезных людей.) Для меня Есенин –
необыкновенный писатель.
Чему они не смеялись?
Ксюшина реплика продолжала витать в нашем
классе. Я же думал о предупреждении “не судите”.
Я открывал для себя текст дальше: “Каким судом
судите, таким и будете судимы”. Я понимал, что
обличение и осуждение – вещи разные...
Но как нам удалось сделать такой
несвоевременный прыжок из творчества в якобы
жизнь? А главное – зачем?
Я читал ребятам из дневников Юрия Анненкова, о
его поездке в Куоккалу зимой восемнадцатого
года: “По стенам почти до потолка замерзшими
струями желтела моча, и еще не стерлись пометки
углем: 2 арш. 2 верш., 2 арш. 5 верш., 2 арш. 12 верш...
Победителем в этом своеобразном чемпионате
красногвардейцев оказался пулеметчик Матвей
Глушаков...”
Я читал, и они не смеялись. Был последний,
кажется, седьмой урок. Жарко и душно в
непроветренном классе. Попросил развернуть
стулья и сесть спиной к доске. “Да зачем это?” –
спросили одни. “Чтоб доска не маячила,” –
ответил кто-то.
Я читал с упоением. Медленно, смакуя каждое
предложение, каждое, как мне казалось, разящее
слово: “Вырванная с мясом из потолка висячая
лампа была втоптана в кучу испражнений. Возле
лампы – записка: “Спасибо тебе за лампу, буржуй,
хорошо нам светила”.
Анненков был поражен увиденным, был поражен
тем, во что превратили Советы и советско-финская
война место, “где творила и отдыхала русская
литература”.
Но чему поражались ребята на седьмом уроке,
сидя в душном классе спиной к доске?.. И что делал
я, читая?
Плоды понимания
Примерно год назад в кулуарах школы у меня
состоялась минутная полемика с одной
инициативной дамой (не учителем, а
ученым-методологом), которая всячески
доказывала, что работает с детским пониманием. Ее
определенно не устраивали мои увещевания по
поводу того, что с пониманием работать
невозможно, что понимание иррационально. Сперва
я думал, что эти разночтения – лишь понятийная
неразбериха, и значит, они несущественны. Но
позже я убедился, что с “пониманием” работают
многие учителя, при этом автор текста,
рассказчик, да и сам текст, становятся никчемным
хламом по сравнению с теми глубоко нравственными
проблемами, на которые они выходят “вместе с
детьми”.
В той минутной полемике я был не прав по
существу вопроса, так как не догадывался о том,
что вся знаковая культура – это плод понимания.
Нам нередко приходится слышать о том, как у
некоторых детей начинают гореть глаза, как тот
или другой ученик совершает открытие, как на
вопрос “Ты меня понимаешь?” вопрошаемый
отвечает пламенно и с явной готовностью
включиться в действие. Понимание можно
отображать, так как оно часто выражено в
знаковой, символической и образной формах.
Практически оно является искусством. Совсем не
обязательно проникать в сознание человека, в его
подкорку и копаться в его ценностях.
“Ну что, поняли?” – спрашиваем мы. А они, думая:
“Щ-щас, так я тебе и сказал”, а скорее всего и не
успев подумать, говорят то, что мы хотим от них
услышать. И мы забываем, что понятое учеником при
желании вполне читается, но не лежит на
поверхности.
Сейчас передо мной двадцать семь тетрадей со
старыми работами о Есенине. В каждом сочинении,
перечитывая, я открываю новое и в ребятах, и в
поэте, и в себе. Но о своих открытиях пытаюсь
молчать. Я не знаю, которую тетрадь взять
следующей. Поэтому беру наугад.
Саша. У Саши скандальная репутация.
Еще в детском саду она терроризировала всех:
родителей, детей и воспитателей. В школе Сашу не
раз переводили на индивидуальное обучение. Саша
кусалась и всех ненавидела: учителя были
“идиотами”, а ученики – “козлами”. Она носила с
собой куклу Барби и пакет с едой. На нервной почве
девочка много ела и быстро поправлялась,
превращаясь из худенькой симпатяшки в
кругленький “бочонок”. Саша легко краснела, но
при этом в отсутствие учителя частенько ругалась
матом. Примерно год назад Саша пришла на
математику в пижаме и назвала учительницу
ведьмой.
Спустя полгода жизни с нами Саша написала про
своего Есенина.
Мое рассуждение.
1 часть.
Я считаю, что мне лично не надо читать стихи
Есенина. Но некоторые – можно. Мне часто от
стихов Есенина становится очень грустно,
например, от “Воробьев”. Некоторые стихи
Есенина люблю, другие ненавижу. Как можно
говорить про Бога: “выдеру я ему бороду” или
“кричу я, сняв с Христа штаны”?
Раньше, когда я была поменьше, мне было 9 лет, 10
лет, я его обожала. Я любила Есенина до тех пор,
пока не прочла стихотворение “Инония”. Я его
невзлюбила. Я думаю, что говорить так про Бога –
большой грех. За что Есенин невзлюбил Бога и
Христа? За то, что Бог подарил ему жизнь и талант
писать стихи? Но, может быть, в жизни Есенина
что-то произошло? Все-таки он пережил революцию.
Сначала он веровал в Бога очень сильно, хвалил
Его. Потом в жизни что-то произошло, он написал
безобразное, по моему мнению, стихотворение
“Инония”. Потом написал: “Наша вера не
погасла...”
Он, наверное (наверняка), раскаялся...
2 часть.
Творчество Есенина мне в детстве нравилось. Мне
казалось, что он писал легко, четко, нежно. Он
завораживал душу. Было очень жалко воробьев.
Взрывается душа до сих пор. Еще мне нравятся
стихотворения Есенина (сейчас): “С добрым
утром”, “Молитва матери” (очень жалко) и т.д. Я
говорила и говорю: “Инония” меня раздражает”.
3 часть.
Я думаю, что читать стихи Есенина можно, но
редко. Только если необходимо. Но я точно не знаю,
как кто думает. Каждый человек имеет право на
собственное мнение. Люди все смотрят на жизнь
по-разному. Так что решайте сами: хороший ли
Есенин писатель, надо ли его читать.
Саша открыла “Инонию” самостоятельно, как,
впрочем, и все остальные ребята, а позже
поставила мне в вину это произведение, возомнив,
что я ей его специально подсунул.
Или это мне кажется?
Я не обольщаюсь и знаю, что мои слова: “Вы
только поймите главное...” – мало что значат. Я
остаюсь со своим, они – со своим. Только теперь, в
седьмом, они хотят, чтобы я с ними разговаривал о
жизни один на один. Я не понимаю, хотят они этого
или мне кажется. Но они подходят на перемене:
“Сергей Владимирович, у меня проблема...”. Или:
“Смотрите, мы со Стасом поспорили, сколько
действующих лиц у Ломоносова...” Или: “Знаете, у
меня не получается читать оду вот в этом месте...”
Раньше я отдавал им все на откуп: “Иди спроси у
Пети” или “У Дарьи есть оригинальное решение”.
Но теперь они не “отсылаются”, хотят, чтобы я
лично ответил, лично посоветовал. А я тревожусь –
вдруг я не прав. Вдруг ошибусь в какой-нибудь
мелочи, в каком-нибудь “чуть-чуть”, в том, что
делает искусство искусством. Вдруг меня не
поймут.
Ученики нас не понимают, и мы их. Они спрашивают,
мы советуем, а они затем делают все по-своему. А
иначе и быть не может. И поэтому мне хочется
вернуться в начальную школу, куда я и сбегаю
тайком от своего класса. Там никто не требует
слов с глазу на глаз и позже не приходит домой к
любимому учителю...
“Но это уже мелочи. Обрывки бесполезной
сентиментальности...” Так заканчивает свои
записи о Есенине Юрий Анненков.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|