Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/1999

Архив
Наталия ИШТРИКОВА

Отпускные и зарплата: вся надежда на федеральный бюджет

На состоявшемся в Доме правительства Всероссийском селекторном совещании с руководителями 10 регионов были рассмотрены вопросы погашения задолженности, выплаты текущей зарплаты и отпускных работникам бюджетной сферы.

Хотя долги бюджетникам продолжают снижаться, проблема своевременной выплаты зарплаты, а также отпускных по-прежнему остается одной из важнейших задач, заявила заместитель председателя Правительства России по социальным вопросам Валентина Матвиенко. И новое правительство также будет придерживаться этой позиции. Только в январе – апреле на выплату заработной платы в социальной сфере из федерального бюджета выделено 36,8 млрд рублей а с 1 по 21 мая – 7,4 млрд. За январь – май в регионы было перечислено 14,3 млрд рублей в виде трансфертов и 3,5 млрд бюджетных ссуд. Однако для того чтобы в кратчайшие сроки выплатить все долги и своевременно выдавать зарплату, необходим жесточайший контроль за выделением целевых средств и их использованием в регионах и на местах. Нужно также срочно составить и согласовать с местными профсоюзами графики выплат не только долгов, но и зарплаты, отпускных.

Особая проблема – повышение зарплаты. Хотя индексация окладов утверждена в 69 регионах, только половина из них имеет возможности для повышения зарплаты. Около 30 регионов, имеющих наибольшую задолженность, столкнутся с серьезными проблемами. Тем не менее в настоящее время, сообщила Матвиенко, от руководителей регионов поступают просьбы о выделения дополнительных средств на дальнейшее повышение зарплаты бюджетникам.

Регионам придется тратить деньги по назначению. Иначе их не будут давать

Необходимость правительственного контроля продиктована прежде всего тем, что финансовая помощь будет выделяться только регионам, которые направляют не менее 40% собственных доходов, включая полученные из Москвы деньги, на выплату зарплаты бюджетникам. Но сегодня далеко не все губернаторы поступают так, и поэтому погашение долгов серьезно замедляется. В качестве примера Матвиенко привела Кабардино-Балкарскую, Удмуртскую республики, Северную Осетию и Бурятию, а также Приморский и Красноярский края, Иркутскую, Томскую, Свердловскую области. Важно, подчеркнул также заместитель министра финансов Виктор Христенко, контролировать, чтобы деньги, которые должны стать зарплатой, не использовались регионами в других целях. Минфин располагает данными, что в январе отвлеченные на другие цели суммы составили 750 миллионов рублей, в феврале уже 1,2 миллиарда, в марте – 2,3 и в апреле достигли 2,7 миллиарда рублей.

Правительство вынуждено увеличивать плановую помощь

Для обеспечения отпусков учителям необходимо 6 миллиардов рублей. Первоначально Минфин взял на себя обязательства профинансировать из федерального бюджета 50% средств на отпускные работникам образования учреждений регионального ведения, выделив 3 миллиарда рублей. При этом какие-то регионы получат более половины необходимой на отпускные суммы, какие-то – менее половины. Все средства будут отправлены в регионы до 15 июня. Одновременно будут выплачены плановые трансферты и отпускные учреждениям федерального ведения на общую сумму около 9 миллиардов.

При расчете нынешних отпускных, как сообщил на совещании Виктор Христенко, будет учитываться индексация зарплаты за апрель – май, если она утверждена регионом. Что же касается учреждений федерального подчинения, то, как заверил участников совещания министр образования Владимир Филиппов, средства на отпускные, зарплату и стипендии с учетом повышения заложены в бюджете в полном объеме. И все-таки помощи из центра может оказаться недостаточно, поэтому руководству регионов рекомендуется перебросить средства на отпускные из других статей собственных бюджетов и перестроить график расходов с тем, чтобы все-таки вовремя выдать учителям отпускные.

Как увеличить доходы регионов?

Эта проблема из проблем неоднократно поднималась на селекторном совещании. Видя малопродуктивные попытки регионов по увеличению доходной базы, правительство пытается помочь, настойчиво рекомендуя повсеместно ввести вмененный налог и налог с продаж. Сейчас только в 17 регионах не введен налог с продаж, в 51 регионе не введен единый вмененный налог. Но лишь за четыре месяца сумма средств, собранных благодаря этим двум налогам, составила более 4 млрд рублей. Поэтому правительство так серьезно рассчитывает на их введение. Но многие руководители регионов признаются, что реально эти налоги работают только там, где высок товарооборот и уровень заработной платы потребителей. Ведь вмененный налог платится малыми предприятиями, и часто в результате его введения многие из них стараются скрыть свои доходы. Что же касается налога с продаж, то он фактически платится теми, кто приобретает товары, в том числе самими бюджетниками. То есть происходит простое переливание денег.

Есть ли еще какие-то варианты для увеличения доходов регионов? Экономисты образовательной системы часто говорят о том, что поднятие планки дохода, облагаемого двенадцатипроцентным подоходным налогом с 30 тысяч рублей в год до 60 тысяч привело бы к легализации значительной части зарплаты предприятий и увеличению денежной составляющей в региональных и местных бюджетах. Это особенно важно, поскольку тогда муниципализация школы могла бы получить серьезную финансовую основу.

Однако пока этой основы нет, средства на зарплату в разных районах одного региона распределяются весьма неравномерно. Проблема будет решаться путем стягивания средств на зарплату на уровне субъектов Федерации и распределения их по районам.

Селекторное совещание показало, что ситуация с выплатой зарплаты и отпускных может стать острой, ведь многие регионы повышают зарплату, ожидая притока дополнительных федеральных трансфертов и ссуд, не имея самостоятельных средств. Министерство финансов, реально представляя положение дел в регионах, отдает себе отчет в том, что нормальное начало учебного года вновь зависит от федеральных дотаций. Судя по всему, пока их все-таки будет достаточно, чтобы восполнить недостающие средства в бюджетах регионов.


Справка

Регионы, не имеющие задолженности: Москва и Санкт-Петербург, Орловская, Белгородская, Саратовская области, Краснодарский край, Республика Адыгея, Ямало-Ненецкий и Таймырский округа.

Регионы, имеющие задолженность не более одного месяца: Вологодская, Мурманская, Ленинградская, Новгородская, Брянская, Калужская, Владимирская, Московская, Рязанская, Тульская, Тверская, Курская, Ростовская, Пермская, Челябинская, Тюменская, Калининградская области, Ставропольский край, республики Карелия, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Башкортостан, Саха, Ханты-Мансийский автономный округ.

Регионы с неблагоприятной ситуацией (долги более трех месяцев): В Республике Алтай задолженность (по 1-й и 2-й статьям) составляет 7,3 месяца, в Кемеровской области – 3,4 месяца, Новосибирской – 3,1, Омской – 3,9, Читинской – 3,3, Магаданской – 3,6, Сахалинской – 3,8, в Республике Хакасия – 3,4, Республике Бурятия – 3,7, в Корякском АО – 4,0, Чукотском АО – 4,4.

Остальные регионы имеют задолженность от одного до трех месяцев.

(По информации Правительства России)

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru