Как научить неуспевающего
ЗАСЕДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Открывая четвертое заседание заочного
семинара, с удивлением обнаруживаем, что между
третьим и четвертым заседаниями прошло четыре
месяца. Другими словами, мы сами попали в
неуспевающие, как, наверное, многие ученики,
пропустившие в феврале – марте многие дни и
недели по болезни. В феврале мы пропустили
очередное заседание по болезни, а в марте были
сосредоточены на другом мероприятии, очень
важном для нас и близком по смыслу теме нашего
семинара. В весенние каникулы мы вместе с нашими
коллегами по лаборатории Ольгой Николаевной
Ертановой и Мариной Викторовной Громовой
проводили в ИПИ РАО пятую Всероссийскую
конференцию по проблемам образования детей с
особенностями развития и инвалидностью. С
короткого рассказа об этой конференции, которая
называлась “Проблемы обеспечения
образовательной траектории детей с
особенностями развития и инвалидностью”,
мы бы и хотели начать сегодняшнее заседание
нашего семинара.
Для тех, кого насторожило слово
“инвалидность” (мол, при чем здесь наш семинар),
хотим сказать, что по установившейся традиции мы
на наших конференциях не ограничиваемся
каким-либо определенным видом отклонений в
развитии. Очень большое внимание на всех
наших конференциях уделялось учащимся
коррекционных классов, детям с ЗПР,
слабоуспевающим. Но наряду с проблемами таких
детей обсуждались проблемы обучения и развития
детей с тяжелыми заболеваниями, с глубокой
умственной отсталостью или физическими
недостатками (отсутствие зрения, слуха,
способности передвигаться и др.), в том числе
таких, которых официально считают необучаемыми.
По традиции в наших конференциях в основном
участвуют не специалисты-дефектологи, а
учителя-инноваторы, родители, сами “бывшие”
дети, прошедшие трудный путь от ребенка, которому
было предопределено в силу природных
ограничений быть вне общества, до взрослого,
вошедшего в социальное пространство
самостоятельным, полноценным человеком. Именно
подобные примеры успешной интеграции в общество
людей, как будто бы лишенных возможностей
нормального развития, вдохновили нас на то,
чтобы принципиально по-другому поставить
проблему развития особенных детей. Вроде бы
для них нормально – отставать, не вписываться в
общий ряд, жить в резервации и изоляции. Во всяком
случае, как массовое явление норма сейчас именно
такова. Мы же вместе с нашими коллегами по
лаборатории предложили рассматривать в
качестве нормальной такую траекторию развития,
при которой человек независимо от своих исходных
данных двигается по пути вхождения в социальное
пространство самостоятельным человеком. В
такой постановке проблемы были сразу две
инновации. Во-первых, Ольга Николаевна
Ертанова предложила сделать предметом
рассмотрения, анализа, проектирования траекторию
развития человека – фактически жизненный
путь. Во-вторых, было решено рассматривать в
качестве нормы идеальную траекторию развития, в
определенный момент которой можно сказать, как
очень метко выразилась Эмилия Ивановна Леонгард,
что “человек состоялся!”.
Это невозможно! – скажут некоторые из вас. Как
это так, ставить вопрос таким образом, чтобы при
любых видах отклонений, самых тяжелых, считать
нормой то, что практически недостижимо! И тем не
менее мы пришли к выводу, что истинно
гуманистическая позиция основывается на вере в
возможности человека и не может исходить из
непреодолимости его ограничений. А главное,
для такой позиции есть практические основания.
К сожалению, мы не имеем возможности подробно
рассказывать о ходе и результатах работы нашей
конференции. Мы только перечислим проблемы,
которые на ней были затронуты, и добавим, что по
каждой из них была проделана весьма серьезная,
интенсивная, коллективная творческая работа,
которая продолжалась в течение 5 дней с утра до
вечера.
Мы начали с того вопроса, которым закончили
конференцию в прошлом году: как обеспечить
условия нормального развития особенного
ребенка? Этот вопрос довольно быстро
трансформировался в другой: каковы условия
нормального развития и какие факторы
деформируют этот процесс? Оказалось, что дефект,
каким бы серьезным он ни был (потеря слуха,
умственная отсталость, нарушения
опорно-двигательного аппарата, отсутствие
зрения и более тонкие отклонения, как-то:
эмоциональные нарушения, ослабленное внимание,
память, задержка развития и т.д. и т.п.), – всего
лишь один из факторов, влияющих на процесс
развития, но отнюдь фатально его не
предопределяющий. Но тогда надо рассматривать,
при каких условиях процесс развития протекает
нормально, что меняется в нем, когда есть факторы,
его нарушающие, и какой противовес указанным
факторам можно создать, обеспечив условия
нормального развития несмотря ни на что. Вот
таков был первый ход коллективной мысли.
Следующий шаг был сделан, когда в качестве
такого условия стало рассматриваться отношение
к человеку – носителю дефекта, развивающемуся
ненормально. Оказалось, что это отношение бывает
разным: как к человеку и как к недочеловеку, как к
субъекту и как к объекту (воздействия,
исследования, эксперимента), как к равному себе и
как к нижестоящему, как к способному прочертить
своей жизнью траекторию нормального развития и
как к принципиально неспособному.
Особенно остро встал вопрос о том, каковы
отношения между специалистом (учителем) и
ребенком в процессе педагогической,
психологической, реабилитационной и прочей
работы: является ли ребенок субъектом этих
отношений и этой деятельности или же он объект
воздействия и исследования? Возник вопрос о том,
что делает ученый, когда превращает учителя в
“объект психологического исследования” (только
что вышла книга под таким названием), что делает
учитель, когда осуществляет педагогическое
воздействие? Этично ли превращать другого
человека в объект, средство, манипулировать им
тем или иным образом? С точки зрения обычных норм
порядочности, очевидно, нет. Но в науке это
делается сплошь и рядом. Возник вопрос, как, не
впадая в мракобесие, не отвергая науку и ее метод,
ввести научную, психологическую, педагогическую
(педагогика ведь тоже наука, а не только практика)
работу в некие этические рамки. Что это за рамки?
В попытках ответить на эти вопросы мы
сформулировали один принцип, одно условие, без
которого нормальное развитие невозможно: это
глубокий, человеческий, душевный, духовный
контакт с другим человеком. Вне этого контакта
человек просто не может почувствовать себя
человеком. Как подметил Сергей Александрович
Сироткин (кандидат философских наук,
руководитель лаборатории Института психологии
РАН, слепоглухой с детства), вне человеческих
отношений путь человека – путь Маугли. Но по
этому пути человек может развиваться и не
обязательно в джунглях, если отсутствует то
самое условие.
Наконец, может быть, самое интересное: на
материале двух видеодокладов мы наблюдали
единицу развития – жизненное событие, которое
приводит к качественным изменениям, ведущим к
совершенствованию. Нам посчастливилось это
видеть, потому что занятия, на которых это
произошло, были зафиксированы на видеопленку.
И последнее: у нас осталось ощущение, что мы
понимали друг друга – люди, которые с точки
зрения современной педагогической науки и
практики занимаются очень разными детьми и
проблемами. У нас было отчетливое ощущение, что
мы делаем одно дело и исходим в своих принципах
из одних и тех же представлений. В попытке
зафиксировать эти представления и наше единство
мы решили заключить общественный договор о том,
что мы понимаем под нормальным развитием
ребенка, и предложить к нему присоединиться всем,
кто разделяет наше видение или направление наших
поисков. Если интересно, мы можем ознакомить вас,
уважаемые участники, с этим договором.
Мы договорились встретиться в первый
понедельник мартовских каникул в 2000 году, 21
марта, и продолжить нашу работу. Приглашаем всех
желающих к ней присоединиться…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|