Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/1999

Архив
Мария АМФИЛОХИЕВА,
С.-Петербург

Защити свой проект и свой город

Здесь подросткам дают почувствовать, как много зависит от них в этом мире

Ребята, которые пришли в Центр, сами выбирают проблему, над исследованием которой будут работать в течение полугода – года. Как правило, тема связывается с будущей специальностью.

Условие одно – никто тебе не даст здесь никаких знаний в готовом виде, могут лишь на первых порах подсказать, куда нужно обратиться. Одновременно ребята учатся работать на компьютере: итоговая работа-проект должна быть оформлена на современном уровне.

“В лаборатории РАО в первый раз увидела хороший компьютер. В школе таких нет. Но самым интересным оказалась возможность создать что-то свое более или менее самостоятельно”, – признается Ира Марыщена.

Первоначально лаборатория заключила договоры с пятью школами Санкт-Петербурга, и занятия по программе “Город как школа” приравнивались к занятиям УПК. Но постепенно границы размылись, многие ребята привели своих друзей.

Главный руководитель проектов Галина Григорьевна Кучерова к ребятам строга: “Мы хотим воспитать не тех, кто пойдет с флагами требовать, чтобы им сделали красивое будущее, а тех, кто понимает трудность решения любой проблемы, но старается способствовать ее решению”.

Объяснить, как это делается, можно только на конкретных примерах. Например, десятиклассники из 477-й школы города Пушкина Иван Шмелев и Дима Костров выбрали тему “Родон – проблемы экологии” (о мерах защиты жителей города Пушкина от родоновой опасности).

Постановка темы уточняется до полной конкретности. При защите своего проекта мальчики не только объясняют, почему родон вреден для человеческого организма, но и предъявляют графики – результаты исследования выхода газа на поверхность в отдельных микрорайонах Пушкина (для получения этих данных потребовалось выйти на контакт со специалистами научно-исследовательского института). Работая над проектом, ребята фотографировали жилые здания, находящиеся в особо опасных для здоровья зонах, писали листовки, обращения к населению, в которых предупреждали об опасности и рассказывали о простейших мерах защиты.

На следующем этапе работы ребята планируют собрать данные медицинской статистики онкологических заболеваний. Эта работа еще впереди. А пока с материалами исследований они обратились в районный экологический комитет и добились того, что “родоновый вопрос” будет рассматриваться на заседании администрации Пушкинского района, где им тоже предстоит выступить.

Конечно, старшеклассники своими силами проблему не решат, но их работа помимо чисто познавательного интереса важна и своим несомненным гражданским звучанием и тем, что школьники учатся по-взрослому общаться во “взрослой” обстановке – и с работниками НИИ, и с представителями органов власти.

Оля Гаврилова, ученица школы №500, занялась вопросами энергоснабжения и энергосбережения. Занялась и сразу столкнулась с тем, что данные по расходу электроэнергии в районе добыть невозможно – хранятся за семью печатями, как государственная тайна. Пожаловалась своему руководителю – и получила резюме: “В государстве, где информация о показаниях счетчиков секретна, невозможна никакая инициатива! Постарайся найти выход, не опускай руки!” Все расчеты Ольга сделала на основе данных, полученных от своих знакомых, согласившихся помочь девочке. Кстати, сразу же выяснилась любопытная закономерность: если человек всего лишь отмечает ежедневно показания, сколько киловатт энергии он расходует, то невольно, почти подсознательно начинает экономить.

И хотя Ольга не добилась реальных успехов, она убежденно и со знанием дела теперь говорит о том, как важен режим экономии, использование в быту более экономичных электроприборов. Для нее теперь это не пустые слова, а самостоятельно выработанное убеждение.

Алена Коробкова и Маша Прохорчук бьют тревогу по поводу овощей, поступающих на рынок с огородов, устроенных на месте городской свалки, где в земле много солей тяжелых металлов.

А творческий проект Юли Юдиной, десятиклассницы 315-й школы, – это альманах; работая над ним, она познакомилась с работой журналиста, издателя, оформителя. В журнале большой раздел занимают интервью с выпускниками, работавшими по программе “Город как школа”. Эти интервью сами говорят за себя. Вот несколько отрывков:

Катя Куряткова: “Нигде я не видела, чтобы учитель с учеником разговаривали на равных, чтобы со мной советовались по поводу меня же, чтобы меня заставляли задавать вопросы (как это, оказывается, трудно – уметь правильно задать вопрос!). Со мной здесь считались, относились ко мне как к личности и требовали, как от взрослого человека. Я поняла, что ворчать на то, что меня плохо учили, не даст никаких результатов. Нужно брать судьбу в свои руки”.

Юля Костюкова: “Тему вы выбрали сами, считайте это делом жизни. Сумеете защитить эту работу, значит, защитите любое свое дело. А если бросите, то вообще неизвестно, способны ли вы что-нибудь сделать. Об этом нам часто говорила Галина Григорьевна. И еще: по-моему, эта программа нужна, чтобы понять, что такое образование без обязаловки”.

Павел Клейн: “Если дело делать, то оно делается, а если не делать, ничего не получается” – это одно из любимых выражений Галины Григорьевны. Проект учит нас работать”.

Ира Марыщена: “Я поняла, что здесь, в лаборатории, я многому научилась. Главное:

1. Я научилась доводить свою работу до конца и поняла, что это нелегко.

2. Я поняла, что мало что-нибудь сделать, надо еще отстоять, защитить свое детище.

3. Я научилась работать на компьютере, и это пригодилось мне при осуществлении курсового проекта в институте.

4. Я увидела совершенно другое общение между учителями и учениками”.

И хотя центр альтернативного образования переживает трудные времена, лаборатория делает важное дело – воспитывает граждан, людей, которые могут и умеют работать, добиваться, настаивать на своем.

Сама Галина Григорьевна Кучерова поставленную перед собой задачу представляет очень четко:

– Когда ребята приходят к нам, то сталкиваешься с их безграничным безразличием, заложенным уже почти генетически. Наше поколение привыкло, что от нас ничего не зависит, – сначала были винтиками в государственной машине, а теперь столкнулись с такими мощными процессами, что вовсе сложили руки. Ребята, глядя на родителей, изначально безразличны ко всему. Но так нельзя жить! Главное – заставить их встряхнуться и начать действовать. Если дело делать, то оно делается, а если не делать, то ничего не получится. Мы стараемся растить неравнодушных людей. Мне за них неспокойно, но другого пути нет. Иначе в нашей стране никогда ничего не сдвинется с мертвой точки.

И, глядя на питомцев Г.Г.Кучеровой, действительно начинаешь верить, что эти ребята способны делать дело, а не только роптать на жизнь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru