Мы уже привыкли, что наши дети встают каждое
утро и отправляются в школу. Так было и с нами, и с
нашими родителями, и с бабушками, и с
прабабушками. Так начинается утро на всей Земле.
И разве можно себе представить, что школы нет, что
дети не собираются в классе, а разбегаются по
городу, и он, этот город, со всеми своими
магазинами, ателье, кафетериями, книжными
лавками, музеями становится их самой главной
школой. Конечно, нам трудно такое представить.
Но уже в одиннадцатый раз в Берлине собираются
учителя на Всемирный конгресс школ
продуктивного образования. А в Санкт-Петербурге
под эгидой Российской академии образования
работает центр, который осуществляет программу
“Город как школа”.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Берлин – Москва
Только человек, нашедший свое место в жизни,
может понять и принять других
На XI Всемирный конгресс учителей школ
продуктивного образования собрались те, кто
помогает детям обрести уверенность в своих силах
Больше десяти лет в мире развивается
международное сообщество школ продуктивного
образования и альтернативного обучения. Учителя
пятнадцати стран встречаются два-три раза в год,
обмениваются идеями и опытом. Это движение
начиналось в Америке в ответ на изменение
взглядов молодежи на жизнь. Если в середине
шестидесятых молодых людей занимали глобальные
проблемы войны во Вьетнаме, гражданские права и
социальное устройство общества, то к началу
семидесятых в умах произошел поворот. Кто я?
Каким меня видят другие? Почему многие наши
сверстники, не отличавшиеся успехами в школе, уже
через несколько лет после ее окончания смогли
сделать головокружительную карьеру и стать
преуспевающими, а с другими этого не произошло?
Это были новые и трудные вопросы не только для
подростков, но и для их преподавателей.
Действительно, как ответишь, если все ученики
разные и равны лишь в своих правах. И почему тогда
им всем приходится посещать одинаковые школы?
Если каждый имеет равное право на изучение мира,
то почему в школе успешны лишь те, кто может и
любит читать учебники? Как быть остальным, кто
пишет диктанты с десятью ошибками, но
наблюдателен, любит рисовать, сочиняет стихи или
прекрасно мастерит? Неужели можно учить детей
только сажая их за парты и заставляя выучивать
темы?
Одна за другой стали появляться школы, которые,
если можно так сказать, вышли из своих стен в
город и делали попытки найти там для учеников
рабочие места. Их стали называть “Город как
школа”. Вспомним, что именно так дети учились до
появления изобретений Я. Коменского: становились
подмастерьями, учились ремеслу – каждый своему,
не овладевая общим обязательным минимумом
знаний. Бывает и сегодня: ребята, бросившие
обычную школу, становятся подмастерьями на
интересных для них рабочих местах. Это помогает
им снова начать учиться и обрести интересную
работу.
Сегодня проект “Город как школа”
разрастается, включает в себя все новые
продуктивные технологии преподавания и методы
работы с подростками.
Школа, которую создают и развивают учителя,
объединившиеся в проекте “Продуктивное
образование”, направлена на поддержку
индивидуальности детей, на попытку привести их к
пониманию самих себя. Ведь только человек,
нашедший свое место в жизни, может понять и
принять других.
В конце шестидесятых педагоги помогли ученикам
заняться решением их собственных проблем,
отключившись от мировых. Сегодня эти же учителя,
только гораздо более сильным, международным
составом показывают, что все мы живем в огромном
и удивительном мире, а не только в отдельной,
пусть самой прекрасной стране. И от наших общих
усилий многое зависит.
Последний конгресс учителей этих школ проходил
в Берлине с 6 по 13 мая – непростые для всего мира
дни. События в Косово заставляли думать совсем не
о предстоящих докладах и семинарах. Мир стоит на
грани катастрофы, в руках учителей – отношение
учеников друг к другу, а значит, и будущие
взаимоотношения наших стран.
Греческие учителя с волнением рассказывали о
том, как еще до начала конгресса их ученики
разослали обращение по электронной почте,
высказав свое отношение к бомбежке Югославии,
призвали нападающие страны остановиться. А
немецкие коллеги, организаторы конгресса, к его
открытию приготовили специальную папку с
распечатанным и увеличенным обращением о
прекращении войны.
Один из лидеров проекта в Америке, Алан Шульман,
в марте этого года был в Боснии, чтобы
договориться о совместной работе американских и
югославских ребят по восстановлению старинного
моста в маленьком городке Мостар. По странному
совпадению весь проект так и называется –
“Интернациональные мосты”. Из-за бомбежек эту
замечательную идею осуществить не удалось, хотя
обе стороны уже были готовы к продолжительной
совместной работе. Впрочем, Алан не теряет
надежды.
На конгрессе обсуждалось много важных проблем
и перспектив движения за продуктивное
образование. Проект “Город как школа”, с
которого все начиналось, похоже, скоро
перерастет в другой. И он будет называться
“Планета как школа” – рамки все расширяются!
Если для старших школьников сначала искали и
создавали специальные рабочие места в их родном
городе, то сегодня стали обычными приглашения
друг другу для работы в разных странах.
О чем бы ни говорили учителя на конгрессе,
думали об одном – о защищенном, открытом для
добра мире, который всем нам, и детям и взрослым,
так необходим. О планете людей под названием
Земля, которой сегодня так нужна наша помощь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|