Учителя обеспечили стабильность. Но ничего
не получили взамен
Копеечная экономия на образовании может
спровоцировать взрыв недовольства в начале
нового учебного года
Школьное затишье
Самые горячие дни в школе – конец четверти,
конец года. Все отошло на второй план, даже долги
по зарплате, которые не снижаются, обида на
начальство, на власть, на президента. Все стало
как будто несущественным. Все живут одним –
конец четверти, конец года. Самое прекрасное
время: как будто пройден трудный и неприятный
маршрут, и вот уже почти виден его край. Уже почти
рукой подать, и даже чуть-чуть грустно оттого, что
все заканчивается, хотя идти было ой как нелегко.
Уже и уроки не уроки: кто-то готовится к
практике – недельному труду на благо родной
школы. Планируют, где и как убирать территорию,
готовить школу к ремонту. Учителя заполняют
бесконечные журналы и приводят в порядок иную
документацию. Словом, нарушается привычный ритм
школы и наступает какое-то безвременье – школа
не школа, а так, лирическое отступление.
А кто-то идет в поход с семиклассниками –
замечательная наша школьная традиция в начале и
в конце года идти в однодневный поход. Ничего
существенного, для городских детей чаще всего
это простое путешествие на электричке до леса,
дальше – до большой поляны, там подкрепиться и
набегаться вволю. Хоть на день уйти от суеты, от
этих проблем, забыться в походе.
А вечером – домой, с песнями и обязательным
шумом на весь вагон.
Но походы проходят, лирические отступления
заканчиваются, и снова вспоминаешь, что ты – в
школе.
А в это время...
А в это время идет смена правительства, и уже
новое старое правительство на своем первом же
заседании обсуждает вопрос выплаты учителям
отпускных и долгов по зарплате. Повторим: долг
все тот же – 10,3 млрд рублей. Из них, кстати,
собственно зарплата – «всего» 3,5 млрд. А
остальное – это долги по 2-й статье, то есть долги
по начислениям на зарплату, а не сама зарплата.
Что это значит? Это значит, что протокольное
постановление правительства о возврате долгов
по схеме 50х50 (половину денег дает правительство,
а половину – местные власти) местными властями
не выполнено. В то же время на заседании
правительства 20 мая принято, по сути дела, такое
же решение: выплатить долги по схеме 50х50. Надо
сказать, что из 89 регионов страны всего 9 не имеют
долгов перед учителями. А в отпуск уйдут летом
все учителя, независимо от региона проживания.
Правда, есть одно существенное изменение:
заметно возросшее влияние вице-премьера,
отвечающего в правительстве за социальную сферу.
На 25 мая назначено селекторное совещание
руководителей регионов (на ковер вызваны десять
регионов), которое проводит В.И.Матвиенко. За ней
уже закрепилась слава мастера выбивать
учительские деньги из губернаторов. Но, кстати
говоря, многие губернаторы относятся к
В.И.Матвиенко с огромным уважением – уважают
силу. Но даже усилий вице-премьера не хватило,
чтобы Минфин выделил деньги учителям с учетом
индексации. Никакого повышения на 1,5 раза в сумму,
отпущенную Минфином на учительские отпускные, не
заложено.
В то же время идет и предзабастовочная
подготовка. 21 мая прошло заседание президиума ЦК
профсоюзов работников образования и науки.
Накануне в аппарате ЦК профсоюзов говорили так:
«Представители регионов будут настаивать на
очень жестких, крайних мерах. Вплоть до
объявления о том, что первого сентября занятия в
школах не начнутся». А крайние меры – это
остановка учебного процесса, вернее, не начатый
новый учебный год. Вот и получается, что новое
правительство пришло как раз в тот момент, когда
недовольство учителей снова принимает крайние
формы. И в глазах граждан это будет означать, что
при старом правительстве все было спокойно, а при
новом начались беспорядки. Мы не хотим
оправдывать новое правительство, да оно еще ни в
чем и не успело провиниться, но ведь долги
учителям фактически не отданы при Е.Примакове. А
на днях министр финансов М.Задорнов с вполне
понятной гордостью объявил, что уровень инфляции
сравнительно низкий, денежной эмиссии за
последние полгода практически не было, а
председатель Центробанка Геращенко при этом
заверил, что ему удастся удержать рубль до осени.
Это означает, что именно учителя и другие
бюджетники, которым государство должно деньги,
удерживают эту стабильность своим
долготерпением. Потому что удается не печатать
пустые деньги, держать национальную валюту, из
последних сил не давать улететь ценам под небеса,
но все это можно сделать только одним способом –
не тратить деньги. Сегодня не тратить деньги на
образование вообще, а завтра тратить их как
минимум на 20 процентов меньше, чем сейчас. Абсурд?
Ничего подобного.
Вузам, например, сейчас зарплату платят и
стипендию тоже выдают. Но им предложено срочно
обосновать методику перехода от соотношения 8 : 1
(количество студентов на одного преподавателя –
базовый показатель состояния вуза), к
соотношению 10 : 1. Правительство потребовало,
чтобы соотношение студентов к преподавателям
было 10 : 1. И что вы думаете? Вузы покорно стали
рассчитывать такую методику. Все понимают, что за
этим стоит почти трагедия системы высшего
образования, развал научных школ, гибель
периферийных вузов, исчезновение заочного и
вечернего обучения, полный крах системы
повышения квалификации… Но есть и другое:
социальные, экономические и политические
последствия.
На самом деле экономия государственных средств
на всем этом копеечная. А вот взрыв возмущенной
вузовской, в том числе и студенческой,
общественности абсолютно прогнозируем. То есть в
далекой перспективе – резкое падение качества
знаменитого советско-российского высшего
образования, а это значит – падение
конкурентоспособности наших товаров и услуг на
мировом рынке. А в ближней перспективе? Как
только широкие студенческие и профессорские
массы узнают о намерениях правительства, будет
всплеск не только учительского, но и вузовского
гнева. И все это как раз падет на сентябрь. Вот и
получается: одной рукой, рукой В.Матвиенко,
правительство выбивает из губернаторов деньги, а
другой, уж не знаем чьей, провоцирует из-за
копеечной экономии мощный осенний взрыв
недовольства не только учителей, но еще и
студентов.
Читатель может спросить: вы – газета школьная,
какое вам дело до вузовских проблем?
Сейчас взялись за вузы. Вот когда в полной мере
скажется их федеральная подчиненность. Велено
сокращаться – они и будут сокращаться. А за
помощью обратятся к местным властям. Так что
муниципальность школы становится серьезной ее
защитой от того, что за нее возьмутся.
Вы скажете, что за нас, в смысле за школу, уже
взялись. Да, взялись.
Но зачем же нам уподобляться героям анекдота,
которые в ответ на объявление о массовом
повешении задали всего один вопрос: “Веревку с
собой нести или дадут казенную?”
…Пока в школе безвременье. Уроки кончились, в
классах затишье. Многие родители говорят друг
другу: “Какое счастье, что наши дети окончили
школу, пока она не закрылась вообще”.
И сказать-то нечего.
Повезло им.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|