В.Гутник
доктор экономических наук
Социальное государство: тупик? возможность
обновления?
Чем популярнее у российских политиков (после
бурного увлечения laissez faire – свободным рынком)
становилась идея социально ориентированной
рыночной экономики, тем интенсивнее нарастали
проблемы в экономике с действительно сильным
социальным компонентом – прежде всего в
Германии и скандинавских странах. Последние
десять лет теоретики и практики экономической
политики ряда стран (особенно в Германии)
противопоставляют государству благосостояния
(Welfare State) социальное государство (Sozialstaat).
Сам по себе рынок не обеспечивает социальной
справедливости и равенства; но специальные
хозяйственные и политические меры, призванные
установить такую справедливость, не должны быть
враждебными рынку. Примирить это непросто.
Один из важнейших принципов, близких и рынку, и
социальной справедливости, таков: государство
(точнее, общество) помогает лишь тем, кто в данный
момент сам не может справиться со своими
проблемами, и помогает таким образом, чтобы в
дальнейшем такой человек мог справляться с
проблемами самостоятельно (помощь для
самопомощи). Другими словами, социальное
государство – не такое, в котором помогают
бедным, а такое, в котором нет бедных , и
благосостояние достигнуто не столько
перераспределением богатства, сколько активной
и инициативной деятельностью граждан.
Итак, есть два способа обеспечить социальную
защищенность большинству: государство или само
перераспределяет общенародное богатство,
финансируя социальные программы, или
обеспечивает человека возможностью самому
заработать себе на старость, на случай болезни
или пожара, обеспечивая заодно и право выбора той
или иной социальной услуги на рынке. Крайний
вариант государства первого типа – СССР;
классический вариант второго типа – США. Европа,
особенно Германия, где-то между двумя этими
крайностями.
Германия – страна благосостояния; бедных там
давно уже нет, всем обеспечен определенный,
весьма высокий стандарт. Чем богаче становилась
страна, тем выше становился этот стандарт;
вдобавок, как и везде в Европе, население старело
и все больше средств приходилось направлять на
пенсии, в основном с помощью государственного
перераспределения. Этой политике около ста лет.
Но даже такая богатая страна, как Германия, не
может больше содержать собес такого типа и
такого масштаба. Еще в шестидесятые годы
государство изымало из зарплаты работающих на
социальную защиту четверть заработка; сегодня
изымает налогами половину. Германия теряет свои
позиции на мировом рынке, поскольку издержки
производства заметно растут. Снижение
материальных затрат на единицу готовой
продукции (совершенствование техники и
технологии) перекрывается ростом затрат на
зарплату и другие выплаты, на социальные расходы,
которые обязано нести предприятие. Германия
превратилась в страну с самой высокой оплатой
труда в мире: в 1995 году прямая и дополнительная
оплата труда составила 45 немецких марок в час, в
том числе дополнительные издержки (больничные,
отпускные, социальные выплаты предпринимателей)
– 20 марок; это в три раза выше, чем, например, в
США. По другим расчетам, 65 марок зарплаты
“чистыми” превращаются в 207 марок “расходов на
фактор труда” (налог на зарплату, отчисления в
фонд социального страхования, другие социальные
взносы и НДС), которые должен оплатить
потребитель. Результат очень точно оценил
профессор Кильского университета Г.Прози: любое
повышение НДС есть эффективное средство для
“программы инвестирования и создания рабочих
мест в теневой экономике”. Специалисты
утверждают, что от 5 до 25 процентов валового
внутреннего продукта Германии создается в
теневом секторе, то есть без уплаты налогов и
отчислений.
Предприниматель обложен такими поборами и
экологическими обязательствами, что инвестиции
в производство становятся невыгодны, а товары –
неконкурентоспособны. Производство
сворачивается, число рабочих мест сокращается,
армия безработных растет, следовательно,
нагрузка на собес увеличивается. Вдобавок
перераспределяющее государство всегда и всюду
имеет склонность к неконтролируемой экспансии и
самодовлеющему значению. Кому это и знать, как не
нам.
Конечно, кризис немецкого социального
государства – не наш кризис; возможно, о конце
эпохи социального государства говорить
рановато, но перемены в социальной политике
европейских стран неизбежны. Сами немцы все чаще
говорят о необходимости усилить рыночные
элементы в этой политике, то есть о сдвиге в
сторону англо-американской модели. Речь идет о
том, чтобы сократить в собесе функции
государства и усилить роль социального
страхования. Это значит накопительный счет на
старость в частном страховом фонде; и ты сам
имеешь право (и риск) решать, сколько именно
откладываешь и какой именно фонд выбираешь. Это
значит также, что твои больничные, отпускные,
величина твоей пенсии в старости не равны для
всех, а зависят от твоего трудового вклада и от
величины твоей зарплаты. Это означает, наконец,
четкую адресность, точечность государственной
поддержки сирых и убогих, обязанность вытирать
слезы которых государство отнюдь с себя не
снимает.
Российская социальная политика пока не может
быть такой же: рационализация социального
государства возможна лишь на определенном и
весьма зрелом этапе его развития. Но с самого
начала следует учитывать тупики и противоречия
очень привлекательной, но слишком дорогой
системы социальной защиты, попытки реализовать
которую в полном объеме могут привести к еще
большей незащищенности людей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|