Мария АМФИЛОХИЕВА
С.-Петербург
Кому подмигивает экран компьютера?
Может быть, нам, предлагая сделать для ребенка
реальный мир не менее интересным, чем
виртуальный
Компьютер – средство информации. Информация –
это власть. И даже не третья и не четвертая –
первая, может быть, уже единственная, потому что
из нее вытекают все остальные.
Я привела детей на экскурсию в Эрмитаж. В шестом
классе на уроках истории – древний мир, на уроках
литературы – мифология, ну как тут обойти
вниманием знаменитый музей? Решили сначала
послушать экскурсовода, а потом побродить
самостоятельно.
По пути к залам искусства Древней Греции вдруг
замечаю: ребят стало на треть меньше – мальчишки
исчезли почти все. Нашлись они быстро: ничуть не
обеспокоенные тем, что отбились от группы, они
сидели на высоких табуретах перед экранами
дисплеев. На мое предложение пройти на
экспозицию двое ответили за всех с хорошо
разыгранным, а может, даже искренним недоумением:
“Зачем? Здесь же все есть, мы даже лучше всех все
узнаем”.
В Эрмитаже это новшество появилось уже
довольно давно. Проходишь через контроль и,
вместо того чтобы плутать по залам, садишься к
экрану, набираешь познавательную программу о
каком-либо разделе искусства, представленном в
музее. Неплохие программы. Здесь и элементы игры
– надо угадать автора, название картины,
вспомнить мифологический или библейский сюжет.
Есть исторические справки, а можно приблизить к
себе любой фрагмент картины для детального
рассмотрения. И все это не сходя с места, и даже
платить не надо.
Дети радуются...
Мне же стало почему-то обидно за Эрмитаж, и я,
прибегнув к не любимым мною принудительным
методам, увела поклонников его величества
компьютера в Греческий зал.
Ничего хорошего из этого не получилось.
Экскурсовод нам достался не слишком удачный, у
меня самой уже пропало настроение что-то
рассказывать, мальчишки ворчали и спрашивали,
разрешу ли я посидеть перед вожделенными
экранами, когда экскурсия закончится. Вскоре я
отпустила их обратно, взяв слово, что не побегут
по музею, как стадо слонов к водопою. Удалились
чинно, почти на цыпочках, но с сияющими
физиономиями. Много ли надо для счастья?! К
“бунтарям” присоединились еще трое. Остальные
экскурсию дослушали, а потом еще побродили,
рассматривая “живьем” кусочки античности.
Кое-кто даже осуждал любителей виртуальной
реальности.
Вот такая ситуация. Подчеркну, что для ребят из
моего класса компьютер – не диковинка. У многих
дома имеется, остальные к друзьям в гости
наведываются. И не только играют в примитивные
игры – учебные программы используют, кое-кто и в
Интернет выходит.
Тем более грустно. Неужели же увидеть статую
Афродиты или древнюю амфору на экране
интереснее, чем в зале музея?
Почему на вопрос анкеты “Любите ли вы читать
книги?” несколько ребят написали: “Да, люблю
считывать с дисплея странички Интернета”.
Может быть, скоро на вопрос “Любите ли вы
путешествовать?” будут отвечать: “Конечно! В
моем компьютере замечательные программы,
особенно по Южной Америке...”
А на вопрос “Каким должен быть лучший друг?”
уже отвечают: “Умным, знающим, как компьютер”. И
подозреваю, что доля шутки здесь минимальная.
Может, эта приверженность к виртуальной
реальности – защитная реакция, скрывающая
древний страх перед реальностью окружающего
мира? Вокруг слишком много проблем, разрешить
которые взрослые не в состоянии, и дети это
отлично чувствуют. Легко ли найти правых и
виноватых в косовском конфликте? Зато в
компьютерных играх ясно, кто враг. И ты даже
можешь преодолеть все трудности, стать
победителем, к тому же в запасе есть парочка
лишних жизней.
Компьютер дает и иллюзию свободы выбора: ты сам
нажимаешь кнопки. Для того чтобы почувствовать
запрограммированность, несвободу этого выбора,
надо иметь иной опыт. (Да или нет – это не выбор.
Истинная свобода в выходе в другое измерение. Но
не тогда, когда это единственный выход.) Но откуда
взять опыт, если в реальной действительности
даже иллюзорного выхода порой не видно, а есть
лишь более или менее осознанная необходимость?
Так что же, выход в виртуальной реальности
компьютера?
Может, дети видят то, что не понимаем мы? Мир
меняется с неимоверной скоростью. И мы уже
становимся консерваторами, уходим в прошлое со
своими книгами, музеями, грампластинками и
прогулками по аллеям невиртуальных пока еще
пригородных парков. И это мы, кто в 70-е считал себя
ниспровергателями рутины. Четверть века прошла
или вечность? Но наше “новое” все же было в
пределах реальности. А тут? Тревожно ощущать
дыхание качественного скачка в иной век.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|