Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/1999

Архив
Мария АМФИЛОХИЕВА
С.-Петербург

Кому подмигивает экран компьютера?

Может быть, нам, предлагая сделать для ребенка реальный мир не менее интересным, чем виртуальный

Компьютер – средство информации. Информация – это власть. И даже не третья и не четвертая – первая, может быть, уже единственная, потому что из нее вытекают все остальные.

Я привела детей на экскурсию в Эрмитаж. В шестом классе на уроках истории – древний мир, на уроках литературы – мифология, ну как тут обойти вниманием знаменитый музей? Решили сначала послушать экскурсовода, а потом побродить самостоятельно.

По пути к залам искусства Древней Греции вдруг замечаю: ребят стало на треть меньше – мальчишки исчезли почти все. Нашлись они быстро: ничуть не обеспокоенные тем, что отбились от группы, они сидели на высоких табуретах перед экранами дисплеев. На мое предложение пройти на экспозицию двое ответили за всех с хорошо разыгранным, а может, даже искренним недоумением: “Зачем? Здесь же все есть, мы даже лучше всех все узнаем”.

В Эрмитаже это новшество появилось уже довольно давно. Проходишь через контроль и, вместо того чтобы плутать по залам, садишься к экрану, набираешь познавательную программу о каком-либо разделе искусства, представленном в музее. Неплохие программы. Здесь и элементы игры – надо угадать автора, название картины, вспомнить мифологический или библейский сюжет. Есть исторические справки, а можно приблизить к себе любой фрагмент картины для детального рассмотрения. И все это не сходя с места, и даже платить не надо.

Дети радуются...

Мне же стало почему-то обидно за Эрмитаж, и я, прибегнув к не любимым мною принудительным методам, увела поклонников его величества компьютера в Греческий зал.

Ничего хорошего из этого не получилось.

Экскурсовод нам достался не слишком удачный, у меня самой уже пропало настроение что-то рассказывать, мальчишки ворчали и спрашивали, разрешу ли я посидеть перед вожделенными экранами, когда экскурсия закончится. Вскоре я отпустила их обратно, взяв слово, что не побегут по музею, как стадо слонов к водопою. Удалились чинно, почти на цыпочках, но с сияющими физиономиями. Много ли надо для счастья?! К “бунтарям” присоединились еще трое. Остальные экскурсию дослушали, а потом еще побродили, рассматривая “живьем” кусочки античности. Кое-кто даже осуждал любителей виртуальной реальности.

Вот такая ситуация. Подчеркну, что для ребят из моего класса компьютер – не диковинка. У многих дома имеется, остальные к друзьям в гости наведываются. И не только играют в примитивные игры – учебные программы используют, кое-кто и в Интернет выходит.

Тем более грустно. Неужели же увидеть статую Афродиты или древнюю амфору на экране интереснее, чем в зале музея?

Почему на вопрос анкеты “Любите ли вы читать книги?” несколько ребят написали: “Да, люблю считывать с дисплея странички Интернета”.

Может быть, скоро на вопрос “Любите ли вы путешествовать?” будут отвечать: “Конечно! В моем компьютере замечательные программы, особенно по Южной Америке...”

А на вопрос “Каким должен быть лучший друг?” уже отвечают: “Умным, знающим, как компьютер”. И подозреваю, что доля шутки здесь минимальная.

Может, эта приверженность к виртуальной реальности – защитная реакция, скрывающая древний страх перед реальностью окружающего мира? Вокруг слишком много проблем, разрешить которые взрослые не в состоянии, и дети это отлично чувствуют. Легко ли найти правых и виноватых в косовском конфликте? Зато в компьютерных играх ясно, кто враг. И ты даже можешь преодолеть все трудности, стать победителем, к тому же в запасе есть парочка лишних жизней.

Компьютер дает и иллюзию свободы выбора: ты сам нажимаешь кнопки. Для того чтобы почувствовать запрограммированность, несвободу этого выбора, надо иметь иной опыт. (Да или нет – это не выбор. Истинная свобода в выходе в другое измерение. Но не тогда, когда это единственный выход.) Но откуда взять опыт, если в реальной действительности даже иллюзорного выхода порой не видно, а есть лишь более или менее осознанная необходимость?

Так что же, выход в виртуальной реальности компьютера?

Может, дети видят то, что не понимаем мы? Мир меняется с неимоверной скоростью. И мы уже становимся консерваторами, уходим в прошлое со своими книгами, музеями, грампластинками и прогулками по аллеям невиртуальных пока еще пригородных парков. И это мы, кто в 70-е считал себя ниспровергателями рутины. Четверть века прошла или вечность? Но наше “новое” все же было в пределах реальности. А тут? Тревожно ощущать дыхание качественного скачка в иной век.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru