Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/1999

Архив
Рустам КУРБАТОВ, лицей “Ковчег-XXI”
Красногорск, Московская область

Дети могут хорошо учиться и без отметок

А вот взрослые, оказывается, не знают, как без них обойтись...

Для всех, кто мечтает о гуманизации школы, система оценок – это своего рода минное поле. Если не отказаться от пятибалльной системы, никакие нормальные отношения с ребенком невозможны.

Оценки делят учеников на удачников и неудачников. И это на всю жизнь. Разве троечник может превратиться в хорошиста?

Оценки – золотой телец, закрывающий солнце. Какой интерес, какое познание, когда за все оценка?

Оценки – сильное тонизирующее средство. Кто привык работать для оценки – сможет ли обойтись без них? Вырабатывается, как сказали бы медики, зависимость. Исчезают оценки – появляется ломка. Организм без оценки уже не может.

То, что в хорошей, настоящей школе оценок быть не должно, кажется очевидным для всех реформаторов школы.

Школы свободны в выборе системы промежуточной аттестации учеников – это записано в Законе “Об образовании”. Значит, можно отказаться от оценок?

И мы решили их отменить. Вместо железной пятибалльной шкалы перешли на другую – оценку за старание. Зачет или незачет. Ученик старается, выполняет работу на своем уровне, берет личную высоту, делает шаг вперед – зачет. Продвижения нет, даже если объективно результат высок, – незачет. Система жесткая: отличник за четверку может получить и незачет. Нельзя останавливаться, надо идти дальше. А с другой стороны, двоечник со стажем – если он работает, старается – получает положительную оценку, он начинает верить в себя. А это дорогого стоит!

Дети приняли эту систему сразу и однозначно. И не потому, как могло бы показаться, что можно меньше работать. Работать приходилось много. Но это был свободный труд. И вообще отказ от оценок для нашей школы стал “основным конституционным завоеванием”. Отсутствие оценок для них стало знаком свободы.

Но государственные чиновники требовали ведения государственной документации. Некоторые родители принципиально не желали разбираться в наших зачетах и требовали, чтобы мы им “сказали все по-простому”. Некоторые учителя, несмотря на официальное табу на пятибалльную оценку, говорили детям на уроках все начистоту. Хуже всех было ученикам: между молотом школы и наковальней родителей. Девятиклассник подходил к учителю, протягивал мятый листок и говорил: “Папа просит выставить оценки”.

Мы вынуждены были вернуться к пятибалльной системе.

Но... Первое “но”: наш опыт доказывал, что ученики без оценок учиться могут! Родители – нет, учителя – нет, чиновники – нет. А дети могут. И лучше, чем с оценками.

Второе “но”. Мораторий на оценки имел воспитательное значение не только для учеников – многому научились и учителя. Мы просто вынуждены были понять, что без интереса, без нормально организованной работы ничего не получится. Отказавшись от кнута, мы вынуждены были работать по-другому. Это испытание свободой.

Третье “но”. И самое главное. Мы все равно не вернулись к прежней оценке. Вынужденные идти на компромисс, мы стали их ставить, но не так, как в школе. Мы стараемся оценивать не текущую работу, а итоговую. Если уж от оценки никуда не деться, то пусть хотя бы это будет оценка со стороны. Оценка, основанная на жестких критериях, лишенная какой-либо субъективности. Пусть государство, чиновник, компьютер выставляют оценки. В нашей жизни ни нам, ни ученикам они не нужны. Дети, прошедшие школу свободы, три года не получавшие оценок, не нуждаются в этом “стимуляторе”. Для нас выставление оценок – некий формальный ритуал, жертвоприношение. А настоящая жизнь и учеба идут своим чередом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru