Когда закончится малина
Чем больше назидательности в наших
отношениях с ребенком дома, тем труднее ему будет
пережить любую конфликтную ситуацию в школе
За два часа шестилетний ребенок может:
разгадать с десяток кроссвордов из детского
сборника; посмотреть тысяча первую серию
“Жестокого ангела”; прочитать вдоль и поперек
невыносимо розовый журнал «Барби»; капнуть
зубной пастой на монитор и сказать, что это
птичка пролетала, что-то уронила; по собственному
почину подмести пол на кухне; позвонить дедушке
на работу во время важного совещания, чтобы
сообщить о приснившемся накануне зеленом коне с
бежевым всадником.
Уткнувшись якобы в книгу, я наблюдала за
дочерью все два часа. Инфантильные пакости
вполне сочетались с добрыми делами, равно как и с
тупым сериалом, и мне понравилась эта
разбросанность. Дитя проживает последние месяцы
в режиме «что хочу, то и ворочу». Понимаю, что
режим не просто неправилен – порочен, но в душе
моей играет «Прощание славянки», проводницы
цыкают на провожающих, на перроне тлеют окурки.
Ловлю себя на желании взвыть, всхлипнуть и
завязать под горлом платок, который никогда не
носила. Лейся, песня та-ра-ра-ра, при-дорожная. Нам
в школу этой осенью. Мы идем служить
конституционному праву на всеобщее среднее
образование.
Ах, дитя не знает, что это за служба. «В школу», –
говорит ее бабушка с сакральным ужасом. «В
школу», – с уважением говорит дед. «В школу!» – и
мой голос исполнен фальшивого восторга… Дитя
относится к школе с любопытством, как к
ближайшему воскресенью: что-то такое
приключится, хотя и у нее появилось подозрение,
что жизнь-малина скоро закончится и начнется
совсем другая ягода.
Горькой ягоды, как известно, – два ведра. Или
десять лет. Или даже минобразовскими стараниями
все двенадцать. В этом случае она выйдет “на
дембель” зрелой восемнадцатилетней барышней.
Хорошо еще, если не матерью … э, куда меня
понесло, хотя, собственно, что в том дурного… Я
сочиняю прогноз, который никому не пригодится и
никогда не исполнится. Я подглядываю за ней
из-под полузакрытых век. Она же протирает монитор
губкой для посуды и бормочет: «Ну,
птицы-проказницы, испортили орудие труда…»
Дверь на балкон конечно же плотно закрыта.
За два часа шестилетний ребенок сможет: выучить
стихотворение; сделать домашнее задание по
математике; написать домашнее упражнение по
русскому языку.
И это в лучшем, в самом что ни на есть счастливом
случае…
Меня, как и всех матерей, заранее угнетают
будущие проблемы. Как сложатся отношения со
школой? С учительницей и одноклассниками – это
одно, но есть и другой пласт: отношения с
информацией, с новым знанием, с новым звукорядом.
Я хотела бы, собственно, одного: чтобы
информационный обвал не стал враждебным,
давящим, репрессивным потоком.
Пытаясь осмыслить наши диалоги в контексте
всего речевого фона, в котором прошла ее
шестилетняя жизнь, я пришла вдруг к странному и
не очень-то отрадному выводу: с ней можно
спокойно и доверительно говорить на любые темы. О
любви и смерти, о верности и предательстве, о
детях, которые берутся совсем не из капусты, о
деньгах, отношения с которыми никак не
складываются у меня, но, может быть, мой опыт
будет для нее в чем-то полезным... Это не диалог,
конечно, а «концерт по заявкам трудящихся», но
она выступает в роли благодарного и
требовательного слушателя.
– От чего умер дедушка Артура?
– От цирроза печени, детка.
– Ему было очень больно? В чем заключается эта
болезнь? Отчего люди заболевают ею?
Я рассказываю. Смотрю на тени, по ее лицу
пробегающие: ужас, изумление, грусть,
безнадежность, сожаление. Это длится с полчаса.
Потом она садится перед телевизором. Хохочет над
мультиком. Забывает? Переключается?
Переключается – да. Но что из головы не
выбросит – это точно.
Может быть, точно так же она сумеет
обесточивать негативные эмоции, которыми так
богата школьная жизнь; может быть, стресс первого
школьного года не станет такой уж непоправимой
травмой... Отдавая себе отчет в изначальной
неправильности всей «моей педагогики» (она
слишком интуитивна, бессистемна,
безответственна, тороплива), я все же понимаю, что
правильным в ней были два отказа.
Первый – отказ от пафоса в любых его проявлениях.
Второй – от назидательности и дидактичности. То
есть от всего того, чем в избытке обладает
традиционная школа.
Думаю, что ребенку будет что предъявить в ответ:
свое умение слушать, терпимость к любым
интонациям, смиренно-хитрую свою толерантность.
И, наблюдая за своим несобранным ребенком, я смею
утешать себя надеждой, что конфликт между
природой детства и природой школы не столь уж
фатален. Насчет подвижности ума – не знаю, но,
уверенная в подвижности, динамичности ее
отношений с миром, я думаю: не так страшен черт, не
так страшна школа... За два часа дитя умеет
прожить столько жизней, что у него хватит сил
спокойно зачеркнуть иные из них, неприятные или
неудачные.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|