Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/1999

Архив
Мария АМФИЛОХИЕВА
С.-Петербург

Останови в себе войну!

Разговор на уроке, посвященном югославской трагедии, начался с детского вопроса: “Кто виноват?”, а закончился совсем другим, взрослым вопросом: “Как возникает война?”

Любим мы крайности! Если многие годы школа усиленно занималась всяческой идеологической пропагандой, то сейчас зачастую просто уходит от разговоров, связанных с самыми злободневными событиями. Распространенный лозунг “Образование вне политики” больше начинает напоминать иногда принцип “ничего не знаю, ничего не вижу, ничего не слышу...”. И напрасно. Дети-то видят и слышат многое – тут уж средства массовой информации не дремлют. Можно ли оставлять ребят один на один с этим не всегда чистым потоком?

Урок мира я задумала и провела за два дня до получения номера “Первого сентября”, в котором предлагалось провести нечто подобное. Получился этот урок как-то сам собой. По литературе начали в 6 классе читать “Маленького принца” и после главы о баобабах, разорвавших неведомую планетку, на который жил лентяй, естественно соскользнули к югославским проблемам.

Мои шестиклассники оказались достаточно информированными, но разговор все время вращался около вопроса “кто виноват?”. Предупредив, что на следующий день разговор продолжится, я задумалась, почему никто из ребят без моей подсказки не заговорил о том, что война (любая!) – дело страшное, кровавое, несущее горе и смерть?

Привыкли к зрелищу крови и разрушений? – на телеэкране сплошные боевики и ужастики. Просто абстрагировались от всего, о чем вещает телевидение, и не воспринимают события, сообщаемые в информационных программах, как реальные? Среди родных уже мало остается людей, переживших войну и блокаду, и утрачивается восприятие войны как трагедии?

Получается, что косовская проблема ребятам интересна как логическая задача, шахматная партия: с чего началось? кто виноват? как дальше развернутся события? Эмоционально же война не воспринимается. И это неправильно, ненормально.

На следующий день я крупно написала на доске: “Война и мир”, предложив подумать, о чем пойдет речь на уроке.

Кто-то испуганно упомянул увесистый роман Толстого...

Что ж, неплохое начало.

И вот уже вспомнили отрывок о Пете Ростове, его гибели. Потом поговорили о двойном значении слова “мир” и пришли к выводу, что в любом смысле мир противопоставлен войне. Наш язык часто подсказывает направление мысли.

Вспомнили об исконном значении слова “победа” – это то, что приходит после беды, а победитель и побежденный – это в первую очередь те, кому удалось выжить... Иллюстрация “Апофеоз войны” – гора черепов, написанная Верещагиным.

В общем, разговор наконец-то пошел совсем по иному руслу, нежели на предыдущем уроке. В заключение я предложила написать небольшое рассуждение по поводу мира и войны.

Читая работы шестиклассников, порадовалась, что наш разговор затронул их. Только двое снова пытались искать правых и виноватых в югославской трагедии. Неприятно удивило одно сочинение. Девочка писала о том, что постоянный мир, как и постоянная война, надоедает. Люди чередуют их из любви к разнообразию... Придется поговорить особо. Вероятно, написала, не подумав, для “красного словца”.

Многие ребята размышляли о причинах войн, о том, что из незначительного конфликта может вырасти мировая война, а поэтому надо вовремя выпалывать всякие мысли о возможности решать что-то с помощью оружия.

Вот несколько выдержек из сочинений.

Антон. Споры из-за земли в Косове – это маленький росток баобаба. Они ведутся со времен средневековья, но на них никто не обращал внимания по-настоящему. А теперь в войну втянулась такая большая страна, как Америка, и все другие страны НАТО; хотят втянуть туда и Россию, а тогда может получиться третья мировая война.

Ольга. Всегда самые умные и рассудительные люди садятся за стол переговоров и хотят решить все мирным путем, а нетерпеливые и недумающие начинают метать бомбы.

Яна. Мы с братом все время спорим, деремся, мы не можем обойтись без войны, а кончается все это плохо – слезами, синяками. Почему взрослые люди и большие страны не могут этого понять и не могут без войн?

Миша. Я расскажу маленькую сказку-притчу. Жили-были орки и гоблины. Однажды орк Рук увидел гоблина в лесу и побежал к своим докладывать:

– Ой-ой! Он ломает кусты, кусты!

В этом рассказе не было правды – никто кусты не ломал, просто Рук ненавидел всех гоблинов: его предок побывал у гоблинов в рабстве.

И началась война. А бывают еще более глупые причины, как в романе о Гулливере, где война началась из-за того, что одни предлагали есть яйцо с тупого конца, а другие – с острого. Все это глупости, но глупые люди никак не могут обойтись без войн.

Таисия. Как возникает война? Прежде всего от человека. От мыслей этого безвестного, но конкретного человека. Каждый человек, будь он даже внешне равнодушен к войне, имеет свои мысли о ней. Когда мысли многих людей совпадают, соединяются – возникает одна большая мысль. Эта мысль стоит за обществом людей, эта мысль толкает их. Эта мысль существует, даже если люди не признают ее реальности.

Так каждый человек участвует в войне, знает он об этом или не знает.
Отчего возникает первая мысль, маленькая предшественница большой мысли? От эгоизма человека, от его бессознательного презрения ко всем существующим, кроме себя. Это бессознательное чувство прячется в глубине человека, снаружи видна только маска. Маска может быть доброй, милой, совсем не злобной. И только изредка можно разглядеть человека, какой он на самом деле. Такой человек рождает первую мысль о войне. Он считает, что думает правильно, его мысль тоже надевает маску. Она привлекает к себе, крепнет, незаметно овладевает людьми – и вдруг вырывается на свободу, подобно взрыву первой бомбы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru