В чем причины и мотивы школъного
терроризма? Как предупредитъ будущие трагедии?
Это произошло в Колорадо? Двадцатого апреля
утром двое десятиклассников, Эрик Харрис и Дилан
Клиболд, проникли в свою пригородную
колумбинскую школу с полуавтоматическим оружием
и самодельными бомбами, спрятанными под полами
длинных шинелей.
Они начали стрелять еще на улице и продолжили
свою охоту в коридорах и классах. Их кровавый
путь закончился в школьной библиотеке, где
многие ученики готовились к экзаменам. Здесь
убийцы стали расстреливать и добивать своих
жертв. Кого-то они искали, сводя счеты, но, в общем,
убивали всех подряд, смеясь, повизгивая и
перебрасываясь шутками. Потом оба застрелились.
Что же это – новый вид терроризма? Как его
назвать? Наверное – школьный терроризм, в
отличие от политического или религиозного.
Недоумение и страх перед этим явлением порождают
необычно сильный общественный резонанс, не
позволяющий успокоиться людям не только в
Америке, но и по всему миру. В чем причины и мотивы
школьного терроризма? Какое стечение
обстоятельств и условий его порождает? Как
предупредить будущие трагедии?
Школьный терроризм угрожает прежде всего
школе. Эрик Харрис и Дилан Клиболд не пошли
поджигать местную церковь или взрывать
ближайший супермаркет. Они не начали с соседей
или своих семей, а направились прямо в школу –
центр их вселенной, главный источник их надежд,
разочарований и обид, предмет ненависти и объект
мести.
Но основным объектом было не школьное здание,
хотя они собирались его взорвать и сжечь. Они не
держали особого зла и на учителей, хотя
планировали уничтожить их вместе со всей школой.
Самая черная злоба и жажда мести были припасены у
них для учеников, которые над ними насмехались,
издевались или просто не принимали их всерьез.
Эрик и Дилан находились у подножия ученической
иерархии. В старших классах на вершине этой
пирамиды обычно стоят школьные спортсмены
(джоксы). Они физически сильнее, держатся вместе,
ведут себя в школе по-хозяйски, принимая внимание
и почет как должное. От этого один шаг до
безнаказанности и грубого издевательства над
слабыми и необычными ребятами.
Бунт против культа и тирании атлетов среди
старшеклассников – эта идея понятна многим
американским подросткам.
Другая группа на вершине школьного общества –
отличники-зубрилы. Таких ребят здесь немало. Не
зря школьная библиотека была полна народу –
ученики ожесточенно готовились к экзаменам.
Среди них были и те, кто немедленно после
освобождения из забаррикадированных классов
стал беспокоиться о своих оценках. Если школу
закроют, им не удастся исправить свои четверки! В
это время тела их убитых товарищей все еще лежали
в лужах крови на полу школьной библиотеки, а
полиция обезвреживала бомбы, начиненные
гвоздями и бритвенными лезвиями.
Были и иные группы. Одни носили модные и дорогие
шмотки, другие не имели на них денег. Одни ездили
на дорогих и престижных автомобилях, другие – на
школьном автобусе. Дружба, вражда, сплетни,
насмешки, зависть, ненависть – не школа, а
шекспировская драма на фоне школьных звонков.
Мир сегодняшних подростков живет как бы в
параллельном пространстве, почти не
пересекающемся с миром взрослых. Здесь идет
отчаянная борьба за внимание, за признание, за
уважение, словно дарвиновская борьба за
существование, в которой выживает далеко не
каждый.
Кто может их защитить? Кто может нарушить
жестокую иерархию подростковых отношений,
поднять детей из грязи, со дна и очистить детские
души от плевков окружающих, от коросты цинизма,
внеся в их жизнь луч надежды и смысла? Конечно,
это учитель.
Учитель не обязан уберечь каждого ученика от
беды, это не записано в его должностных
обязанностях, и все же он может это сделать.
Несмотря на все трудности и помехи, человеческий
контакт Эрика или Дилана с учителем – всего
одним учителем – мог бы предотвратить трагедию в
Колорадо.
Есть дети, которых трудно чем-то
заинтересовать, увлечь, – видно, такой у них
темперамент. Эрик и Дилан были не просто
увлечены, а одержимы, ослеплены и
загипнотизированы своими увлечениями. Такая
редкая увлеченность учеников – подарок для
иного педагога, ее только надо направить в
разумное русло.
Но направить ее было некому. В школе хватало
клубов и кружков, музыкальных и технических. Не
хватало лишь клуба для рассерженных и несчастных
молодых людей. Регулярно шли воспитательные
мероприятия, однако они, будто волны на
поверхности, мало влияли на подводные течения
подростковой жизни.
В хорошей школе воспитательная система
работает, словно невидимая сеть, улавливающая
детские души. И все же многие ускользают. Часто
это именно те души, которые нуждаются в поддержке
больше других. В чем же проблема? Дырявая,
непрочная сеть. Слишком крупные ячейки.
Отношения, а не названия удерживают или
отталкивают подростков. Педагогика отношений
стремится к тому, чтобы все дети – все без
исключения – чувствовали себя в школе уютно и
защищенно, были не просто зрителями, а
участниками общих дел, ощущали внимание и заботу
товарищей и учителей. Пока хоть один ребенок в
классе остается несчастным и униженным, учитель
не может почивать на лаврах.
Вспоминаю мою первую встречу с детьми в большой
киевской школе на рабочей окраине. Классные
руководители отдали в этот класс своих худших
учеников, сбросили балласт – так появился наш 6
“А”.
До сих пор помню лица, имена, фамилии, семьи,
начальное недоверие детей, вскоре сменившееся их
немногословной преданностью. Эти ребята успели с
избытком хлебнуть боли, горечи, обиды, зависти и
унижения и теперь были благодарны за
человеческое отношение. Мы не мусолили их
душевные травмы в долгих разговорах, а просто
протягивали руку сотрудничества.
Дети увлеклись не изготовлением бомб, а
приготовлением тортов для очередного праздника.
Были среди них и явно изуродованные души. Такие
ребята взорвали бы школу, перестреляли товарищей
– только дай оружие. У нас они ходили в лидерах, а
их агрессивные импульсы находили отдушину в
бурной коллективной деятельности. Особой
заботой были незаметные тихони – дети странные,
отверженные.
Уже окончив школу, самый отчаянный среди наших
героев все же сорвался, пырнул кого-то ножом и
попал в тюрьму. А мне запомнилось, как он варил
леденцы у себя на кухне, чтобы удивить свое звено
и весь класс. Таких леденцов я больше не пробовал.
Незадолго до событий в Колорадо Эрик Харрис
подал заявление в американский флот, словно
пытаясь ускользнуть от неизбежности близкой
катастрофы. Видно, его надежда еще не погасла, а
энергия искала выхода. Не найдя его в школьной
жизни, фантазия Эрика устремилась к жизни моряка.
За пять дней до намеченной даты убийства пришло
письмо с отказом. Утопающий хватался за
соломинку, но соломинка подвела.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|