Премия Солженицына – Инне Лиснянской
“За прозрачную глубину стихотворного русского
слова и многолетне явленную в нем поэзию
сострадания”.
На последней неделе апреля вручается
Литературная премия Александра Солженицына. Она
учреждена для награждения писателей, живущих в
России и пишущих на русском языке, писателей,
“чье творчество способствует самопознанию
России” и “вносит значительный вклад в
сохранение и бережное развитие традиций
отечественной литературы”. Премия учреждена на
мировые гонорары Солженицына за “Архипелаг
ГУЛАГ”. Как сказала Наталья Солженицына, жена
писателя, все гонорары за “Архипелаг” на всех
языках были еще в 1974 году отданы “Русскому
общественному фонду помощи преследуемым и их
семьям”. Теперь он называется “Русский
общественный фонд Александра Солженицына”. “Не
пропустим достойных, не наградим пустых”, –
мечтал в те времена писатель. Так что замысел
премии насчитывает уже четверть века. Но впервые
присуждена она была лишь в прошлом году. Первым
лауреатом стал крупнейший отечественный
филолог, академик Владимир Николаевич Топоров.
Лауреат этого года – поэт Инна Лиснянская.
Выступая на церемонии вручения, Солженицын
сказал, что поэзия сострадания была свойственна
И.Лиснянской еще в детские годы. “В голодный год
у бабушки пайку хлеба украл беспризорник. У
бабушки горе, а она думает о беспризорнике. Это
был мальчик из раскулаченных крестьян”. Из них
же была ее няня, которая “вместе с бабушкой –
тайком от коммунистических родителей – крестила
ее... С пятого класса – идет еще война – Инна
Лиснянская уходит в госпиталь помогать.
Ни в пионеры, ни в комсомол, ни в партию –
никогда. В 17 лет она пережила трое суток допросов
в НКВД, допросов, которые чередовались с ледяной
ванной, но не выдала своих товарищей, выдержала.
Шли годы. Потянулась общесоветская жизнь. Пришел
год, когда ее угрозами гнали в эмиграцию. Сказала
– в кандалах не поеду. Никогда не угождала эпохе.
Никогда ни на какое соглашение не шла с властями.
Естественна оборотная сторона этого – стихи о
страхе. “Я вырвалась из общего котла...” И теперь
ей “каторжанская мерещится тропа...”. “Слыть
отщепенкой в любимой стране: // Видно, железное
сердце во мне”.
Стихотворные принципы ее предельно
естественны. Не конструировать стих, а писать как
дышится. Вот и весь ее метод. Вопреки
обстоятельствам жизни она являет
самопроизвольность поэтического пения. Ни швов,
ни тени усилий – верная традиция русского
стихосложения. Всегда и везде – сила чувства и
большая амплитуда его. Естественное простодушие
автора само ведет к законченности. Даже в малых,
так называемых проходных, стихах у нее
законченное изящество. Она никогда не стремилась
и не стремится попасть в литературную моду. Она и
в этом – в отверженности”.
Большая речь Солженицына была насыщена стихами
Лиснянской. Отвечая ему, она сказала: «Мою
благодарность можно измерить разве что длиной
моей жизни. Судьба меня не баловала, и сегодня я
праздную час, говоря строкою Ахматовой, “победы
моей над судьбой”.
По первому псалму Давида, я не ходила на совет
нечестивых и не сидела в собрании развратителей.
Помню, как, прочтя “Жить не по лжи”, восходящую к
этому псалму, я возликовала: не хожу на собрания,
не голосую. Минимум, который предложил
Солженицын – человек должен остаться
порядочным, – я соблюла...
Есть литераторы, которые утверждают, что
словесность, особенно изящная, должна пребывать
вне гражданственности. Понятно, что это реакция
на соцреализм. Но справлять поминки по советской
литературе – более чем смешно. Не было советской
литературы, а была в эпоху советской власти этой
властью попираемая, загоняемая в подполье,
изгоняемая из отечества, не пущаемая на родину
великая русская литература – в лице Гумилева и
Мандельштама, Платонова и Зощенко, Ахматовой и
Цветаевой, Булгакова и Олеши, Пастернака и
Заболоцкого, Набокова и Зайцева, Клюева и
Шаламова, Бунина и Бродского. “Я список кораблей
прочел до середины”, – сказал Мандельштам, а я
назвала сейчас, видимо, половину флотилии ярко
светящихся имен русской литературы. По ним,
ушедшим из земной жизни, уж никак нельзя
справлять поминок. Они живы в сознании и обиходе
читателя.
Я бы не стала в этот счастливый для меня день
говорить о поминках. Сейчас Россия переживает
острый кризис, экономический и политический.
Этому кризису предшествует кризис творческой
мысли. На первом гребне перестройки далеко не
худшие литераторы, провозгласив поминки по
несуществующей литературе, выдвинули термин
“другая литература”. Уже не как альтернативу
соцреализму, а как противостояние всей
традиционной словесности. Алкая нового,
запамятовали перефраз Чехова: “Не все, что ново,
талантливо, но все, что талантливо, ново”. А
новое, как, например, поэзия Бродского,
становится кровеносным сосудом в организме
традиции... Божией милостью творец всегда другой
по отношению к писателю-современнику или соседу
по времени. Гоголь – другой по отношению к
Пушкину, Достоевский – другой по отношению к
Гоголю, Толстой – по отношению к Достоевскому,
Набоков – по отношению к Толстому, Солженицын –
по отношению к Набокову. У каждого из этих других
своя содержательность, а значит, и форма, и музыка
слова. По отношению к Богу, начиная с Адама,
давшего вещам имена, каждый, наделенный Божиим
даром, второсоздатель гармонии, а ищущий лишь
дисгармоническую музыку хаоса – не
второсоздатель.
Но что интересно: отрицатель традиционного
слова без этого слова обойтись не в силах и
питается им. Их борьба с традицией напоминает
богоборчество. Но богоборец все-таки не атеист,
ибо нельзя бороться с тем, чего нет. Поэтому
богоборцы не безнадежны. Самое молодое поколение
уже отказывается от ерничества и начинает
заниматься развитием традиционной словесности,
а не переиначиванием, к примеру, Пушкина вот на
этакий манер: “Зима. Никто не торжествует. Никто
не обновляет путь”.
Русский писатель, болеющий за судьбу своего
народа, не может не откликаться на злобу дня. Он
ищет, как обновить путь. Такой писатель не
злободневен, а добродневен. “Теперь у нас не то в
предмете...”»
Запись вела
Инна БОРИСОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|