Четыре измерения школьного уклада
Когда пару недель назад на семинар “Детское
управление школой” приехали ребята из разных
стран и стали придумывать Международную детскую
конституцию, то никто ни разу не произнес слово
“уклад”, хотя все только и говорили, как должна
быть устроена современная школа. Но в дискуссиях
педагогов это емкое слово звучит постоянно,
может быть, с легкой руки Александра Наумовича
Тубельского, имя которого многим в
педагогических кругах известно. Он часто и
вдохновенно рассказывает об укладе жизни своей
школы, и начинаешь понимать, что как раз
становление школьного уклада, возможно, и
составляет главное содержание образования
детей.
Александр Наумович принес в редакцию большую
статью об этом. И 30 марта мы опубликовали ее
первую часть. А вторая, нам показалось, требует
особенного внимания и обсуждения. Сегодня мы
публикуем этот текст. Все, кто захочет включиться
в разговор, поддержать или оспорить предложения
А.Тубельского, могут позвонить нам по
редакционному телефону или заглянуть в школьный
отдел, или прислать свои размышления по почте. Мы
будем рады, потому что этот разговор нам кажется
очень важным для школы.
Образовательная область как физика или
биология?
Возможно, дискутируя о том, где искать пути
обновления содержания образования, мы просто не
там ищем. Мешает зашоренность сознания: принято,
что содержанием образования являются основы
наук, культуры, предметное знание или
интегрированные курсы.
Но экспериментирование со школьным укладом в
отличие от экспериментов с учебно-предметным
знанием требует особого подхода, особых методов
и средств проверки гипотез, особого языка
описания и, что совсем уж непросто, особых
способов переноса в практику полученных
результатов.
Если подходить к укладу как части содержания
образования, то возможно и построение его
гипотезы, и экспериментальная ее проверка, и
описание содержания по крайней мере в
инвариантной части и вариативной.
Может ли уклад быть обязательным и
необязательным?
В порядке предложения и как материал для
обсуждения могу отнести к инвариантной части
школьного уклада такие его черты:
– возможность для ребенка выбирать не только
учебный предмет, курс или факультатив, но и темы,
темп работы, вариант поведения, формы и способы
действия;
– строго не регулируемое и не регламентируемое
образовательное пространство, где все нормы и
правила создаются взрослыми и детьми вместе;
– обязательное участие ребят, учителей и
родителей в создании норм и правил общей жизни;
– открытость принимаемых решений, возможность
каждого члена коллектива влиять на характер
решений, касающихся всей школьной общины, при
самых разнообразных структурах самого
коллектива и органов его управления,
самоуправления, соуправления.
К вариативным же параметрам уклада можно будет
отнести:
– построение школы как действующей модели
открытого гражданского общества. Например, в
школе самоопределения такая модель позволяет
каждому стать инициатором любого дела,
единственным ограничением при этом является
свобода других людей (не уверен, что это нужно
обязывать делать все школы);
– выборность органов коллектива, которая
возможна на определенном этапе его развития;
– введение социально-трудовой практики,
которая обеспечивает не только освоение
окружающей социальной среды, но и создает особый
стиль отношений в коллективе, разновозрастные
учебные группы, клубы, кружки, школьные научные,
коммерческие общества.
Подогнать под стандарт и проверить исполнение?
Если признать, что уклад школьной жизни может
быть признан частью содержания образования, то
возможно включить его и в учебные планы школ.
А значит, ввести общественно-профессиональную
экспертизу уклада при проверке соответствия
соорганизации жизни школы требованиям Закона
«Об образовании», аккредитации школы и т.п. Но
сегодня объективно проанализировать влияние
уклада на становление школьника не только
невозможно, но и вредно: нет объективных средств.
Вспоминается случай, когда одному директору
школы для проверки его управленческих умений
предложили выбрать, как он поступит в следующей
ситуации: «В школьном гардеробе украли шапку, и
вы знаете, кто это сделал. Ваши действия: а)
вызовете родителей, б) обсудите на классном
собрании, в) поговорите с ним сами, г) сообщите в
милицию». Коллега резонно ответил, что ничего из
этого делать не будет, а сначала разберется, что
за человек этот воришка. Такого варианта тест не
предполагал, а следовательно, обсчет
управленческих умений директора по
заготовленной формуле состояться не мог.
Сможет ли государство гарантировать школьный
уклад?
Сегодня все больше выдвигается требований
создать перечень определенных гарантий
государства в социальной сфере, в том числе и в
образовании. Понятно, если государство не будет
отвечать по своим долгам, то почему учителя
должны отвечать по своим долгам государству.
Убежден, что эти стандарты – требования к тому,
как должна быть устроена школа, – не могут быть
разработаны Министерством образования и даже
профессиональной образовательной
общественностью. Это дело родителей, детей и их
учителей. Сам прецедент этого обсуждения, сами
моменты дискуссий будут обладать
образовательными эффектами.
Необходимо поддержать инновационные школы, где
созданию уклада уделяется первостепенное
внимание. Дело в том, что его трудно передать
через текст, даже через хорошую лекцию, его надо
передавать из рук в руки, от прецедента к новому
прецеденту, так, между прочим, передавалась вся
«средовая» педагогика.
Сегодня проблематике уклада, средствам его
становления не учат ни в одном педагогическом
вузе, он не включен в стандарты как
педагогического, так и постдипломного
образования. Во всяком случае, за несколько
последних лет я ни разу не почувствовал интереса
к этой теме никого, кроме зарубежных педагогов и
управленцев. Почему бы это? Может быть, потому,
что это скрыто от взоров образовательного
сообщества, что есть дела поважнее или оттого,
что это в прямом смысле есть скрытое содержание
образования. Нужно уметь сделать его хотя бы
приоткрытым для творческого педагога.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|