Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/1999

Архив
  Александр ТУБЕЛЬСКИЙ

Четыре измерения школьного уклада

Когда пару недель назад на семинар “Детское управление школой” приехали ребята из разных стран и стали придумывать Международную детскую конституцию, то никто ни разу не произнес слово “уклад”, хотя все только и говорили, как должна быть устроена современная школа. Но в дискуссиях педагогов это емкое слово звучит постоянно, может быть, с легкой руки Александра Наумовича Тубельского, имя которого многим в педагогических кругах известно. Он часто и вдохновенно рассказывает об укладе жизни своей школы, и начинаешь понимать, что как раз становление школьного уклада, возможно, и составляет главное содержание образования детей.
Александр Наумович принес в редакцию большую статью об этом. И 30 марта мы опубликовали ее первую часть. А вторая, нам показалось, требует особенного внимания и обсуждения. Сегодня мы публикуем этот текст. Все, кто захочет включиться в разговор, поддержать или оспорить предложения А.Тубельского, могут позвонить нам по редакционному телефону или заглянуть в школьный отдел, или прислать свои размышления по почте. Мы будем рады, потому что этот разговор нам кажется очень важным для школы.

Образовательная область как физика или биология?

Возможно, дискутируя о том, где искать пути обновления содержания образования, мы просто не там ищем. Мешает зашоренность сознания: принято, что содержанием образования являются основы наук, культуры, предметное знание или интегрированные курсы.

Но экспериментирование со школьным укладом в отличие от экспериментов с учебно-предметным знанием требует особого подхода, особых методов и средств проверки гипотез, особого языка описания и, что совсем уж непросто, особых способов переноса в практику полученных результатов.

Если подходить к укладу как части содержания образования, то возможно и построение его гипотезы, и экспериментальная ее проверка, и описание содержания по крайней мере в инвариантной части и вариативной.

Может ли уклад быть обязательным и необязательным?

В порядке предложения и как материал для обсуждения могу отнести к инвариантной части школьного уклада такие его черты:

– возможность для ребенка выбирать не только учебный предмет, курс или факультатив, но и темы, темп работы, вариант поведения, формы и способы действия;

– строго не регулируемое и не регламентируемое образовательное пространство, где все нормы и правила создаются взрослыми и детьми вместе;

– обязательное участие ребят, учителей и родителей в создании норм и правил общей жизни;

– открытость принимаемых решений, возможность каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины, при самых разнообразных структурах самого коллектива и органов его управления, самоуправления, соуправления.

К вариативным же параметрам уклада можно будет отнести:

– построение школы как действующей модели открытого гражданского общества. Например, в школе самоопределения такая модель позволяет каждому стать инициатором любого дела, единственным ограничением при этом является свобода других людей (не уверен, что это нужно обязывать делать все школы);

– выборность органов коллектива, которая возможна на определенном этапе его развития;

– введение социально-трудовой практики, которая обеспечивает не только освоение окружающей социальной среды, но и создает особый стиль отношений в коллективе, разновозрастные учебные группы, клубы, кружки, школьные научные, коммерческие общества.

Подогнать под стандарт и проверить исполнение?

Если признать, что уклад школьной жизни может быть признан частью содержания образования, то возможно включить его и в учебные планы школ.

А значит, ввести общественно-профессиональную экспертизу уклада при проверке соответствия соорганизации жизни школы требованиям Закона «Об образовании», аккредитации школы и т.п. Но сегодня объективно проанализировать влияние уклада на становление школьника не только невозможно, но и вредно: нет объективных средств. Вспоминается случай, когда одному директору школы для проверки его управленческих умений предложили выбрать, как он поступит в следующей ситуации: «В школьном гардеробе украли шапку, и вы знаете, кто это сделал. Ваши действия: а) вызовете родителей, б) обсудите на классном собрании, в) поговорите с ним сами, г) сообщите в милицию». Коллега резонно ответил, что ничего из этого делать не будет, а сначала разберется, что за человек этот воришка. Такого варианта тест не предполагал, а следовательно, обсчет управленческих умений директора по заготовленной формуле состояться не мог.

Сможет ли государство гарантировать школьный уклад?

Сегодня все больше выдвигается требований создать перечень определенных гарантий государства в социальной сфере, в том числе и в образовании. Понятно, если государство не будет отвечать по своим долгам, то почему учителя должны отвечать по своим долгам государству.

Убежден, что эти стандарты – требования к тому, как должна быть устроена школа, – не могут быть разработаны Министерством образования и даже профессиональной образовательной общественностью. Это дело родителей, детей и их учителей. Сам прецедент этого обсуждения, сами моменты дискуссий будут обладать образовательными эффектами.

Необходимо поддержать инновационные школы, где созданию уклада уделяется первостепенное внимание. Дело в том, что его трудно передать через текст, даже через хорошую лекцию, его надо передавать из рук в руки, от прецедента к новому прецеденту, так, между прочим, передавалась вся «средовая» педагогика.

Сегодня проблематике уклада, средствам его становления не учат ни в одном педагогическом вузе, он не включен в стандарты как педагогического, так и постдипломного образования. Во всяком случае, за несколько последних лет я ни разу не почувствовал интереса к этой теме никого, кроме зарубежных педагогов и управленцев. Почему бы это? Может быть, потому, что это скрыто от взоров образовательного сообщества, что есть дела поважнее или оттого, что это в прямом смысле есть скрытое содержание образования. Нужно уметь сделать его хотя бы приоткрытым для творческого педагога.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru