Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/1999

Архив

Проходной балл в первый класс

Он складывается из нарушений всех законов развития ребенка

Время записывать ребенка в школу! Такое повторяется каждый год: телефонные консультации с друзьями и знакомыми, слухи о сотнях и тысячах долларов в конвертиках и изощренных вопросах, которые задает перепуганным абитуриентам приемная комиссия. Книжки с названиями вроде “Учимся считать” – с дробями, умножением, делением. Все это ввергает родителей в самую настоящую панику, а тех, чье время проходить эту процедуру придет позже, заставляет всерьез браться за натаскивание родного чада – вплоть до поиска репетиторов. Вдумайтесь: репетитор для первоклассника! Когда родители перестанут паниковать? Когда школа перестанет требовать невозможного. Приказы здесь бессильны. Возможно, демографическая ситуация заставит школы стать менее разборчивыми. Возможно, сами родители не захотят отдавать ребенка в школу, где высшей ценностью является толщина их кошелька. А возможно, и школы прислушаются к тому, что говорят специалисты: главное – не набор сведений и навыков, а нечто совсем иное.

Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО:

– Проблема интенсивной подготовки ребенка до школы возникла не случайно. Дело в том, что в начале 80-х годов в школу пришли шестилетки. И несмотря на то, что специалисты, которые занимались этой проблемой, оговорили очень много “если”, мы получили шестилетку в обычной школе, в обычных условиях. Больше того, поскольку одновременно с четырехлетней начальной школой для шестилеток существовала трехлетняя для семилеток, ситуация стала парадоксальной. В 6 с половиной или в 6 лет в школу отправляли относительно здоровых и подготовленных детей. А те, кто, по мнению родителей, воспитателей или психологов, был недостаточно подготовлен или нездоров, шли учиться по более интенсивной программе 1–3. Второй парадокс: существует определенный социальный заказ родителей мальчиков: они хотели бы, чтобы их дети пораньше закончили школу. Так появились классы шестилеток по программе 1–3.

Все это не могло не сказаться на эффективности обучения и на здоровье школьников. И школа должна была найти вариант отбора детей, с которыми она может работать. Та самая школа, которая призвана быть готовой к обучению каждого ребенка, за последнее десятилетие превратилась в школу, которая отбирает для себя удобных детей. И выставляет те требования, которые подходят школе, а не ребенку.

Вопрос, чему и как учить до школы, остается открытым. Несомненно, работать с ребенком очень полезно, и чем интереснее выстроена работа, чем более она адекватна возможностям ребенка, тем лучше. Но если мы предъявляем требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей, мы можем лишь затормозить их развитие.

Все дети разные. Сравнивать Таню с Валей бессмысленно. Таня может читать, а Валя может не читать. Подчеркну: имеет право не читать. Она просто еще функционально к этому не готова.

Значительная часть детей имеет дефицит в развитии моторных функций. А они необходимы для обучения письму. Почти 60 процентов детей имеют те или иные дефициты речевого развития. С ними тоже нужно работать, иначе у них будут трудности при письме и чтении. Почти 35 процентов имеют те или иные недостатки зрительно-пространственного восприятия. Свои особенности у леворуких и медлительных ребят и так далее. С одним нужно позаниматься развитием моторики, с другим – формированием речи, с третьим – тренировкой зрительно-пространственного восприятия, а с четвертым – всем вместе.

Но для такой работы нужны специалисты. А если за это берутся случайные люди или школьные педагоги, которые не знают особенностей дошкольника, – тогда получается, например, прогимназия. В которой те же самые уроки, где с ребенком работают фронтально, где строгая система требований – так что ребенок вскоре начинает ощущать себя некомфортно.

Владимир Товиевич Кудрявцев, доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО:

– Раннее чтение и письмо – это преимущественно для галочки. Нет ничего более пагубного для формирования полноценной школьной готовности, нежели раннее натаскивание детей на специальных занятиях в псевдошкольной форме. Поэтому те, кто предлагает насыщать планы занятий детского сада всякого рода предметами, глубоко ошибаются – никакой подготовки к школе не будет.

Изучение всяких квазиучебных предметов в детском саду происходит в ущерб тому, что ребенок должен делать в этом возрасте – играть, рисовать, сочинять, общаться...

Известно, что все дети на стадии поступления в начальную школу испытывают проблемы с формированием навыков каллиграфии. Несколько лет назад психолог Валентина Степанова отметила в своей диссертации, что, оказывается, дети, у которых были наибольшие трудности с формированием навыков чистописания, показывают по специальным тестам более низкий уровень развития воображения. Они просто не видят себя со стороны, не видят, что и как они делают.
Класс обычно делится на две группы: одна все замечательно выполняет, а другая постоянно задает вопросы. Казалось бы, им все уже объяснили, а они продолжают тянуть руки, причем спрашивают вроде бы ерунду. Так вот на самом деле именно эти дети более подготовлены к школе: они ориентируются в учебной ситуации.

Ребенок, который задает вопросы учителю, сам включает взрослого в учебную ситуацию. А те, кто молча все выполняет, испытывают невероятные трудности, когда появляются новые задачи или изменяется схема деятельности.

Учить читать и писать можно только после того, как ребенок так или иначе осознал смысл учебного взаимодействия. Нидерландский профессор Жак Карпей спрашивал: как вы думаете, с какого возраста нужно изучать иностранный язык? Оказалось, что с 10 лет. Именно тогда формируется такая структура учебной деятельности, которая позволяет воспринимать иностранный язык как учебный предмет.

Человек с развитым воображением в массовой школе – как белая ворона. Но главное в другом: воображение не будет развиваться дальше, появится эффект незавершенного действия.

Записала
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru