Проходной балл в первый класс
Он складывается из нарушений всех
законов развития ребенка
Время записывать ребенка в школу! Такое
повторяется каждый год: телефонные консультации
с друзьями и знакомыми, слухи о сотнях и тысячах
долларов в конвертиках и изощренных вопросах,
которые задает перепуганным абитуриентам
приемная комиссия. Книжки с названиями вроде
“Учимся считать” – с дробями, умножением,
делением. Все это ввергает родителей в самую
настоящую панику, а тех, чье время проходить эту
процедуру придет позже, заставляет всерьез
браться за натаскивание родного чада – вплоть до
поиска репетиторов. Вдумайтесь: репетитор для
первоклассника! Когда родители перестанут
паниковать? Когда школа перестанет требовать
невозможного. Приказы здесь бессильны. Возможно,
демографическая ситуация заставит школы стать
менее разборчивыми. Возможно, сами родители не
захотят отдавать ребенка в школу, где высшей
ценностью является толщина их кошелька. А
возможно, и школы прислушаются к тому, что
говорят специалисты: главное – не набор сведений
и навыков, а нечто совсем иное.
Марьяна Михайловна Безруких, доктор
биологических наук, директор Института
возрастной физиологии РАО:
– Проблема интенсивной подготовки ребенка до
школы возникла не случайно. Дело в том, что в
начале 80-х годов в школу пришли шестилетки. И
несмотря на то, что специалисты, которые
занимались этой проблемой, оговорили очень много
“если”, мы получили шестилетку в обычной школе,
в обычных условиях. Больше того, поскольку
одновременно с четырехлетней начальной школой
для шестилеток существовала трехлетняя для
семилеток, ситуация стала парадоксальной. В 6 с
половиной или в 6 лет в школу отправляли
относительно здоровых и подготовленных детей. А
те, кто, по мнению родителей, воспитателей или
психологов, был недостаточно подготовлен или
нездоров, шли учиться по более интенсивной
программе 1–3. Второй парадокс: существует
определенный социальный заказ родителей
мальчиков: они хотели бы, чтобы их дети пораньше
закончили школу. Так появились классы шестилеток
по программе 1–3.
Все это не могло не сказаться на эффективности
обучения и на здоровье школьников. И школа должна
была найти вариант отбора детей, с которыми она
может работать. Та самая школа, которая призвана
быть готовой к обучению каждого ребенка, за
последнее десятилетие превратилась в школу,
которая отбирает для себя удобных детей. И
выставляет те требования, которые подходят
школе, а не ребенку.
Вопрос, чему и как учить до школы, остается
открытым. Несомненно, работать с ребенком очень
полезно, и чем интереснее выстроена работа, чем
более она адекватна возможностям ребенка, тем
лучше. Но если мы предъявляем требования, не
соответствующие возрастным и индивидуальным
возможностям детей, мы можем лишь затормозить их
развитие.
Все дети разные. Сравнивать Таню с Валей
бессмысленно. Таня может читать, а Валя может не
читать. Подчеркну: имеет право не читать. Она
просто еще функционально к этому не готова.
Значительная часть детей имеет дефицит в
развитии моторных функций. А они необходимы для
обучения письму. Почти 60 процентов детей имеют те
или иные дефициты речевого развития. С ними тоже
нужно работать, иначе у них будут трудности при
письме и чтении. Почти 35 процентов имеют те или
иные недостатки зрительно-пространственного
восприятия. Свои особенности у леворуких и
медлительных ребят и так далее. С одним нужно
позаниматься развитием моторики, с другим –
формированием речи, с третьим – тренировкой
зрительно-пространственного восприятия, а с
четвертым – всем вместе.
Но для такой работы нужны специалисты. А если за
это берутся случайные люди или школьные
педагоги, которые не знают особенностей
дошкольника, – тогда получается, например,
прогимназия. В которой те же самые уроки, где с
ребенком работают фронтально, где строгая
система требований – так что ребенок вскоре
начинает ощущать себя некомфортно.
Владимир Товиевич Кудрявцев, доктор
психологических наук, директор Института
дошкольного образования и семейного воспитания
РАО:
– Раннее чтение и письмо – это преимущественно
для галочки. Нет ничего более пагубного для
формирования полноценной школьной готовности,
нежели раннее натаскивание детей на специальных
занятиях в псевдошкольной форме. Поэтому те, кто
предлагает насыщать планы занятий детского сада
всякого рода предметами, глубоко ошибаются –
никакой подготовки к школе не будет.
Изучение всяких квазиучебных предметов в
детском саду происходит в ущерб тому, что ребенок
должен делать в этом возрасте – играть, рисовать,
сочинять, общаться...
Известно, что все дети на стадии поступления в
начальную школу испытывают проблемы с
формированием навыков каллиграфии. Несколько
лет назад психолог Валентина Степанова отметила
в своей диссертации, что, оказывается, дети, у
которых были наибольшие трудности с
формированием навыков чистописания, показывают
по специальным тестам более низкий уровень
развития воображения. Они просто не видят себя со
стороны, не видят, что и как они делают.
Класс обычно делится на две группы: одна все
замечательно выполняет, а другая постоянно
задает вопросы. Казалось бы, им все уже объяснили,
а они продолжают тянуть руки, причем спрашивают
вроде бы ерунду. Так вот на самом деле именно эти
дети более подготовлены к школе: они
ориентируются в учебной ситуации.
Ребенок, который задает вопросы учителю, сам
включает взрослого в учебную ситуацию. А те, кто
молча все выполняет, испытывают невероятные
трудности, когда появляются новые задачи или
изменяется схема деятельности.
Учить читать и писать можно только после того,
как ребенок так или иначе осознал смысл учебного
взаимодействия. Нидерландский профессор Жак
Карпей спрашивал: как вы думаете, с какого
возраста нужно изучать иностранный язык?
Оказалось, что с 10 лет. Именно тогда формируется
такая структура учебной деятельности, которая
позволяет воспринимать иностранный язык как
учебный предмет.
Человек с развитым воображением в массовой
школе – как белая ворона. Но главное в другом:
воображение не будет развиваться дальше,
появится эффект незавершенного действия.
Записала
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|