Школа между импичментом президента и
отставкой правительства
12 мая Президент Российской Федерации Борис
Ельцин своим указом отправил в отставку
правительство и снял с должности его
председателя Евгения Примакова.
В тот же день Б.Ельцин выступил по телевидению и
объявил причины своего решения: правительство
Е.Примакова выполнило тактическую задачу
стабилизации положения в стране после кризиса 17
августа 1998 года. В то же время положение в
экономике существенно не улучшается. Поэтому
нужны более решительные действия, более
решительное правительство.
Что все это значит экономически и политически,
все увидели быстро. Рубль снова стал дешеветь на
глазах, предоставление кредитов отложено, у
радикалов появился повод для активных действий и
заявлений, а также для более массового
голосования в Госдуме за смещение президента.
Но, кроме политических и экономических видимых
последствий, большая политика обязательно
скажется и на нашем мироощущении, на нашем
душевном и духовном состоянии. Единственный, кто
сегодня может это заметить, – учитель, потому что
у него дети сегодня спрашивают: “Что случилось?”
Кроме того, отставка правительства – это и
отставка министра образования. И хотя явных
оснований для смены руководителя
образовательного ведомства нет, но
непредсказуемость власти заставляет
анализировать и такую возможность.
Итак, в чем гуманитарный смысл 12 мая и какие
возможны образовательные последствия?
Отменили за ненадобностью?
Каждому ребенку ясно, что власть в России лжива.
И дело совсем не в том, что конкретные чиновники
говорят неправду. Дело в том, что важнейшие
решения принимаются не на основе общественного
мнения, а на основе собственных представлений
власти о том, как будет лучше стране и народу. За
несколько часов до подписания указа об отставке
правительства пресс-секретарь президента
Д.Якушкин называл эту информацию слухами. До
последней минуты дело хранили в секрете.
Плох Е.Примаков или хорош– кто знает? Но
подавляющее большинство населения верит ему, и в
стране нет общественного мнения, которое
направлено было бы на его смещение. Указ стал
громом среди ясного неба, полнейшей
неожиданностью для общественного мнения России.
Как авторитарный учитель, который, безусловно,
знает лучше ребенка, в чем его польза, и поэтому
все решения принимает сам, так и власть в России
сама знает как лучше, и ей не обязательно слушать
общество. Власть стоит на лжи и недоверии
обществу.
Учителя знают, что самый эффективный способ
вырастить инфантильного ребенка – это лишить
его опыта ответственности. Гражданское общество
и демократическое государство стоят на двух
вещах. С одной стороны, четкое разделение власти
и собственности. Губернаторы не подменяют собой
суды, а пресса – депутатов.
Если власти подменяют друг друга, если право
собственности игнорируется, то возникает
тотально криминальное сообщество. Бесправие
царит не только на улице, но и в сознании каждого
человека и в общественном, коллективном
сознании. Прав не тот, кто прав, а тот, у кого
больше прав, тот, кто сильнее.
Вот такое граждановедение. Что бы ни было
написано в учебнике, сколько бы ни заставлял
учитель учить определения и писать рефераты –
главное граждановедение заключается в том, что
на глазах ребенка, как, впрочем, и на глазах у всех
людей страны, исчезает право человека.
После 12 мая можно с уверенностью говорить: в
России нет общественного мнения, потому что его
отменили за ненадобностью.
Так возвращается социализм. Б.Ельцин настолько
боится прихода коммунистов к власти, что одним
своим шагом вернул в сознание населения принципы
социализма. Главный принцип: человек – ничто, у
него нет никаких прав. Все права у того
учреждения, к которому этот человек принадлежит.
Человек не существует сам по себе со своими
правами, человек существует только как придаток
к чему-то гораздо более существенному. Например,
к правительству. Или к администрации. Любой. Или к
министерству. Или на худой конец к школе.
Например: ребенок просто так не существует. Он
существует исключительно как ученик 5 класса
школы №1760. Скажите спасибо, что не нумеруют самих
учеников. Вполне возможно, что скоро будет так:
– Петя Иванов, ученик №28 5 “Б” класса школы №
1760, личное дело 6458-прим.
– Хорошо, продолжать движение.
Продолжаем. В направлении безответственного
инфантильного общества. Президент будет делать
все, чтобы коммунисты не прошли, но способы,
которыми он это будет делать, приведут к
противоположному результату. Если не доверять
обществу в решении наиважнейших вопросов
развития страны, то у общества не будет развита
способность ответственного выбора и сохранится
патерналистская ориентация, то есть тотальная
зависимость от вышестоящих органов.
А такому обществу, конечно, нужна
соответствующая школа, которая и сама встроена в
жесткую вертикальную ведомственную структуру
подчиненности и цели свои подкрепляет
стандартами и ориентацией на инструкции,
алгоритмы, определения и веками не меняющиеся
правила.
Итоги учебного года
Нынешнее министерство не проработало и
учебного года. Через месяц после 1 сентября
приступило к работе и за месяц до конца учебного
года оказалось в отставке в составе
отставленного правительства.
С большой вероятностью можно сказать, что
Министерство образования относится по-прежнему
к числу самых незаметных ведомств. И это скорее
всего власть относит к числу его достоинств.
Два самых главных громких повода для
общественного напряжения в прошлом году были
связаны со школой: зарплатные волнения и реформа
образования. Угрозу зарплатных бунтов удалось
сбить, хотя на самом деле ситуация с долгами не
стала менее острой. Выплатили текущую зарплату,
но долги остались.
Правда, у профсоюзов резко убавилось
энтузиазма бороться с правительством
Е.Примакова, может быть, поэтому и спала острота?
Попытку реформы заклеймили как
несвоевременную, основанную только на
стремлении сэкономить на образовании, и решили
слово «реформа» вообще не употреблять.
Вялотекущая дискуссия по двенадцатилетнему
обучению такого напряжения не вызывает, поэтому
с точки зрения высшего государственного
руководства можно считать, что с образованием в
стране все обстоит более или менее благополучно.
Если пробовать найти ключевое слово для оценки
деятельности федерального образовательного
ведомства, то оно то же, что и для правительства:
«стабилизация».
В течение всего учебного года, не делая резких
движений, исключительно на промежуточных шагах
ведомству удалось наладить работающие связи со
всеми.
Прежде всего нормализовались отношения с Думой
и Советом Федерации. На наш взгляд, удалось это
благодаря тому, что депутатам и сенаторам была
отдана на рассмотрение, критику и утверждение
Федеральная программа развития образования.
Бюрократический документ, не предусматривающий
радикальных изменений, смог удовлетворить
амбиции и отвлечь внимание от куда более опасных
затей – закона о стандартах, национальной
образовательной доктрины.
Кроме того, были налажены связи с регионами,
созданы советы руководителей, экономический
совет, совет по общему среднему образованию и еще
несколько полуобщественных организаций. И
вообще за этот учебный год другим ключевым
словом могло стать слово «общественность». Сеть
федеральных экспериментальных площадок
развивается как общественно-государственная
сеть при поддержке ведомства, но в традициях
общественного движения. Несколько раз было
активно выражено стремление поддержать
общественные органы управления школами –
попечительские и общественные советы. И вообще
школа постепенно стала занимать все больше и
больше места в работе ведомства.
И к концу года стали понятны те ключевые
вопросы, на которые необходимо ответить
школьному сообществу.
Прежде всего – цели и ориентиры
образовательной политики.
Если власть действует не по правилам
демократии и главенствования личности, что
делать школе?
Альтернатива проста: либо школа становится
моделью гражданского общества и
демократического государства, либо скатывается
в подобие той власти, которая лжет.
Если первый путь – это означает, что основой
образовательной политики становится
гражданская инициатива, гражданские органы
управления, приоритет личности, а не государства.
Если второй – школа становится учреждением
казарменного типа с жестко ведомственным
режимом управления, финансирования и контроля.
Все остальное – по сопричастности. И экономика
образования, и содержание, и управление. Все
следует из главного.
…Учебный год заканчивается. В содержании
нашего образования прочно укоренился новый
предмет. Он называется “перемены”. Мы пока плохо
его знаем, и поэтому дается он с огромным трудом и
большими нервами. Но ничего. С каждым годом он
идет все легче и легче. Перемены в верхних этажах
власти нас все еще беспокоят, но уже меньше, чем
год или два года назад. И все больше нас волнует
другое. А именно: что изменилось в нас самих?
Президент, премьер, депутаты и министры – это
власть. А мы – жизнь. Что важнее? Что главное?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|