Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/1999

Архив

Один против лавины учебников

По документам это – нормальная работа, но чтобы с нею справиться, надо работать за десятерых...

К концу учебного года для всех школьных библиотек наступает горячее время, обозначаемое одним словом – УЧЕБНИКИ. Так ли все просто: в начале года выдал, в конце – собрал? Кто из библиотекарей не знает, что это не так! Только из официальных документов и законов этого не видно.

Об айсберге и его верхушке

В нашей стране около 62 тысяч школьных библиотек. В глазах не только общественности, но и профессионалов типичная школьная библиотека – это небольшое помещение, небольшой (скорее маленький) фонд, один, редко два сотрудника и ограниченные библиотечно-информационные возможности. Смею вас уверить: со стороны видна лишь верхушка айсберга. Основная деятельность любой школьной библиотеки ведется, так сказать, тайно.

О какой же «тайной» их деятельности можно говорить, если в основном документе, определяющем статус этого типа библиотек, сказано: «Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей, воспитателей и других работников общеобразовательного учреждения»? (п. 1.5 Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, 1998 год.)

И все-таки тайны существуют. Речь пойдет о таком аспекте, как работа с фондами школьных учебников. Начнем с того, что в Примерном положении как отдельное направление эта работа не названа. Впрочем, среди функций библиотеки первой обозначена образовательная (где, конечно, можно предположить и работу с учебниками), учебная литература присутствует в перечне типов и видов комплектуемой литературы (п. 3.2), и, наконец, есть кое-какие упоминания в двух других пунктах (3.15. ... Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов книг и учебников. 3.19. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении). Именно из этих пунктов мы, вероятно, должны сделать выводы о том, что в школьной библиотеке фонд делится на основной и учебный, а библиотека должна иметь дополнительное помещение, специально предназначенное для хранения фондов учебников.

Это явно говорит о наличии определенной специфики библиотечной работы с учебной литературой в школе. Однако следующий основной документ, Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденные в 1998 году, об этой специфике не упоминает. И только в инструктивно-методических материалах, раскрывающих технологию работы школьных библиотек, есть пункт 2.6 «Учет библиотечного фонда учебников» (Технология работы школьной библиотеки. М.,1993, с. 9–10). Из него мы узнаем, что эту сторону деятельности библиотеки определяет специальная Инструкция о создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы» (Утв. приказом Министерства просвещения СССР №79 от 23.05.78).
Данный документ, разработанный более двадцати лет назад, описывал порядок перехода на бесплатное пользование учебниками, организацию выпуска учебников, их продажу и доставку, обязанности школьного коллектива по работе с ними. И только заключительный раздел, «Библиотечный фонд учебников» определял функции библиотекаря как непосредственного исполнителя работы с учебниками в школе (оговаривая, впрочем, возможность возложения этих функций на другого сотрудника школы).

Основное требование к школьному библиотекарю, касающееся этой работы, – организация отдельного учета и хранения учебного фонда. При этом учет, помимо традиционных процессов приема и штемпелевания изданий, включал «регистрацию поступления, распределения по классам, перемещения по классам, выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку». Библиотекарям предлагалось на учебный фонд дополнительно вести «Книгу учета библиотечного фонда школьных учебников», карточный учетный каталог (картотеку) и «Журнал регистрации учетных карточек библиотечного фонда школьных учебников». Ряд других пунктов Инструкции также предполагал дополнительные трудозатраты. На практике это вылилось в создание самостоятельной картотеки формуляров читателей, получивших учебники.

Процесс списания учебников (пп. 37–40) предполагал участие библиотекаря в работе комиссии по отбору и ежегодное составление отдельного акта (с указанием автора, названия списанного учебника, года его издания, цены, количества списываемых экземпляров и общей суммы) на учебники, пришедшие в негодность. (Кстати, именно в пунктах о списании впервые возникла речь о стоимости учебников, учет которой не предполагали ни одна из требуемых Инструкцией форм. Библиотекарям пришлось их доработать либо создавать дополнительные учетные формы.)

Был еще и достаточно туманный пункт 42, говорящий о том, что «отчет о фонде школьных учебников и об использовании средств на их создание и пополнение составляется по установленной форме». Не обращенный ни к кому конкретно, он тем не менее требовал как минимум подготовки первичных данных именно от библиотекаря (а на деле – отдельного отчета, более того, постоянного мониторинга состояния обеспеченности учебниками с постоянной готовностью дать сведения как руководству школы, так и органам образования). Таким образом, уже с самого начала введения бесплатного пользования учебниками представление о работе с ними школьного библиотекаря как о чисто механическом процессе получения и раздачи было ложным.

Во что же вылилась эта работа в сегодняшних условиях?

Начнем с того, что в 1999 году только в Федеральный перечень учебников включено 1152 названия, издаваемых примерно 60 издательствами (а издают учебную литературу более 300 издательств и фирм!). Совместно с педагогами школы из них нужно выбрать необходимые (с учетом регионального и местного компонентов учебного плана), определить экземплярность по каждому названию, причем любая ошибка, а следовательно, нехватка или излишек учебников вызывают претензии читателей именно к библиотекарю! От них требуется знание репертуара учебников с учетом типа и профиля своего учебного заведения, осведомленность об ориентации каждого из учебников на определенные педагогические технологии, используемые преподавателями каждого предмета (а число вариативных учебников для одного класса доходит ныне до 15 штук). Получить эти знания школьный библиотекарь может, лишь систематически отслеживая информацию о подготовке и выпуске учебников и новшествах, вводимых в учебный процесс школы.

Заказанные учебники в отличие от прежних времен вовсе не приходят в библиотеку только к началу занятий. Они поступают в течение всего учебного года, требуя постоянной с ними работы. Работы, никем не замечаемой и не оцениваемой!

Особый подход к формированию фондов учебников и работе с ними не лучшим образом выделили учебник из общего ряда типов и видов изданий, обрекая его быть в глазах и читателя, и библиотекаря сугубо официальным материалом, подлежащим выдаче в обязательном порядке и в строго определенные сроки. Бывает, что учащимся практически невозможно свободно взять для чтения любой учебник из библиотечного фонда, если он не рекомендован учителем. Более того, учебники не вносятся в предназначенные для читателей алфавитные и систематические каталоги школьных библиотек. То есть их выдача (хотя бы альтернативных) наравне с другими книгами как бы и не предполагается.

Если учет наличия учебников обусловлен специальными формами документов, то специального «Дневника учета работы с учебной литературой», позволяющего вести учет обращений читателей за учебниками и количества их выдач, не существует. Не введена и дополнительная графа «Учебники» в традиционном «Дневнике учета работы» школьной библиотеки. Таким образом, хотя фиксация выдачи учебников предусмотрена многократно (по инструкции – на специальном талоне в самом учебнике, на вкладыше в читательский формуляр, на обороте каждой карточки учетной картотеки), общий итог этой работы подводить негде. Все притворяются, что это работа разовая, проведенная аврально в начале учебного года скорее учителями, чем библиотекарем, и упорно не замечают реалий современности: поступления изданий в течение всего года и необходимость регулярно их выдавать по мере поступления, в случае недостаточного количества экземпляров, по индивидуальным запросам.

А ведь есть еще информационная деятельность: сегодня именно от школьного библиотекаря ждут совета и педагоги, решая вопрос об использовании того или иного учебника, и родители, разыскивая нужную учебную литературу.

Может быть, объемы работы с учебниками в школьной библиотеке настолько незначительны, что и учета не требуют?

Если вы поинтересуетесь количественными показателями работы библиотеки, вам их назовут без учета работы с учебниками.

Сегодня объемы работы с учебным фондом давно намного переросли объем основной деятельности библиотеки (в крупных школах – в несколько раз). Библиотечным обслуживанием, связанным с фондом учебников, охвачен весь контингент учащихся и педагогов (100%), объем книговыдачи (даже только при учете массовой сентябрьской выдачи) приближается к объему фонда учебной литературы, специализированный справочный аппарат к фонду учебников создан повсеместно и поддерживается на высоком профессиональном уровне. Закрывать на это глаза – значит отрицать функцию школьной библиотеки, ставшую для нее основной.

В чем же выход?

Прежде всего эту работу нужно «рассекретить», ввести данные о ней в традиционные учетные и отчетные документы. На основе этих данных администрация каждой школы может подсчитать реальную нагрузку библиотечных работников (используя Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, 1997) и, опираясь на типовые штаты школьной библиотеки как гарантированный государством минимум, дополнительно ввести необходимое число библиотечных работников (либо оставить доплату при небольших объемах работы). Это будет шагом по восстановлению справедливости по отношению как к школьным библиотекарям, так и к учащимся, чьи права на получение информации ущемляются. Это особенно заметно даже при простом сравнении с возможностями читателей других учебных библиотек, где типовые документы предусматривают при обслуживании до 1 тыс. читателей – 4 сотрудника в библиотеке техникума и 9 – в библиотеке вуза.

Кстати, о нагрузках. Типовые штаты школьной библиотеки предполагают максимум двух сотрудников при наличии более 34 класс-комплектов (т.е. свыше 900 учащихся). Есть школы, где это количество превышено вдвое. При 100-процентном охвате библиотечным обслуживанием контингента учащихся и педагогов (а учебники получают все) библиотеки таких школ должны иметь не только значительно больший штат, но и иную структуру. Я имею в виду официальное создание специализированного отдела учебной литературой с функциями учебного абонемента, учебного читального зала, хранилища учебного фонда, отдела, который на практике давно действует (имея свой специальный фонд, свой справочный аппарат, свою технологию обслуживания), но опять-таки «тайно», в лице все того же одного библиотекаря. Это позволит:

– объединить в учебном фонде помимо изданий, перечисленных в Инструкции, неотъемлемые от него учебные пособия, справочники, атласы, книги для чтения, хрестоматии и др. (так называемый учебно-методический комплекс по предмету);

– открыть фонды учебников для повседневного использования всеми читателями;

– организовать рациональное использование учебников при недостаточном их количестве;

– использовать учебники как энциклопедическую, справочную литературу при выполнении запросов по темам, не обеспеченным основным фондом библиотеки;

– включать информацию об учебниках в традиционный справочно-библиографический аппарат или использовать для информирования читателей имеющийся справочный аппарат к учебному фонду (картотеку обеспеченности учебниками);

– информировать педагогов, учащихся, родителей о выходе учебников (в том числе с использованием электронных баз данных, создаваемых, например, «Букмаркетинг-центром», Российской книжной палатой и др.), вести полноценную информационную работу в помощь их выбору и использованию;

– проводить для учащихся специальные мероприятия и занятия по работе с учебной литературой.

Наиболее дальновидные руководители школ, высоко оценивающие роль своей библиотеки и ее вклад в процесс современного обучения и воспитания, уже сейчас увеличили штат библиотекарей (три человека и более, например, в г. Омске, Новом Уренгое и др.), ориентируясь и на расширение ее функций (в частности работу с нетрадиционными носителями информации). Сейчас со стороны Министерства образования необходимы шаги для расширения номенклатуры библиотечных должностей, применяемых в школьной библиотеке. Здесь должны появиться заведующие отделами, секторами, библиографы, а где-то и главные специалисты. Это позволяют как объемы и содержание работы многих школьных библиотек, так и утвержденные Министерством труда Российской Федерации тарифно-квалификационные характеристики для библиотечных работников (1995).

В заключение я хочу призвать всех школьных библиотекарей помочь администрации школ и методическим службам реально увидеть важность этой работы и, главное, объемы и добиваться оплаты своей работы в соответствии с ее уровнем и результатами.

Евгения ЗУЕВА,
старший научный сотрудник ГНПБ
им. К.Д.Ушинского

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru