Своя педагогика
У маленьких сельских школ собственная жизнь и
собственные проблемы. Но опыт, который сегодня
здесь рождается, может пригодиться очень многим
– Что выращиваете?
– Картофель.
– А у вас его тут же
не выкапывают?
Такие диалоги. Такая жизнь. Школьная жизнь.
Подслушано в Туле, где в апреле прошла областная
научно-практическая конференция “Сельская
школа: проблемы и перспективы развития”,
организованная лабораторией “Сельская школа”
Тульского института развития образования (ТИРО)
и департаментом общего и профессионального
образования.
В Тульской области 57 процентов школ – сельские,
в основном малочисленные. В них обучается всего 17
процентов школьников. Сельское производство
здесь никогда не было определяющим, а теперь и
вовсе остановилось. Свою лепту внес и Чернобыль:
несколько районов здесь получают, как говорится,
“гробовые”. В одном из таких – Плавском районе
– учителя последнюю зарплату получили в ноябре.
Что им остается делать? Сажают картошку, несмотря
на запрет; собирают грибы: “А что? Обдам лишний
раз кипятком...” Набирает обороты
демографическая проблема: смертность в два раза
превышает рождаемость, и волна низкой
рождаемости докатится до школы через год-два. По
данным руководителей управлений образования на
местах, потребность в учителях где-то к 2003 году
сведется к нулю. Но если вдруг все пенсионеры – а
это 17,5 процента учителей – уйдут, то сразу
окажется около двух тысяч свободных вакансий.
Поэтому педуниверситет прием студентов не
прекращает...
Не смириться, а использовать
“Перед сельским учителем стоит задача
психологической перестройки; пора избавиться от
мифа, что мы второсортные”, – убеждала Галина
Суворова, заведующая лабораторией “Сельская
школа” Института общего и среднего образования
РАО. Сельская школа старается идти в ногу со
временем – стремится к персонификации
образовательного процесса. Это не достигается
самим фактом того, что в классе один учитель на
двух-трех детей; для этого нужна особая работа.
Почти во всех школах в том или ином виде ввели
диагностику – индивидуальные карты развития,
базы данных на каждого ученика. Ольга Заславская,
проректор ТИРО по научно-исследовательской
работе, так сказала: “Не смириться, а
использовать”. Не класс у учителя, а
разновозрастная группа: почему бы не
использовать все ее возможности? Даже маленькие
классы должны давать ребенку опыт общения с
людьми, опыт успеха и опыт творчества: кроме как в
школе, ему негде это получить.
Многих учителей беспокоит уменьшение часов
классических предметов. Стоит ли искусственно
закреплять молодежь в тех местах, где она
родилась и выросла? “Вместо шести часов
математики – четыре, зато ввели два часа
пчеловодства... Это неправильно, по-моему, –
рассуждала молодая учительница. – Ведь если
ребенок захочет учиться дальше, не пчеловодство
же он будет сдавать, а те же математику и русский
язык”.
“Да, мы несколько уменьшили количество часов
на русский язык, например, но у нас их не меньше,
чем положено, – делится директор одной из школ. –
На мой взгляд, сельские дети не должны обучаться
одинаково с городскими. Скажем прямо: наши
детишки не всегда могут освоить математику на
примере тех задач, которые есть в учебниках,
однако программ под сельские школы еще никто не
составил. Поэтому мы придумываем свои задачи:
подсчитать урожай с использованием десятичных
дробей, перечислить сорта помидоров и огурцов,
изучить устройство техники и так далее”.
Путь школы
У сельских малочисленных школ, которые ищут
свое лицо, две дороги: если учеников побольше,
есть техника и земля, то в программе появляются
предметы, цель которых – приобщить учеников к
сельскохозяйственному труду, дать им профессию в
стенах школы. Будет ли где применить полученные
знания, если распались колхозы и совхозы, –
вопрос другой, но водительские права всегда
пригодятся: многие деревенские мальчишки
мечтают стать шоферами.
Если же школа совсем маленькая и бедная, то ей
остается так называемый культурный профиль –
изучение русских традиций и обрядов, подготовка
праздников. Многие школы вводят предмет
народоведение. Все это должно хоть как-то
компенсировать издержки замкнутого сельского
социума и недостаток культурной среды на селе,
расширить кругозор ребенка.
Созданием моделей школ, которые могли бы хорошо
вписаться в сегодняшнюю сельскую
действительность, занимается и лаборатория
“Сельская школа”. Ее любимое детище –
“Крестьянская школа”. “Когда мы говорим
“крестьянская школа”, – рассказывает Ольга
Заславская, – мы имеем в виду, что крестьянин –
это человек, который живет на земле, любит ее,
знает и обрабатывает...”
У модели “Крестьянская школа” есть два
направления – культурное и аграрное. В
Николо-Жупанской основной школе Одоевского
района выбрали первое. Преподают русский
фольклор, народоведение с первого класса и
предмет под названием “домашняя экономика”.
Запах бензина и свежих булочек
“У меня давно сложилось такое мнение, что если
школы расположены ближе к цивилизации, то они
больше получают от общения с миром... А мы пока
доедем, пока дойдем, пока про нас вспомнят...” –
делится Валентина Ивановна Миронова, директор
Самарской средней школы Куркинского района. Это
агрошкола, в ней 240 учеников. Биология, физика и
химия преподаются с сельскохозяйственным
уклоном. В школьный компонент включены основы
пчеловодства, семеноводства, строительного дела
и животноводства; бухгалтерский учет, социальная
психология и факультатив – цветоводство. “У нас
огромные цветники, – рассказывает директор, – в
газете “Тульские известия” статья про нас вышла
под заголовком “Школа, утопающая в цветах”. Это
действительно оазис среди поваленных изгородей,
высоких сорняков...”
Выпускники школы могут по желанию получить
профессии фермера, механизатора, пчеловода или
повара. Можно, учась на механизатора, работать и
на школьной пасеке: пчеловодство – дело выгодное
и не зависящее от состояния сельских
предприятий.
У школы большое поле, на котором выращивают
картофель, капусту, лук и морковь. На вырученные
средства купили технику и даже открыли
собственную столовую, в которой бесплатно кормят
детей и продают сдобные булочки по 50 копеек. “Я
считаю, что в школе должно вкусно пахнуть, –
говорит Валентина Ивановна, – чтобы ребенок
ощущал домашний уют...”
Учебный план Красногвардейской школы
Тепло-Огаревского района включает предметы,
связанные со свиноводством: у школы маленькая
ферма – “четыре головы”. Среднее звено работает
на свиноферме, старшее занимается картофелем. А
благодаря младшим школа варит 15 ведер варенья в
год! И все отправляется в столовую. “Дети
приезжают сюда из нескольких населенных пунктов,
– говорит Любовь Ивановна Комиссарова, директор,
– и часто голодные”.
Мир вокруг может быть равнодушным к школе. А
может и подружиться с ней. В Крестовской основной
школе Чернского района директора местного
краеведческого музея пригласили в школу вести
уроки краеведения. Предмет школьное лесничество
ведет настоящий лесничий. Договорились с
соседним хозяйством: как известно, налоговые
декларации теперь должны подаваться на
магнитных носителях, так хозяйство купило
компьютеры – себе и школе; условие было одно –
научите нас на них работать!
Путь учителя
Редкий опыт работы сельской школы может
считаться универсальным – слишком значительны
различия и в окружении, и в обеспеченности
техникой, и в человеческом факторе.
Затертые слова о том, что важнее всего –
личность учителя, приобретают в сельских школах
совсем другой смысл. Там, где учителей можно
пересчитать по пальцам, каждый – единственный, и
часто появление одной яркой личности в корне
меняет жизнь школы. Учитель осознает себя
уникальным и незаменимым, но кто скажет, чего в
этом больше – профессионального удовлетворения
или безысходности. Директор Самарской школы
рассказала, как нашла для своей школы молодую
пару учителей иностранного: “И сразу же в
деревенской школе начали преподавать два языка
– английский и немецкий. Это значит, что сельский
ребенок имеет редкую возможность выбирать... За
молодой “англичанкой” дети ходят толпой – и я
тоже... Заглядываю в глаза и говорю: какое вы
великое дело делаете!”
Это великое дело делается в условиях
информационного и порой вполне реального голода,
когда последнюю зарплату выдали зимой, а на
вопрос, когда же наконец дадут деньги,
администрации отвечает: “Вы живете на земле, ею и
кормитесь”. Сельскохозяйственная тема давно уже
доминирует в учительских – не то что раньше,
когда обсуждали, кто что прочел... Дома для
сельских учителей не строятся уже давно... “Я
работаю директором 13-й год, и, по-моему, это уже
третья кампания по обсуждению проблем сельской
школы. Тем не менее все осталось на своих
местах”, – заявил кто-то.
Уроки без двоек и уроки-тройки
В шестом классе у Людмилы Алексеевны
Евстратовой, учительницы математики Мишенской
основной школы Белевского района, всего одна
девочка. В остальных – немногим больше.
“Копировать технику урока в большом классе –
неэффективно, а теория обучения в малочисленных
классах практически не разработана”, – говорит
Людмила Алексеевна. В малочисленных классах ее
ждали следующие открытия: ребята практически не
умеют работать в коллективе; у них нет чувства
ответственности перед командой. Сложно им дается
работа с учебником – знают, что учитель все
покажет и разжует. Даже лучшие выпускники школы,
поступившие в колледж, жалуются, что не умеют
добывать знания самостоятельно. Поэтому
Евстратова просит учеников составлять
конспекты, самостоятельно или парами учить
материал урока. Все ребята у нее знают, что именно
нужно сделать на какую оценку: например, на
тройку – сформулировать теорему, на четыре –
доказать, а на пять – решить по ней задачу...
Журнал Людмила Алексеевна старается открывать
нечасто: “Если ставить оценку на каждом уроке, то
она теряет значимость, поэтому в старших классах
я ставлю их только за контрольные и
самостоятельные работы...” Улыбается: “Директор,
конечно, ругает за то, что оценок мало”.
“Существующая форма урока не рассчитана на
сельского ученика, который занят трудом, а не
учебной деятельностью, – считает Надежда
Борисовна Фомина, директор Александровской
средней школы Алексинского района. В ее школе
разработана новая форма урока – “урок-тройка”.
По этой форме теперь работают все школы района;
ее взяли на вооружение в Калужской области.
Что же такое “урок-тройка”? Вместо
традиционных сорока пяти минут, которых никогда
не хватает для повторения, объяснения и
закрепления, предложена новая структура
распределения учебного времени: 25 минут на
углубленное повторение предыдущих тем, пять
минут перемена; затем полчаса на объяснение
нового материала, а после новой пятиминутной
переменки закрепление полученных знаний (25
минут). Учителя сразу отметили, что работа на
таких уроках становится более продуктивной, дети
лучше запоминают и меньше устают, да и домашних
заданий надо готовить в два раза меньше, что для
сельского школьника, занятого трудом, а не
уроками, очень важно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|