Когда ошибки – на территории издательства
|
Раковская Э.М.
География: природа России: Учебник для 8 кл.
общеобразоват. учреждений. – 2-е изд.–
М.: Просвещение, 1998.– 301 с.: ил. |
Это уже второе издание учебника географии для 8
класса профессора МПГУ Э.М.Раковской. Основу
книги составил пробный учебник Э.М.Раковской и
И.И.Бариновой “Физическая география СССР”,
вышедший в 1990 г. и по причинам политическим почти
сразу оказавшийся невостребованным.
Структура учебника традиционна: сначала общие
вопросы географии России и история ее изучения,
затем покомпонентный обзор природы страны,
порайонный обзор и раздел, посвященный
взаимоотношениям человека и природы. Такую
структуру можно считать оптимальной. Сейчас со
все большей настойчивостью ставится вопрос о
комплексной физико-географической и
экономико-географической характеристике России
в школьном курсе географии, но позитивного опыта
пока нет. Учебник под редакцией А.В.Даринского (1992
г.) оказался неудачным, а его новый, совершенно
переработанный вариант еще не испытан школьной
практикой.
Учебник Э.М.Раковской написан ясно, просто, без
модных сейчас красивостей, он создает достаточно
полное представление о природе нашей Родины.
Много иллюстраций, в том числе карт. Разделы
снабжены проверочными вопросами, причем
вопросов, требующих простого пересказа того, что
уже прочитано в учебнике, практически нет.
Вопросы нередко и предваряют изложение темы –
они заставляют вернуться к уже пройденному или
обратиться к новому источнику информации, чтобы
лучше усвоить новый материал (“Вспомните...”,
“Приведите примеры...”, “Подумайте...”, “По
карте определите географическое положение...”).
Очень хороши вопросы на сообразительность, вот
такие, к примеру:
– Какие воздушные массы зимой более близки по
своим свойствам [далее названы две пары
воздушных масс, о которых ученики уже знают, но
прямого сравнения раньше не было]? Почему (стр. 84)?
– Как вы думаете, увеличивает или уменьшает
сток реки большая заболоченность ее бассейна?
Обоснуйте свою точку зрения (стр. 131).
Есть очень интересные иллюстрации. Так,
исключительной выразительностью отличается
схема “Смена растительных сообществ при
восстановлении темнохвойной тайги после лесного
пожара” (рис. 92, стр. 229).
Иногда читателя заставляют спотыкаться на
ровном месте политические ситуации, не имеющие к
физической географии никакого отношения.
Например, в учебнике сказано, что самая большая
равнина России — Западно-Сибирская (стр. 9); между
тем всем известно, что Восточно-Европейская
(Русская) равнина больше. Но сейчас значительная
часть этой равнины ушла к Украине, Белоруссии,
странам Балтии, и часть равнины, относящаяся к
России, стала меньше. На пути “из варяг в греки”
находились древнейшие русские города Новгород и
Смоленск (стр. 28). А как же Киев? Но теперь это
украинский город, можно подумать, что таким он
был и тысячу лет назад; эту оговорку, пожалуй,
стоило бы сделать в тексте.
Есть замечания и по существу. Вполне понятное
нежелание Э.М.Раковской нагружать память
школьников мудреным термином “модуль стока”
приводит к тому, что возникает путаница между
стоком с территории, измеряемым в л/с с 1 км2 (это и
есть модуль стока), и годовым стоком рек,
измеряемым в кубических километрах. Особенно это
заметно на рис. 53 и в поясняющем его тексте.
Так и остался невыясненным вопрос о том,
паводком или половодьем следует называть
ежегодный летний подъем воды на реках южной
части Дальнего Востока вследствие муссонных
дождей. У Э.М.Раковской – паводок, и этот термин
повторяется неоднократно. Согласно
терминологическому тому Географического
энциклопедического словаря (ГЭС) выходит, что
половодье. По большинству учебников географии
СССР — тоже половодье, но есть и противоположное
мнение. А в другом томе того же ГЭС (статья
“Амур”) сказано, что половодье на этой реке
“слагается из дождевых паводков”. Вопросы в
науке большинством голосов не решаются, нужна
консультация с гидрологами.
Книга выпущена солидным издательством
“Просвещение”, но, к сожалению, издана
значительно хуже, чем заслуживает этот грамотно
и интересно написанный учебник.
Вполне можно понять издателей, которые не хотят
заставлять школьников при пользовании книгой
поворачивать ее. Но откроем разворот стр. 56–57.
Здесь помещена геохронологическая таблица. В
одном виденном мною экземпляре книги брошюровка
хорошая, таблица читается без труда; во втором же
правая страница разворота съехала относительно
левой, и установить соответствие по горизонтали
трудно. А развернуть таблицу на 90° – и ею будет
гораздо легче пользоваться. На карте Южной
Сибири (рис. 101) как раз на сгиб между страницами 240
и 241 попали Байкал, верховья Лены и Нижней
Тунгуски. При этом в некоторых случаях можно было
бы избежать попадания карты на сгиб, не
поворачивая ее, а просто сдвинув в сторону в
пределах одного разворота (рис. 44, стр. 96–97).
Больше всего замечаний к исполнению карт
(редактор карт Р.С.Азизбаева, технические
редакторы Л.М.Абрамова, Г.В.Субочева, Н.А.
Киселева). На карте Кавказа (рис. 81) многие надписи
читаются с трудом, некоторые вообще не читаются.
Нередко плохим бывает соответствие цветов на
карте и в условных обозначениях (рис. 108, 110, 115 и
др.). Если фон карты означает количественную
характеристику, например, среднюю температуру,
количество осадков, высоту снежного покрова,
величину испарения (рис. 39, 41, 42, 43), то вполне
естественно было бы дать цветовую шкалу от
теплых тонов к холодным или наоборот; но это не
соблюдено почти нигде. Вот, например, шкала
количества осадков от малого количества к
большому (рис. 41):
красновато-коричневый
светло-зеленый
коричневато-зеленый
темно-зеленый
фиолетовый.
В расположении цветов нет никакой видимой
логики, и карта начисто лишается наглядности.
Гораздо лучше было бы, например, так: оранжевый,
желтый, светло-зеленый, голубой, синий.
Подбор цветов нужно делать, конечно, исходя из
технических возможностей, добиться от
типографии чистоты красок на уровне хорошей
картографической фабрики не удастся, но даже в
пределах этих возможностей можно получить
гораздо лучший результат.
Иные знаки вообще пропадают. Так, на рис. 67 (стр.
148) северную границу распространения березы
каменной (а она приходится на узкий перешеек
между Камчаткой и материком) разглядеть нельзя,
нужно выбирать для нее какой-то более
выразительный знак. И таких примеров – по
мелочам – можно привести множество.
Хотелось бы надеяться, что издательство со
вниманием отнесется к хорошему учебнику и
исправит многие недочеты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|