Безумные исполнители учат думать
|
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.И.
Информатика
7–9 кл. – М.:Дрофа, 1998 |
Вы по Кушниренко работаете или по Гейну?» –
нередко можно услышать на встречах учителей
информатики. Коллектив авторов, где первой
названа фамилия А.Г.Гейна, давно и хорошо
известен в школьной информатике. Этот коллектив
участвовал в самом первом конкурсе на лучший
школьный учебник информатики более десяти лет
назад и получил тогда высокую оценку конкурсного
жюри, рекомендовавшего работу для школ.
За прошедшие годы учебник несколько раз
перерабатывался и переиздавался. Если раньше его
можно было рекомендовать как лучший вариант
школьного учебника, легко адаптируемого к
конкретным условиям школы (в первую очередь из-за
возможности работать с ним на разных ЭВМ), то
использование последнего издания сильно зависит
от наличия у школы программного обеспечения (ПО).
Дело в том, что книга рассчитана на активное,
практически ежеурочное применение комплекта
сопутствующего ПО ЭВМ. А где его взять? Ответ на
этот вопрос, конечно, не входит в задачи книги. Но
что делать учителю, желающему по ней работать?
«Информатика 7–9 кл.» включена Министерством
образования в Федеральный комплект учебников.
Однако в базовом учебном плане информатика
появляется только в 10 классе. Это означает, что
централизованное приобретение данного учебника
для школы затруднено, а поиск сопутствующих ему
методических материалов будет еще сложнее, чем
приобретение самой книги. Автору рецензии,
например, не удалось узнать о возможности
приобретения этого ПО ни из самой книги, ни из
библиотечного каталога, ни у окружного
методиста.
Поэтому пришлось закатать рукава и заняться
приспосабливанием учебника к имеющемуся в моей
школе материалу и оборудованию. Сразу скажу, что
задача эта была успешно решена, хотя и не в полном
объеме. То есть при желании можно подобрать
подходящий по смыслу учебника комплект ПО, но
возникнет ли такое желание у другого учителя? Это
главный недостаток, причем не книги, а системы ее
распространения по школам. А теперь о
достоинствах.
Учебник рассчитан на стандартный 70-часовой
учебный план. Хорошо спланированные уроки
чередуются с лабораторными работами. Это дает
возможность организации спаренных уроков, когда
на первом ученики разбирают теоретические
вопросы, а на втором сразу же закрепляют
полученные знания за ЭВМ. Обозначение «7–9
классы» в названии указывает не на трехгодичный
курс, а лишь на возможность начать изучение не
раньше 7 класса (иначе у детей не будет должной
математической и физической подготовки) и не
позже 9 класса (иначе курс окажется слишком
«игрушечным» и «детским»). Остается, правда,
вопрос: что последует за этим курсом? Вероятно,
ответ на него дадут сами авторы учебника.
Предлагаемый курс состоит из трех крупных
разделов: «Знакомство с компьютером» (базовое
ПО), «Алгоритмы и исполнители» (введение в
структурное программирование) и «Принципы
работы ВТ» (математические и физические основы
ЭВМ). Изложение материала рассчитано на
начальную подготовку учащихся по специальности
«Программирование». Этот подход несколько
выбивается из последних модных течений, когда
упор делается на применение ЭВМ в «народном
хозяйстве» с повышенным вниманием к
экономическим, экологическим и им подобным
задачам.
Учебник написан простым и понятным языком. Лишь
изредка семиклассникам придется самим
догадываться о смысле возникших без объяснения
терминов: регистры процессора, семантический
аспект, адекватная модель. Материал хорошо
продуман и структурирован. После каждого урока
имеется раздел «Подведем итоги», где кратко
повторяются основные мысли курса. Предлагается
большое количество вопросов и задач, правда,
некоторые из них имеют неоднозначную
формулировку или приводят к бессмысленному
результату [например, задача 8.2, приводящая
исполнителя к ситуации «ошибка во время
исполнения», или программа Пети Торопыжкина,
который пиджак утром надевает два раза (стр. 61)].
Такие ошибки вряд ли планировались авторами в
качестве учебного элемента. Хотелось бы также
предостеречь авторов от использования задач и
примеров, связанных с авариями и катастрофами
(стр. 22), вопросов о том, «сколько бутербродов с
медом можно съесть Винни-Пуху, чтобы не застрять
в двери?» (стр. 182), рассуждений о том, что «пить и
курить — здоровью вредить!» и что «эта народная
мудрость не утверждает, что при любых
обстоятельствах курить вредно. Вот если еще и
пьешь — тогда конечно!» (стр. 67).
В учебнике часто и удачно используются
литературные примеры. Особенно хорошо это
получилось с «Вредными советами» Г.Остера, стихи
которого рассматриваются как готовые алгоритмы.
Книга имеет небольшой формат и объем, что
достигается не только продуманным отбором
материала. В ущерб качеству учебника авторы
сэкономили на таких важных элементах оформления,
как поясняющие рисунки, схемы и диаграммы. Там,
где можно обойтись простой и понятной картинкой,
авторы дают длинное словесное описание.
Катастрофически не хватает книге и предметного
указателя, ставшего уже обычным атрибутом
учебной литературы.
Последние параграфы учебника рассчитаны на
дополнительную самостоятельную работу ученика и
учителя. Например, учителю предлагается
самостоятельно выбрать и рассказать детям о
«настоящем» языке программирования, научить их
простейшим инструкциям языка и написать по
предложенным авторами алгоритмам программы.
Приятно, что учителю не навязывают «единственно
правильный» язык, однако времени на его изучение
в рамках разработанного курса почти не остается.
Можно еще долго говорить о достоинствах и
недостатках учебника, о находках и просчетах
авторов: споры о методике — обычное явление в
среде творчески работающих учителей. Несмотря на
то что замечаний к книге здесь было высказано
больше, чем похвалы, учебник Гейна является
хорошей книгой, оставляет приятное впечатление и
может быть рекомендован к использованию в школах
как начальный курс «Информационные технологии»
с дальнейшим обучением по специальности
«Программирование».
Вадим ШАХНОВИЧ,
учитель информатики Второй школы,
Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|