Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/1999

Архив

Безумные исполнители учат думать

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.И.
Информатика
7–9 кл. – М.:Дрофа, 1998

Вы по Кушниренко работаете или по Гейну?» – нередко можно услышать на встречах учителей информатики. Коллектив авторов, где первой названа фамилия А.Г.Гейна, давно и хорошо известен в школьной информатике. Этот коллектив участвовал в самом первом конкурсе на лучший школьный учебник информатики более десяти лет назад и получил тогда высокую оценку конкурсного жюри, рекомендовавшего работу для школ.

За прошедшие годы учебник несколько раз перерабатывался и переиздавался. Если раньше его можно было рекомендовать как лучший вариант школьного учебника, легко адаптируемого к конкретным условиям школы (в первую очередь из-за возможности работать с ним на разных ЭВМ), то использование последнего издания сильно зависит от наличия у школы программного обеспечения (ПО).

Дело в том, что книга рассчитана на активное, практически ежеурочное применение комплекта сопутствующего ПО ЭВМ. А где его взять? Ответ на этот вопрос, конечно, не входит в задачи книги. Но что делать учителю, желающему по ней работать? «Информатика 7–9 кл.» включена Министерством образования в Федеральный комплект учебников. Однако в базовом учебном плане информатика появляется только в 10 классе. Это означает, что централизованное приобретение данного учебника для школы затруднено, а поиск сопутствующих ему методических материалов будет еще сложнее, чем приобретение самой книги. Автору рецензии, например, не удалось узнать о возможности приобретения этого ПО ни из самой книги, ни из библиотечного каталога, ни у окружного методиста.

Поэтому пришлось закатать рукава и заняться приспосабливанием учебника к имеющемуся в моей школе материалу и оборудованию. Сразу скажу, что задача эта была успешно решена, хотя и не в полном объеме. То есть при желании можно подобрать подходящий по смыслу учебника комплект ПО, но возникнет ли такое желание у другого учителя? Это главный недостаток, причем не книги, а системы ее распространения по школам. А теперь о достоинствах.

Учебник рассчитан на стандартный 70-часовой учебный план. Хорошо спланированные уроки чередуются с лабораторными работами. Это дает возможность организации спаренных уроков, когда на первом ученики разбирают теоретические вопросы, а на втором сразу же закрепляют полученные знания за ЭВМ. Обозначение «7–9 классы» в названии указывает не на трехгодичный курс, а лишь на возможность начать изучение не раньше 7 класса (иначе у детей не будет должной математической и физической подготовки) и не позже 9 класса (иначе курс окажется слишком «игрушечным» и «детским»). Остается, правда, вопрос: что последует за этим курсом? Вероятно, ответ на него дадут сами авторы учебника.

Предлагаемый курс состоит из трех крупных разделов: «Знакомство с компьютером» (базовое ПО), «Алгоритмы и исполнители» (введение в структурное программирование) и «Принципы работы ВТ» (математические и физические основы ЭВМ). Изложение материала рассчитано на начальную подготовку учащихся по специальности «Программирование». Этот подход несколько выбивается из последних модных течений, когда упор делается на применение ЭВМ в «народном хозяйстве» с повышенным вниманием к экономическим, экологическим и им подобным задачам.

Учебник написан простым и понятным языком. Лишь изредка семиклассникам придется самим догадываться о смысле возникших без объяснения терминов: регистры процессора, семантический аспект, адекватная модель. Материал хорошо продуман и структурирован. После каждого урока имеется раздел «Подведем итоги», где кратко повторяются основные мысли курса. Предлагается большое количество вопросов и задач, правда, некоторые из них имеют неоднозначную формулировку или приводят к бессмысленному результату [например, задача 8.2, приводящая исполнителя к ситуации «ошибка во время исполнения», или программа Пети Торопыжкина, который пиджак утром надевает два раза (стр. 61)]. Такие ошибки вряд ли планировались авторами в качестве учебного элемента. Хотелось бы также предостеречь авторов от использования задач и примеров, связанных с авариями и катастрофами (стр. 22), вопросов о том, «сколько бутербродов с медом можно съесть Винни-Пуху, чтобы не застрять в двери?» (стр. 182), рассуждений о том, что «пить и курить — здоровью вредить!» и что «эта народная мудрость не утверждает, что при любых обстоятельствах курить вредно. Вот если еще и пьешь — тогда конечно!» (стр. 67).

В учебнике часто и удачно используются литературные примеры. Особенно хорошо это получилось с «Вредными советами» Г.Остера, стихи которого рассматриваются как готовые алгоритмы.

Книга имеет небольшой формат и объем, что достигается не только продуманным отбором материала. В ущерб качеству учебника авторы сэкономили на таких важных элементах оформления, как поясняющие рисунки, схемы и диаграммы. Там, где можно обойтись простой и понятной картинкой, авторы дают длинное словесное описание. Катастрофически не хватает книге и предметного указателя, ставшего уже обычным атрибутом учебной литературы.

Последние параграфы учебника рассчитаны на дополнительную самостоятельную работу ученика и учителя. Например, учителю предлагается самостоятельно выбрать и рассказать детям о «настоящем» языке программирования, научить их простейшим инструкциям языка и написать по предложенным авторами алгоритмам программы. Приятно, что учителю не навязывают «единственно правильный» язык, однако времени на его изучение в рамках разработанного курса почти не остается.

Можно еще долго говорить о достоинствах и недостатках учебника, о находках и просчетах авторов: споры о методике — обычное явление в среде творчески работающих учителей. Несмотря на то что замечаний к книге здесь было высказано больше, чем похвалы, учебник Гейна является хорошей книгой, оставляет приятное впечатление и может быть рекомендован к использованию в школах как начальный курс «Информационные технологии» с дальнейшим обучением по специальности «Программирование».

Вадим ШАХНОВИЧ,
учитель информатики Второй школы,
Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru