Большая история для маленьких детей
|
Ворожейкина Н.И., ВиноградоваН.Ф.,
Наша Родина в прошлом: Беседы по истории России
для 3 класса начальной школы. –
Смоленск: Ассоциация XXI век, 1998 |
При знакомстве с книгой Н.И.Ворожейкиной и
Н.Ф.Виноградовой с самого начала бросается в
глаза, для кого она написана. Основное содержание
материала предваряется памяткой – своего рода
путеводителем по загадочной для
третьеклассников стране под названием
«История». В памятке в доступной, непринужденной
форме рассказывается о структуре и содержании
учебника, приемах работы с ним. Одной из
особенностей учебника является использование в
нем отрывков из исторических документов,
научно-познавательной литературы, воспоминаний
современников, летописей и др. Учебник состоит из
небольших бесед, каждая из которых посвящена
какому-либо значимому событию или исторической
личности.
Уже в первых беседах младшие школьники узнают,
что изучает история Отечества, как называлась
наша Родина в прошлом, источники, из которых мы
черпаем представления о минувших веках и
событиях, порядок летоисчисления. И это
немаловажно, если учесть, что, например,
подавляющее большинство пятиклассников не умеет
определять по году век; и учителю приходится
объяснять счет лет в истории буквально на
пальцах, так как соответствующая тема в учебнике
по истории для пятого класса отсутствует.
В книге «Наша Родина в прошлом» изложены
основные общественно-политические события
отечественной истории, приведены факты из
экономической жизни. Одновременно большое
внимание уделено культуре. Отрадно, что понятие
«культура» авторы учебника трактуют в широком
смысле этого слова. На страницах учебной книги
живо и подчас интригующе рассказывается не
только о литературе, живописи, архитектуре,
музыке, но и о быте различных слоев общества,
обрядах и народных традициях, одежде и
происхождении имен и фамилий – всего не
перечислить. Культура – это не только собрание
великих достижений, но и жизнь ушедших поколений,
преломленная порой в своей видимой
повседневности.
Что могут почерпнуть для себя третьеклассники
из рассказа о мальчике Онфиме, жившем в древнем
Новгороде, помимо того, что он любил рисовать
военные сражения, различных зверей, писал письма
друзьям и дарил им свои рисунки? А то, что
много-много лет тому назад дети также любили
играть, рисовать и дружить. А еще то, что с помощью
истории можно войти в удивительный мир
неизведанного и интересного. Такое вот
ненавязчивое воспитание и образование.
Органическое, естественное соединение
разноплановых (политических, экономических,
духовных) сюжетов – еще одна особенность данного
учебника. Любой раздел, параграф, часть логически
дополняют друг друга, прекрасно гармонируют,
составляя вкупе единое целое. Это достигается и
благодаря использованию разноплановых
источников: данных этнографии, геральдики,
нумизматики и других исторических дисциплин.
Новые термины и даты разъясняются, как правило, в
контексте общего изложения материала, что
придает тексту большую связность. В конце
некоторых параграфов указана литература для
дополнительного чтения.
Н.И.Ворожейкина и Н.Ф.Виноградова дают младшим
школьникам зачатки научного представления об
истории: противоречивость и неоднозначность
исторических явлений, переплетение роли великих
личностей и людских масс и др. Учебник поможет
детям понять, что Петр Первый не только сделал
державу могучей, но и существенно ухудшил
положение крестьян; и в одно время в России
сосуществовали Пушкин и крепостное право.
Учебник великолепно оформлен: красочен,
отпечатан на хорошей бумаге. На каждой странице
имеются многочисленные иллюстрации памятников
архитектуры, оружия, военных баталий и т. п. К ряду
параграфов приложены карты.
И одно маленькое замечание. По-видимому,
касаясь важнейших исторических событий нашей
истории, в учебнике следовало бы упомянуть и о
восстании декабристов.
В заключение хочется поздравить учеников и
преподавателей с выходом в свет не очередного, а
хорошего учебника.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|