Семнадцать ударов по воротам скучного
урока,
Или чему школе стоило бы поучиться у
футбольной команды
Школа – это место, где учатся. По крайней мере
так считается. В течение года я знакомился с
жизнью одной из школ, так сказать, изнутри. То, о
чем ученики говорили мне чаще всего, – это не
учеба, а скука. Я видел, как на уроках болтают, а то
и спят. Учителя рассказывали, каких трудов им
стоило добиться, чтобы домашние задания вообще
сдавали. Не говорю уж – сдавали вовремя. Перед
экзаменами ученики буквально накачивают себя
информацией, худо-бедно проскакивают в следующий
класс и начисто забывают все, что выучили.
Билл учится в третьем классе старшей школы. Два
года проучился нормально, а на третий совершенно
потерял интерес к школе. Я наблюдал его жизнь в
течение месяца. И кое-что выяснил. Например, ему
предстояло сдавать тест по французскому языку.
За весь месяц он так ни разу и не сел за
французский. И тест, разумеется, провалил. Я
видел, как он удрал из школы и играл в
компьютерные игры, вместо того чтобы писать
статью для школьной стенгазеты. Я видел, что на
уроках он просто отключается. Постоянно. И не он
один.
Но тот же Билл на тренировках по футболу
выкладывался на все сто. Однажды Билл сам
приготовил великолепный обед. И весь следующий
день тоже колдовал на кухне. Он очень любит своих
младших братишку и сестренку, играет с ними в
игры, которые эти малыши сами для себя выдумали.
В общем, в школе это классический лентяй. Но вне
школы – довольно занятный персонаж. Его многое
интересует. И он много чего умеет. Он не один
такой. Со всеми его сверстниками, которых я
наблюдал, происходит нечто подобное. Я видел, как
они работают за компьютером и купают лошадей,
играют в сложнейшие видеоигры и на полной
скорости водят по бездорожью вездеход. Я видел,
как они дерутся и играют на пианино. Я видел, как
они сходятся с людьми и открывают им свое сердце.
Мне неслыханно повезло: я видел, как они делают
то, что хотят делать и что умеют. То, во что
вкладывают всю душу. Уверяю вас, они чертовски
талантливы. Но все это они делают не в школе.
Вот так у меня возникло искушение доказать, что
футбол лучше школы. И причин, по которым футбол
действительно лучше школы, набралось ровно 17
штук. Вы спросите: а почему футбол? Не потому, что
я его люблю. Я его терпеть не могу. И раз уж я
говорю, что футбол лучше школы, это означает
следующее: даже футбол и то лучше, чем школа.
1. Футбольная команда требует от каждого
игрока активного участия в игре.
Недостаточно просто быть членом команды – надо
что-то делать, и делать именно то, к чему ты
способен. Вся жизнь футбольной команды строится
на личных способностях игроков. Если в команде
есть трое отличных защитников, но нет ни одного
толкового нападающего, у нее мало шансов выйти в
финал.
А теперь возьмем, к примеру, урок геометрии. Там
все делают одно и то же. Футболист знает, что его
работу может сделать только он. Это чувство своей
незаменимости (которое вообще детям доводится
испытывать очень редко) чрезвычайно важно для
формирования самоуважения. Но школа этого не
дает.
2. Футболиста все время заставляют расти.
Не существует никаких стандартов класса игры.
Нельзя сказать: вот этот парень гоняет мяч
достаточно хорошо, и ему не надо больше
совершенствовать свое мастерство. Наоборот, мы
все время ждем от игрока, что он покажет что-то
новое. В школе существуют оценки, тесты и как
следствие потолок, выше которого подниматься
просто не имеет смысла. Высший результат – сдать
тест и больше к нему не возвращаться.
3. Футболист регулярно испытывает триумф.
Не только победа, но и сама игра окружена
атмосферой славы и почета: флаги и эмблемы
клубов, музыка, овации зрителей, награды. А лучшие
команды (в том числе и юниорские) могут
претендовать и на общенациональное признание: о
них пишут в газетах, их показывают по ТВ.
Согласитесь, что в классе не происходит ничего
даже отдаленно похожего.
4. Футболист может подвести свою команду.
Или, наоборот, обеспечить ей успех. Личное
усилие приводит к коллективно значимому
результату. Поэтому команда благодарна хорошему
игроку. Это могучий стимул. Но в школе этого
стимула нет и в помине.
5. В футболе повторение пройденного
приносит успех. Футболист тренируется, то
есть делает какие-то вещи снова и снова – и
делает их все лучше и лучше. Освоив простые
приемы и почувствовав уверенность в своих силах,
он переходит к более сложным. В школе ученик все
время осваивает новое. Он попросту не успевает
раскрыть свои способности в том, чему уже
научился.
6. Во время матча возможны неожиданности.
Поэтому нужно следить за всем, что происходит на
поле. В хорошо сыгранной команде блестящий
игрок-одиночка ценится, в общем, ниже, чем игрок
среднего уровня, умеющий вовремя подстраховать
другого. А теперь спросим себя: что такое хороший
класс? Это класс, где все идет по плану. Так стоит
ли удивляться, что скука стала главной проблемой
школы?
7. Тренировка футболиста куда
продолжительнее, чем школьный урок. Обычно
она кончается, когда игроки освоили то, что
должны были освоить. Или когда они падают с ног от
усталости. В обоих случаях для прекращения
тренировки имеется некий очевидный резон. А вот
почему урок продолжается ровно 50 минут – никому
не понятно. (У них – 50, у нас – 45, но какая разница?
– А.К.) Почему не 35 или 85?
8. В футболе домашнее задание и работа на
публику – совершенно разные вещи. На
тренировках футболист бегает на длинные
дистанции, сгоняет вес и так далее. На поле он
ничего подобного не делает, но все это нужно,
чтобы держать форму. Ученик в классе и дома
выполняет примерно одинаковые задания.
9. В футболе эмоции и человеческие контакты
– естественная часть работы. Когда игрок
забивает гол, он счастлив. Когда упускает мяч, он
злится. Игроки на поле все время
переговариваются – без этого не может быть игры.
В классе запрещены сильные эмоции – ликование,
досада. Если они возникают спонтанно, их не
используют, а подавляют. В классе запрещено
общаться друг с другом. Ученики не могут извлечь
никакой пользы из того факта, что они находятся
вместе. Поневоле у них возникает мысль: нас
согнали в кучу, потому что учить нас поодиночке
дороже.
10. Футболист сам выбирает свою роль.
Начать с того, что он сам решил стать именно
футболистом. И свое место в игре он выбирает сам.
(Причем команда заинтересована, чтобы он
находился на своем месте.) В школе ученик редко
следует своим наклонностям. Школа – это не
радость выбора, а сплошные требования. Задания
одинаковы для всех. Но ребенок естественным
образом стремится найти свое место в жизни и это
место за собой закрепить. Поэтому он игнорирует
задания, которые ему не интересны. Он как бы
говорит: это не мое.
11. В футболе хорошие игроки учат плохих.
Иногда это делают специально. Но чаще всего это
происходит непроизвольно: игрок, которому не
дается какой-нибудь прием, смотрит, как это
делают другие, и бессознательно копирует их
движения. В классе лучшим просто не дают вести за
собой отстающих. Ответил на свою законную
пятерку – молодец, теперь посиди помолчи.
12. Тренер работает с футболистом
индивидуально. В команде – около десятка
игроков. Он может уделить время каждому. А в
классе обычно человек 30.
Однажды мне пришлось наблюдать, как тренер
сколачивает детскую баскетбольную команду. На
первое занятие явились 23 мальчика. К концу недели
их было уже 17. И вот тут тренер сказал мне:
“Надеюсь, что на следующее занятие придут не все.
С оравой из семнадцати парней я просто ничего не
смогу сделать”.
13. Тренер футбольной команды влюблен в свое
дело. Я с тренерами общался довольно много.
Равнодушных среди них нет. Они с увлечением
говорят о своей работе. И самое главное – они
свое неравнодушие утверждают не словами, а делом.
А вот учителя, если и признавались мне, что любят
свою работу, при этом стеснялись до смерти. В
самом деле, представьте себя на месте учителя.
Перед вами – тридцать гавриков, которых согнали
слушать вас насильно. И вы им объявляете: “Вот
это, детки, свинья в разрезе. Ничего более
захватывающего я в жизни своей не видел”. Можно
себе такое представить?
14. Детские футбольные команды обычно
создаются энтузиастами-добровольцами.
Действительно, денег, чтобы нанять тренера, как
правило, не находится. Зато находится человек,
который готов тренировать команду на голом
энтузиазме, из любви к делу. Добровольность,
бескорыстная помощь – неотъемлемая часть любой
нормальной человеческой деятельности. (Ох, не
бывал он у нас! – А.К.) Но в школе этого почти нет.
15. В футболе успех не привязан к возрасту.
Скажем, новичок, который играет блестяще, сразу
же попадает в университетскую команду. Никто не
говорит ему: “Подожди. У тебя еще нос не дорос”.
Наоборот, тренер его уговаривает: “Переходи к
нам. Ты нужен нашей команде”. В школе, если тебе
положено идти в девятый класс, то ты год в нем
оттарабанишь. Даже если задачки для десятого
класса щелкаешь как орехи. И где вы видели
учителя, который бы сказал ученику: “Переходи к
нам. Ты нужен нашему классу”?
16. В футболе целое больше своих частей.
На тренировках игрок отрабатывает отдельные
приемы игры. Но он понимает, что все они по
отдельности лишены смысла. На поле их нужно слить
в единое целое – в игру. В школе предметы
изучаются без связи друг с другом. Ученик не
понимает, почему писатель должен
ориентироваться в естественных науках или зачем
инженеру знать историю.
17. За футбольную команду болеют.
Каждый игрок чувствует неравнодушие и поддержку
огромного числа людей. Даже если это мальчик,
играющий за школьную команду, – за него и то
болеет вся школа. Успехи в учебе индивидуальны.
Они не касаются никого, кроме самого ученика,
иногда (не всегда) его родителей.
Ни один из этих семнадцати пунктов не содержит,
конечно, магического рецепта, как привести школу
в человеческий вид. Но если поглядеть на них в
целом, окажется, что школе есть чему поучиться у
футбольной команды. Футбол (равно как театр,
рок-группа, клуб, хобби) – это некая модель
человеческих отношений. Модель, включающая в
себя и обучение достаточно сложным вещам, и
радость человеческих отношений. Она живет, эта
модель, живет и работает.
Перевод
Алексея КОРОТКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|