Мама и папа сильнее чиновника?
В Москве складывается новая модель школьной
жизни: что-то вроде равностороннего
треугольника, в котором одну из сторон
представляют родители
|
Виктория Капаева, лидер общественного
движениЯ “Родители – за достойное образование
детей” |
Это уже не ручные родительские комитеты при
администрациях, и представители чиновничества,
которые привыкли считать себя центром школьной
вселенной, получили новую головную боль в лице
общественных контролеров, на которых не
прикрикнешь, не надавишь.
– Инициативные и организованные родители
принесут много пользы и пройдут там, где просто
директору не пробиться, – говорит Виктория
Капаева, лидер общественного движения “Родители
– за достойное образование детей” в Москве. – У
школьной администрации может быть сильный
союзник в не всегда гладких отношениях с роо, у
учителей – помощники в учебном и воспитательном
процессе, в цивилизованном разрешении учебных и
производственных конфликтов.
...На прием к Сысуеву Виктория Сергеевна попала
за три дня, потому что в аппарате правительства
работают свои люди: мамы и папы школьников. И
напрямую к Лужкову письма тоже попали через мам и
пап, состоящих в движении РОД.
А в Совете Федерации есть свой дедушка.
Вообще-то главной целью этого движения
изначально было не воевать, а дополнить
возможности школы. Добавить то, что одновременно
избыточно и позарез необходимо, потому что
только это и делает образование по-настоящему
качественным. А так как мамы и папы работают
везде, образовательные услуги, которые они могут
организовать, начинаются от выездных уроков
классической музыки до профессорских лекций по
биологии ластоногих в дельфинарии и
лабораторных работ на настоящей экологической
станции, где ребята сами обрабатывают пробы воды
и воздуха, делают анализ загрязненности почв.
– Или, например, ОБЖ. Где-то в школах сумели от
него избавиться, где-то побоялись. А у нас есть
школа, где родители – бывшие туристы, взялись по
субботам проводить однодневные походы в лес. Там
и обсуждают: как вести себя в лесу, как развести
костер, как перебраться через овраг, оказать
первую помощь... И детям интересно, и на воздухе
они, и запоминается навсегда.
Но оказалось, что от мам и пап требуется гораздо
больше.
– Мы объединились в первую очередь для
поддержки детей и учителей. Ведь у нас самые
бесправные – учителя и дети. А на втором месте по
бесправности – школьные директора.
Вышло знаменитое 600-е постановление
правительства об отмене доплат за проверку
тетрадей и классное руководство: по мнению
родителей, оно под корень подрубило всю школьную
систему.
– И еще нам стало известно, что в комитетах
Совета Федерации и Государственной Думы по
образованию и науке подготовлен законопроект,
который под предлогом экономии по существу
отбрасывает нашу школу в период жесткой
казарменной унификации, отказа от вариативности
образования.
Самое страшное – это, конечно, исключение или
резкое сокращение таких гуманитарных предметов,
как литература, обществоведение, иностранные
языки, информатика. И наше движение обратилось к
гражданам России с призывом сделать все
возможное, чтобы эти законотворческие
упражнения остались в недрах комитетов как
пример непрофессионального отношения некоторых
депутатов к своим обязанностям. Нужно включить
механизм общественного воздействия – в
частности, вступать с этой целью в ряды РОД,
исходя из того, что такие законопроекты не
случайны и с ними предстоит еще бороться.
Как заставить тех, кто у власти, услышать
общественность? Одно письмо, один звонок, одна
статья ничего не решают. Узнали телефон
подкомитета по образованию и раздали его по
московским школам: звоните! Пусть там поймут, что
родители против таких стандартов. Комитет был
замучен протестующими звонками...
И в марте 1998 года движение РОД было
зарегистрировано.
– ...И в наше общество стали вступать целыми
гарнизонами. На Дальнем Востоке заявления писали
так: “Экипаж корабля такого-то – 800 человек”, в
Сибири – “Медицинский институт, университет
такой-то – 1350 человек”...
Сегодня в региональном движении “Родители –
за достойное образование детей” только по
Москве официально зарегистрировано около 3000
человек. Подключилось восемь регионов –
Санкт-Петербург, Великий Новгород, Нижний
Новгород, Пенза, Орск, Омск, Иваново, Новокузнецк,
Кемерово.
РОД работает как “скорая помощь” по
конфликтам. Выезжает на место происшествия, если
просят мамы и папы, не поладившие с
администрацией школы. Был случай, когда директор
вызвал наряд милиции, чтобы не допустить
родительского собрания.
– Выпустил приказ о введении шестидневки, не
объясняя, зачем и почему. А родители против. Ну
объясните вы мамам и папам, что Московский
комитет образования дал такой приказ, по
которому пятидневка отнимает три часа – в первую
очередь у иностранного языка и информатики.
Директор не захотела даже поговорить: не
нравится – уходите из школы. Когда мы приехали,
она была просто белого цвета. Видимо, боялась, что
мы будем настраивать родителей против (хотя,
кажется, больше уже было некуда). Но у нас была
другая цель: объяснить, что не нужно идти стенка
на стенку, нужно сесть и договориться. После того
как мы разобрались в ситуации, стороны
примирились – и с шестидневкой разобрались.
Решили так: в старших классах будет шестидневка,
а в начальных – пятидневка. Родители
младшеклассников написали заявление: “Я не
против того, чтобы мой ребенок учился по
пятидневной неделе, и считаю, что он выдержит
нагрузку шести дней”, и у директора появилась
документальная защита от инспектора: вот
заявления, я выполняю социальный заказ
родителей. Теперь в этой школе сильный
попечительский совет. Недавно оттуда звонили:
“Извините, что мы пропали из виду, у нас вроде нет
проблем...” Я говорю: “Так это же прекрасно!” Но
бывает и так, что хватает одного приглашения
представителей РОД. Назначают собрание, а
директор говорит: не надо их ни в коем случае,
давайте все-таки попробуем сами договориться...
Звонят и сами директора, нуждающиеся в
юридической защите от всевозможных инспекторов
и комиссий. Если надо поставить на место
неуступчивого директора, в учебном округе всегда
найдут, по какому вопросу его потрясти.
– Инспектор всегда знает, в какой области
директор не силен. Ведь наши директора, как
правило, не администраторы, школьных управленцев
у нас нигде не готовят. Они начинают с учителей,
десятилетиями работают педагогами и однажды
получают повышение. Конечно, они попросту
плавают во многих сферах. Недавно мы предложили
по Москве: давайте нам вопросы, по которым вы
хотели бы получить консультацию юриста. Мы
собрали вопросы, оплатили работу юристов: вопрос
– ответ – ссылка на закон – цитата из закона.
Перевели с чиновничьего на человеческий язык,
отксерили и раздали по школам распечатку.
А недавно позвонили из школы, где несколько лет
подрабатывали платными компьютерными классами.
Пять лет снимали заброшенное помещение детского
сада, все обустроили и оборудовали. И вдруг в этом
году им отказались продлить договор аренды.
Предложили другое, неприспособленное помещение,
на ремонт которого денег, естественно, нет. Школа
обратилась за помощью в президиум РОДа. Родители
направили официальную просьбу разобраться в
конфликте в Госкомимущество России. И после
недолгого разбирательства за школой оставили
помещение детского сада.
– Еще одна наша задача – научить родителей и
учителей находить взаимопонимание. Если у
ребенка и учителя конфликт, нужно постараться
вместе с ребенком найти компромисс. Мы не можем
быть требовательными заказчиками, потому что из
полутора тысяч школ в Москве есть только двести
школ, где учителя получают хоть какую-то надбавку
к зарплате. И как нам еще требовать чего-то от них,
работающих за 350 рублей в месяц, когда дворник
получает 400...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|