Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/1999

Архив

Соловейчиковские чтения

В этом году мы открываем Школу Соловейчика и приглашаем всех учителей принять в ней участие!

Каждый год, осенью, наша газета проводит Соловейчиковские чтения. Каждый год в Москву приезжают сотни людей, хорошо знавших Симона Львовича. Или наоборот – никогда его не видевших, но всю жизнь воспитывающих детей по его книгам. Они делятся воспоминаниями и размышлениями о педагогике сотрудничества, о том, какой должна быть школа и как сделать детство ребенка счастливым.

Сегодня бедность школы и ужасное положение учителя как будто заслонили от нас то, что всегда было основой педагогики, – неистребимое стремление к поиску, творчеству, стремление выразить себя. И тем не менее мы видим, что учительское творчество не убывает.

Как это объяснить? Чтобы не скатиться в полную безысходность, ощущать себя человеком, учитель находит последнее прибежище – творчество. Мы видим это по тому, что количество заявок на конкурс “Авторская школа” не уменьшается и на “Эврику” людей приезжает не меньше, чем десять и пятнадцать лет назад. Поток страждущих нового растет, но в то же время пробиться этому новому и свежему в педагогике так же трудно, если не труднее, чем раньше.

...А когда-то, лет двадцать назад, у Симона Львовича была мечта: собрать в одной школе всех учителей-новаторов. Представляете себе школу, в которой работали бы и Шаталов, и Амонашвили, и Лысенкова, и все-все-все, о ком писал Соловейчик, о ком знали миллионы? Предполагалось, что Симон Львович будет директором. Он бы взял на себя управление талантами, такое управление школой, чтобы жизнь детей и взрослых строилась по законам творчества, на основе педагогики идей, а не педагогики требований. Такая ставилась трудная задача. Уже и здание для этой школы нашли, и даже квартиры многим обещали выделить, но в последний момент сорвалось. То ли идея испугала, то ли личность директора кого-то не устроила... И школы Соловейчика не случилось.

А если задуматься: возможно ли это в принципе? Чтобы из разных мест съехались талантливые учителя и преподавали в одной школе. Это ведь не так просто многим талантливым людям сотрудничать в одной школе или, например, в одной газете, или в любом другом коллективе. Гораздо труднее, чем поодиночке. Конечно, быть одинокой звездой трудно: и завистники, и непонимание. Но в то же время, когда ты один, то и правда одна – твоя. А вот как сделать так, чтобы многие – талантливые, но разные, непохожие и даже в чем-то несогласные друг с другом – сотрудничали? Ведь это же наша цель: сотрудничать с детьми, опираясь на их талант и своеобразие. Не с классом в целом, а непосредственно с каждым ребенком. Лучшая модель такой школы сотрудничества – коллектив ярких звезд.

И мы решили, что наступило время, когда Соловейчиковские чтения могут быть не только мемориальными, чтобы их участники не только вспоминали и делились размышлениями. Мы решили предложить вам создать Школу Соловейчика. Пусть ненадолго, пусть всего на два дня. Но это будет самая настоящая школа последователей педагогики сотрудничества, школа, построенная на идеях Соловейчика.

 

Набор учителей в Школу Соловейчика

Школа будет работать два дня, 1 и 2 октября, в рамках Соловейчиковских чтений. Образовательная программа – главные, на наш взгляд, идеи педагогики сотрудничества. Даже не идеи – темы. Нам хотелось создать список из самых современных идей педагогики нашего века. Оказалось, что наиболее яркие и прогрессивные идеи современной школы – это так или иначе идеи сотрудничества. Оказалось, что принцип сотрудничества – это не методические приемы, не технологии и даже не образовательная система. Сотрудничество – это мировоззрение современного общества, принцип, на котором строятся развитие, мир и благополучие людей, а не просто методика преподавания предмета. Это модель общества и отношений людей в нем, а не модель выпускника.

В итоге набралось сорок тем, идей современного образования, в основе которых педагогика сотрудничества.

Мы приглашаем к сотрудничеству всех – учителей и директоров, ученых и родителей, и даже старшеклассников. Присылайте нам свои разработки любой темы. Это может быть сценарий урока, план учебного занятия или беседа – все, что может стать основой организованного вами действия. Разработка, описание того, как бы вы провели свое занятие в Школе Соловейчика, не должна превышать трех страниц. Каждая заявка будет подробно рассмотрена, и в сентябре мы пришлем приглашения тем, кто будет участвовать в Соловейчиковских чтениях в качестве учителя Школы Соловейчика.
Что из этого получится?

Должна получиться школа. Ведь школа – это не здание, это прежде всего дух. Школа Соловейчика сегодня живет в его книгах и в его газете. Сделаем шаг вперед – станем учениками и учителями самим себе. Не только для того, чтобы учить по Соловейчику, но и для того, чтобы учиться сотрудничеству.

 

Сорок тем педагогики сотрудничества в Школе Соловейчика

Идея сотрудничества
Идея свободы
Идея демократии
Идея развития
Идея свободного воспитания (воспитания к свободе)
Идея живого знания
Идея самоопределения
Идея свободного выбора
Идея коллективного творчества
Идея обучения детей без отбора
Идея возраста
Идея учебной деятельности
Идея диалектического обучения
Идея глобального образования
Идея педагогической поддержки
Идея новых информационных технологий
Идея домашнего обучения
Идея совместной цели
Идея оценки
Идея укрупненных единиц
Идея учения с увлечением
Идея опорного сигнала
Идея опережения
Идея погружения
Идея разновозрастного коллектива
Идея школы диалога культур
Идея школы-клуба
Идея школы-парка
Идея школы-комплекса
Идея школы Щетинина
Идея школы Монтессори
Идея школы Френе
Идея Вальдорфской школы
Идея школы Толстого
Идея школы Амонашвили
Идея авторской школы
Идея вероятностного обучения
Идея школы Саммерхилл
Идея школы Дьюи
Идея общенациональной школы

Вы, наверное, заметили, что некоторые идеи пересекаются. Оказалось, что найти совершенно обособленное педагогическое направление невозможно. Все взаимосвязано, все проникает друг в друга. И это нормально, так и должно быть. Но тем не менее каждое из этих направлений получило свое имя и под этим именем вошло в нашу педагогическую жизнь.

Мы хотели, чтобы вы узнали в нашем списке то, чем занимаетесь сами, те идеи, которые вы претворяете в жизнь. Пишите и присылайте заявки. Мы ждем.


Заявки на участие в Соловейчиковских чтениях с пометкой  “Школа Соловейчика” просим присылать до 30 июня 1999 г. по адресу:

121165, Москва, ул. Киевская, 24,
редакция газеты “Первое сентября”
или по факсу (095) 249-31-84
или по электронной почте: gazeta@1september.ru

Анкета
участника Соловейчиковских чтений,

которую вы можете вырезать и, заполнив, прислать в редакцию:

Фамилия,
имя,
отчество

Адрес


Где вы работаете, кем, общий стаж


В качестве кого вы хотите принять
участие в чтениях: ученик, учитель


Тема, по которой вы решили участвовать в чтениях







Вид учебного занятия, которое вы намерены организовать


Девиз вашего занятия


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru