Валеологическая альтернатива национальной
катастрофе
Недавно в Казани состоялась
республиканская научно-практическая
конференция «Образование и здоровье»,
организованная Министерством образования и
экологическим фондом республики.
Проблема, которой была посвящена конференция,
не только назрела, но и перезрела: ситуация со
здоровьем детей в Татарстане приняла уже
характер национальной катастрофы. Цифры,
прозвучавшие на форуме, впечатляют: за последнее
десятилетие доля здоровых подростков
сократилась с 40 до 28%, четверть детей имеет
задержки в половом развитии, треть – страдает от
социальной дезадаптации и нуждается в
психотерапевтической поддержке. При этом только
45% школ имеют удовлетворительные
санитарно-гигиенические условия. В городе
Мамадыш за последние три года втрое выросли
психоневрологические заболевания среди детей. В
Альметьевске 81% учащихся относится ко второй
группе, то есть имеет существенные отклонения по
здоровью. В центре Казани, Вахитовском районе,
пятая часть учащихся находится на диспансерном
учете, каждый десятый выпускник освобожден от
итоговых экзаменов. При этом, по оценкам
специалистов, педиатрическая статистика
страдает неполнотой, поскольку за врачебной
помощью обращаются лишь 70% нуждающихся в ней
детей.
Набор факторов, обусловивших кризис, выглядит
достаточно стандартным и в то же время
угрожающим в своей стандартности: ухудшение
экологической обстановки, особенно качество
питьевой воды, питания (а подчас и элементарный
голод), увеличение количества стрессов, снижение
родительского внимания, развал летних
оздоровительных кампаний, отсутствие
медико-психологической экспертизы различного
рода инновационных программ, фактическое
сведение на нет профилактической работы в
школах. Главная трудность здесь заключается в
том, что большая часть перечисленных проблем
имеет глубокие социальные корни и решить их
усилиями одной только образовательной
общественности нельзя. Можно только пытаться
искать внутри системы образования возможности
хоть как-то смягчить последствия. В принципе
таких возможностей немало.
Министр образования Татарстана Фарис Харисов
назвал основные мероприятия, которые уже
осуществило его ведомство в этом направлении, а
также определил стратегические приоритеты на
ближайшую перспективу. Во всех классах
независимо от типа школы в этом учебном году
нагрузка была сокращена на один час в неделю. В
расписание опять-таки всех классов введен
спортивно-оздоровительный час. В каждом районе
появилась экспериментальная школа, которая
станет базовым полигоном для разработки
здоровьесберегающих образовательных
технологий. Организуются курсы переподготовки
для учителей, ведущих уроки здоровья. Объявлен
конкурс школьных и муниципальных программ,
содействующих сохранению здоровья детей (кстати,
программы школы № 1 города Зеленодольска и
города Набережные Челны уже включены в проект
Всемирной организации здравоохранения).
В числе ближайших приоритетов, по словам
министра, – мониторинг состояния здоровья детей,
разработка программ профилактики и технологий
работы школьной медицинской службы, коррекция
школьного питания за счет более широкого
использования лекарственных растений.
Необходима кардинальная реформа давно изжившей
себя системы физического воспитания:
учитель-физрук должен прежде всего научить
ребенка поддерживать свое здоровье, а не
заставлять сдавать никому не нужный норматив.
Для этого, конечно, нужна соответствующая
переподготовка педагогов, вариативные программы
по физкультуре. Сейчас 87% казанских подростков
получают знания по интересующим их вопросам
здоровья не в шко ле – давно пора задуматься над
созданием валеологической альтернативы
антикварному санпросвещению.
Мартовская конференция – первое в республике
мероприятие такого уровня, посвященное проблеме
здоровья детей. И в этом, бесспорно, огромная
заслуга нового министра образования и его
команды. Некоторые выступления участников,
выполненные в форме оптимистического
самоотчета, никак не соответствовали суровой
реальности. Недоумение в зале вызвали
выступления двух московских гостей – главного
редактора журнала «Школа здоровья» Владимира
Касаткина и генерального директора центра
«Цигун» Владимира Белушкина. Первый порадовал
собравшихся идеей законодательно защитить права
ребенка от «тонких издевательств» со стороны
учителей, второй же искренне (?) уверен, что
занятия по нетрадиционной китайской методике
разом решат все школьные проблемы – от
неуспеваемости до наркомании. Очень хочется
надеяться, что негативные впечатления от
меркантильно озабоченных московских
гастролеров не будут определять отношение
педагогической общественности Татарстана ко
всем инициативам в области образования и
сохранения здоровья детей, идущим из столицы.
И, наконец, главная «ложка дегтя в бочке меда».
Увы, образовательное ведомство не сумело найти
общий язык с Министерством здравоохранения, и
даже заявленное в программе конференции
выступление заместителя министра
здравоохранения не состоялось. В результате
программа «Образование и здоровье» не получила
статуса правительственной, что означает
неизбежные сложности с ее финансированием, а
значит, в конечном итоге – с ее реализацией.
Остается лишь надеяться, что ведомственные
разногласия будут преодолены и здоровье юных
жителей республики не станет заложником чьих-то
начальственных амбиций или корыстных интересов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|