Марийское образование в поисках себя
И денег для сельской школы...
Ученые относят выделение марийцев из
финно-угорской этнической общности к началу
первого тысячелетия нашей эры. В XIV – XVI веках, не
желая втягиваться в военные действия между
Москвой и Казанью, марийцы перебираются на левый
берег Волги, заселяя ту территорию, на которой
сейчас расположена Республика Марий Эл.
В 1749 году была открыта первая марийская школа, в
1775-м – составлена первая марийская грамматика.
Сейчас на территории республики более полутора
тысяч различных образовательных учреждений, в
которых работают более 40 тысяч педагогов.
Почти половина
700-тысячного населения края живет в столице.
Раньше Йошкар-Ола была одним из центров
военно-промышленного комплекса, но сейчас
«оборонка» лежит на боку, а вместе с ней и
республиканский бюджет: дотация в нем составляет
свыше 60%, минимальная зарплата в Марий Эл ниже
общероссийского минимума – 70 рублей. Сельское
хозяйство убыточно: «живых» денег в него
практически не вкладывается, производство
основано на бартере – картошка стала
своеобразной республиканской валютой,
коммивояжеры из соседних областей по дешевке
скупают у крестьян скот. В итоге – стабильный
рост цен на продукты питания, которые хотя пока и
дешевле московских, однако для тощих кошельков
жителей республики становятся все менее
доступными.
Но хотя учитель в Марий Эл за одно и то же
количество часов зарабатывает меньше, чем
имеющий такой же разряд его коллега из другого
региона, и эта зарплата выдается крайне
нерегулярно. Так, в относительно благополучном
пригороде столицы – Медведевском районе, главой
которого долгое время был нынешний президент
республики Вячеслав Кислицын, педагогам
задолжали аж за четыре месяца. Доля расходов на
образование в бюджете республики в 1998 г.
составила 22%, что в абсолютном измерении означает
покрытие не более трети реальных потребностей
учреждений образования. В проекте бюджета на 1999
год, представленном депутатам Государственного
собрания, предполагалось оставить
финансирование просвещения фактически на
прежнем уровне – 23% бюджета, или 286 млн. руб., что с
неизбежностью привело бы к полному разрушению
системы. Однако неуступчивый характер нового
министра образования внес в ситуацию
неожиданные коррективы…
Битва за бюджет
Назначенной 12 августа 1998 года министром
образования и воспитания Республики Марий Эл
Римме Катаевой досталось тяжелое наследство. По
данным отчетной коллегии самого министерства,
республиканская программа развития образования
1995–2000 гг. пока реализована всего на 25%. Так и не
созданы временные нормативы финансирования
образовательных учреждений; не разграничены
сферы компетенции регионального и местного
уровней управления школой; доля внебюджетных
средств от расходов бюджета на одного школьника
не превышает 4%; за последние годы общая
заболеваемость детей в республике оставалась
выше средних показателей по России; в прошлом
году школы получили 1% учебников от потребности;
учебно-методический комплект для марийской
школы не разработан по сию пору...
В первые дни работы Катаева оказалась в
неординарной ситуации. Когда в конце августа
заждавшиеся зарплаты педагоги Волжска объявили
забастовку, новый министр неожиданно для себя
оказалась в роли крайней. Она до сих пор бережно
хранит полученную во время выступления перед
забастовщиками записку: «Хватит нас агитировать!
За две недели вы могли многое сделать!» Занятия в
школах Волжска начались только в середине
сентября, и практически вся республиканская
пресса обвиняла в этом Катаеву. Всем казалось,
что несколькими неделями ее пребывание на
высоком посту и ограничится, но она выстояла.
Новое испытание ожидало министра в феврале,
когда на рассмотрение Госсобрания республики
был внесен подготовленный в кулуарах
правительственного аппарата проект бюджета,
фактически игнорировавший все предложения
Министерства образования и оставлявший отрасль
на голодном пайке. Катаева заявила о несогласии с
проектом, предложив увеличить статью на
образование почти в полтора раза – на 110 млн.
рублей. И сразу оказалась между двух огней: с
одной стороны, недовольные подобным
«вызывающим» поведением правительственные
чиновники, с другой – влиятельные депутатские
лобби, пробивающие кредиты для своих структур.
Пикантность ситуации заключалась в том, что как
раз в это время в Йошкар-Оле шло заседание
ассоциации «Образование Большой Волги», и
вынесение сора из избы играло на руку
противникам Катаевой, утверждавшим, что она
подставляет президента. В те дни я тесно общался
с Риммой Григорьевной: она стояла на своем, была
готова к возможной отставке и ждала
окончательного решения главы республики. К чести
Вячеслава Кислицына, он поддержал образование:
соответствующая статья бюджета была увеличена с
286 до 396 млн. рублей, что составило 30% от всей
расходной части – наверное, впервые за всю
историю края марийского.
На каком языке учить НВП, и нужно ли ее
учить?
Во всех школах Марий Эл с 1 по 11 классы изучается
марийский язык: в русских школах – по 2 часа в
неделю, в марийских – больше. При этом обучение
предметам федерального компонента проводится
только на русском: повторять эксперимент
татарских коллег с переводом понятийного
аппарата алгебры, физики и химии здесь сочли
неуместным.
Впрочем, несмотря на достаточно взвешенную
политику республиканского Министерства
образования в языковом вопросе, среди
русскоязычного городского населения
распространено достаточно сильное недовольство.
Люди рассуждают вполне рационально: если бы часы,
отведенные на изучение невостребованного в мире
языка, пошли на английский или информатику, их
дети были бы лучше подготовлены к предстоящей
борьбе за место под солнцем. С чисто
прагматической точки зрения такая позиция
вполне понятна, но вот как быть с такими
нерыночными понятиями, как уважение к обычаям и
культуре народа, на земле которого ты живешь?
Помимо марийского языка,
национально-региональный компонент Базисного
учебного плана республики включает в себя
историю и культуру народов (по 1 часу в неделю с 1
по 9 класс), основы экономики и основы экологии (по
1 часу в 10 – 11 классах) и начальную военную
подготовку в старшем звене. Последнее, пожалуй, –
самое сомнительное из нововведений последнего
времени. История его проста. На встрече с
президентом республики матери нескольких
марийских парней, погибших в Чечне, заявили, что
их дети остались бы в живых, если бы из школьных
программ не исчезла допризывная подготовка
учащихся. Вячеслав Кислицын, придерживающийся
тактики быстрого реагирования, откликнулся
немедленно: 12 января 1998 г. было принято
постановление правительства № 5 «О введении НВП
в образовательных учреждениях общего среднего
(полного), начального и среднего
профессионального образования РМЭ».
Теперь все марийские старшеклассники час в
неделю бодро маршируют на школьном плацу или
стреляют из винтовки под руководством вечно
бодрых военруков. Самое забавное в этом – во
многих кабинетах НВП на самом видном месте
красуется воинская присяга СССР вкупе с прочими
военно-патриотическими агитками эпохи развитого
социализма. На все мои вопросы о
целесообразности такой реставрации
руководители разного уровня, пряча глаза,
начинали вяло говорить что-то о «подготовке к
жизни» и «интересе самих ребят». Впрочем, ничего
другого им и не оставалось: президент Кислицын
очень любит вспоминать годы своей срочной
службы, встречаться с «афганцами» и «чеченцами»
и позировать в полковничьем мундире. Так что
вопрос о НВП здесь обсуждению не подлежит: приказ
начальника – закон для подчиненного.
Региональный курс «История и культура народов»
находится еще на стадии разработки. В его основе
– идея обучения детей по принципу «от близкого к
далекому», «от культуры родного народа к
общемировой культуре». По замыслу проектантов,
предмет должен вбирать в себя информацию об
истории и культуре марийцев, народов Поволжья,
финно-угорских народов, начальные сведения по
этнографии, народной педагогике и психологии.
Именно этот интегративный курс
культурологического характера в идеале должен
быть содержательным центром республиканского
компонента учебного плана, формирующим его
идеологию и обеспечивающим общие принципы
конструирования регионального образования.
Однако на сегодняшний момент это лишь
перспектива, причем, похоже, не очень близкая:
единой концепции функций, структуры и содержания
национально-регионального компонента в Марий Эл
пока нет.
Институт образования: прошлое в настоящем
Основная ответственность за такое упущение
лежит, очевидно, на учреждении, призванном быть
научно-методическим флагманом регионального
образования, – бывшем ИПКРО, ныне Марийском
институте образования. В 90-х годах многие
региональные институты усовершенствования или
повышения квалификации учителей были
преобразованы в центры или институты развития
образования. В одних случаях – как, например, в
Великом Новгороде, Тюмени, Санкт-Петербурге,
Рязани – смена вывески отражала реальное
изменение функций и расширение диапазона
деятельности. В Йошкар-Оле предпочли
ограничиться новой табличкой у входа – и вот уже
коллегия министерства мягко пеняет институту
образования за «некоторую инертность».
«Некоторая инертность» заключается прежде всего
в том, что практически вся сегодняшняя
деятельность института сведена к проблемам
методики преподавания традиционных школьных
дисциплин. Система выездных курсов проводится
практически так же, как и много лет назад:
собираются учителя-предметники со всего района
или с «куста», им начитывается некий
заготовленный материал – никакая связь с
особенностями образовательной ситуации данной
местности не предусматривается. Сама структура
института, состоящая из большого количества
отделов, во многих из которых работает один
человек – методист и заведующий в одном лице, –
явно не соответствует задачам сегодняшнего дня.
То есть, по сути дела, институт так и не стал
институтом образования в строгом смысле этого
слова, замкнувшись на вопросах
усовершенствования.
Катаева не была бы Катаевой, если бы ограничилась
констатацией «инертности» института. В феврале
был отправлен в отставку прежний ректор и
назначен новый – Раисия Кудрявцева, до этого
возглавлявшая марийский филиал Института
национальных проблем образования. Свою главную
задачу Раисия Алексеевна видит в том, чтобы
подведомственное учреждение стало институтом
проблем и развития образования: необходимо
разрабатывать выходы из различных экономических
ситуаций, социальных проблем, помогать
министерству в создании стратегии
реформирования.
Отдельная и очень важная проблема – разработка
более совершенной технологии аттестации
учителей. В свое время в Марий Эл первыми
отработали эту процедуру, но сейчас оказывается,
что во многих регионах уже опередили марийских
управленцев. Сами они в разговорах со мной
признавались, что в настоящий момент
объективность республиканской аттестации можно
определить как 50 на 50, то есть она в значительной
мере превратилась в подобие лотереи. Как ни
парадоксально, несмотря на это, сама процедура
аттестации очень востребована учителями:
система категорий и дифференцированной оплаты
труда является сейчас фактически последним
социальным стимулом творческой работы. Поэтому в
Козьмодемьянске пошли на эксперимент и создали
свою технологию, которая очень легко переводится
на компьютерный язык; сейчас ее перехватила
Оршанка. В Советске и Звенигове проводится
другой эксперимент, при котором большая
самостоятельность в присвоении категорий
отводится районным управлениям. Задача
института в этом вопросе – обобщать имеющийся
опыт и создавать научно-практическую базу для
формирования модели аттестации, соответствующей
принципу социальной справедливости,
стимулирующей творческий рост учителя, и при
этом не громоздкой, а оперативной.
В том, что Раисии Кудрявцевой будет нелегко
решить все эти проблемы, я убедился, побывав на
заседании ученого совета, рассматривавшего
программу дополнительного образования детей на
1999–2003 гг. Картина была весьма характерная:
составленную педагогами-практиками программу
азартно критиковали институтские теоретики,
ранее скромно устранившиеся от участия в ее
разработке. Выступавшие один за другим указывали
на недостатки понятийного аппарата, различные
методологические несовершенства, чудесным
образом ухитряясь при этом полностью
дистанцироваться от жизненной конкретики. О том,
что начнется в стенах почтенного учреждения,
когда ректор решит проводить планируемые
преобразования, можно только догадываться…
Школа + клуб = …
Кстати, в целом дела с дополнительным
образованием в Марий Эл обстоят неплохо.
Сложилась хорошая традиция сотрудничества
Министерства образования и Министерства
культуры, выразившаяся, в частности, в совместной
программе эстетического воспитания. В
соответствии с последней в школах вводятся
ставки хореографов. Правда, кадров пока не
хватает – нередко один-два хореографа
обслуживают целый район. Кроме того, с середины
80-х годов практикуется объединение под одной
крышей общеобразовательного учреждения и
заведения дополнительного образования –
музыкальной или художественной школы, школы
искусств, спортшколы и т.д.
Самый яркий пример такой интеграции –
Национальная президентская школа. У школы два
учредителя: Министерство культуры и
Министерство образования. Ее выпускники сегодня
составляют цвет марийской творческой
интеллигенции, имена двух из них включены в
престижный список восьми тысяч художников мира.
Школа имеет два отделения: музыкальное и
художественное. Конкурс очень высокий: до 8–10
человек на место. При этом берут сюда детей
только коренной национальности, причем
предпочтительно из сельской местности.
Школа работает по программе основной. В 9 классе
идет сокращение преподавания точных дисциплин
даже по сравнению с Базисным планом. Есть и
определенный конфликт: учителя-предметники
добиваются, чтобы Базисный учебный план
соблюдался неукоснительно, потому что при
прохождении аттестации, срезах знаний они
оказываются в ущемленном положении. Кроме того,
тем выпускникам, которые не смогли поступить в
специализированные училища, оказывается очень
непросто в старших классах обычных школ. Высокая
нагрузка – с восьми часов по семь уроков в день,
потом с полтретьего до семи индивидуальные
занятия – нередко отражается и на здоровье
приехавших из села детей. У хористов, вынужденных
стоять по два часа, бывали и обмороки.
В школе перебывали едва ли не все отечественные
музыкальные знаменитости: Хачатурян, Шостакович,
Штоколов, Зыкина. О школе пишут в Европе, картины
выпускников выставляются по всему миру. В то же
время внебюджетных средств практически нет. «На
спецсчете сейчас – ни копейки», – вздыхает
директор Иван Гордеев. Президент республики
подарил ребятам автобус, дал деньги на
благоустройство территории, ремонт крыши,
проведение горячей воды в общежитие. В этом году
начнут работу по переводу котельной с угля на
газ. Строятся бассейн и баня, теплица, открыта
сапожная мастерская, стоматологический кабинет.
Но вот о переезде из старого здания здесь пока
только мечтают…
Город Козьмодемьянск в марийской системе
образования занимает особое место. Не только
благодаря экспериментам с аттестацией: три года
назад здесь была разработана и принята на
вооружение в своем роде уникальная программа
«Единое образовательное пространство малого
города как фактор формирования подрастающих
поколений». Именно она дала импульс прочим
педагогическим новациям, среди которых –
разработка программы оздоровления детей в ходе
учебы, создание модели
воспитательно-образовательной системы школы,
образование в школах города сети реальных
классов, в которых обучаются дети, склонные
больше к практической работе руками, нежели к
абстрактно-логическому мышлению. Есть в
Козьмодемьянске и специализированная
школа-интернат для одаренных детей, во многом
похожая на Национальную президентскую школу.
Во многом, но не во всем. Понимая, что насыщенное
расписание негативно сказывается на здоровье
детей, в начальных классах апробировали систему
тренажеров сенсорных систем Базарного. В
результате за три года удалось улучшить ситуацию
со зрением ребят. Расписание составлено таким
образом, чтобы интенсивный умственный труд
перемежался с физической нагрузкой: ввели два
часа хореографии, увеличили количество часов
физкультуры, ввели обязательную прогулку.
Как и в президентской школе, со средствами в
козьмодемьянском интернате не густо. Вместе с
тем второй год здесь пятиразовое питание.
«Выкручиваемся благодаря взаимозачетам –
спецсчет у нас пока голый, – рассказывает
директор Александр Иванов. – Плата за содержание
в интернате чисто символическая – 42 рубля в
месяц: это два дня полного кормления ребенка! При
этом у нас около 30% освобожденных. У нас есть 20
гектаров земли. Есть дача, на которой летом живут
наши дети и выращивают для себя овощи».
Пример иного рода – Йошкар-Олинская
экспериментальная школа-комплекс № 18. По статусу
это обычная школа микрорайона, однако она
находится под крылом сразу четырех министерств:
образования, спорта, здравоохранения и культуры.
Любой ребенок может выбрать тот уровень
программы, который для него интересен: можно
профессионально готовиться и стать
профессиональным музыкантом, хореографом или
спортсменом, а можно просто учиться игре на
гитаре. С финансированием здесь благодаря
экспериментальному статусу школы и наличию
четырех «мамок» дело обстоит получше. «Плюс наши
внебюджетные потуги», – скромно улыбается
генеральный директор, депутат Госсобрания,
советник президента по вопросам образования
Григорий Пейсахович. Судя по великолепному
оснащению огромного здания, в котором без
компаса очень легко заблудиться, потуги
небезуспешны…
Впрочем, политика интеграции основного и
дополнительного образования проводится не
только в продвинутых городских школах, но и на
селе. Куракинскую среднюю школу Параньгинского
района директор Василий Антропов называет
спортивной, трудовой, музыкальной и
танцевальной: здесь работает хореограф, открыт
филиал детской спортивной школы, есть школьная
пасека и свиноферма, выпускники получают права
механизатора и автомобилиста-тракториста 3-го
класса; команда школы ежегодно участвует в
республиканских соревнованиях по картингу –
правда, из-за того что техника давно устарела,
выше шестого места подняться не удается.
Пижменская средняя школа Медведевского района
теперь гордо именуется
культурно-образовательным комплексом. Она
объединилась с сельским клубом: в одном здании
дети до обеда учатся, а после обеда – занимаются
в шестнадцати кружках. Основные направления:
хореография, вышивка, макраме, лозоплетение,
рисование. Охват учеников кружковой работой
практически стопроцентный: в деревне не так
много способов интересно провести свободное
время. «Вначале было много противников такого
соседства клуба со школой, – рассказывает
директор Николай Чернядьев, – мол, будут
дискотеки, всякие безобразия. Но ведь на
дискотеки ходят наши же дети. И сейчас все
убедились: от объединения выиграли и клуб, и
школа, и село. На тех же дискотеках порядка стало
значительно больше».
Проза жизни поэтического района
Моркинский район республики Марий Эл называют
поэтическим: именно отсюда вышли многие классики
марийской музыки и поэзии. Природа здесь
действительно располагает к элегическому
настроению: две трети территории занимают
удивительно красивые хвойные леса, множество
маленьких рек и озер, дорога то взмывает вверх, то
круто загибается и катится под гору – словом,
Швейцария, да и только. Но в нашем разговоре с
главой районной администрации Юрием Алексеевым
преобладали темы сугубо прозаические.
Доходная часть муниципального бюджета – 38%,
остальное – дотация. Качество земли здесь
низкое, поэтому сельское хозяйство на три
четверти убыточно. При этом район ухитрился
занять первое место в России по системе
общественного питания, второе – по
потребкооперации. Большие надежды сейчас
связываются с недавно открытым богатым
месторождением качественного гипса: под это
готовится соглашение с московским
правительством. Кстати, если надежды
оправдаются, районные школы смогут сэкономить на
приобретении мела, который пока ввозится в
республику аж из самой столицы.
Школ в районе сейчас 43, из них 7 отапливаются
дровами, 19 – углем. В прошлом году пустили две
новые школы. Всего в школах работают более 800
учителей и учатся около 8 тыс. детей. Треть
бюджета идет на образование. По зарплате имеется
задолженность за четыре месяца (август – ноябрь),
по книгоиздательским компенсациям практически
рассчитались за прошлый год продуктами.
Главная головная боль и министерства
образования, и районных отделов – горячее
питание школьников. «Сейчас федеральный бюджет
не выполняет даже те обязательства, которые
приняты на себя федеральной властью. Почему нам
не дают положенные 1,5 % на питание? И мы вынуждены
кормить детей на продукты, заработанные ими же!
Мы используем детский труд, открыто идем на
недокорм детей!» – возмущается Римма Катаева.
Каждую неделю на стол министра ложатся сведения
о наличии в школах и детских садах продуктов, об
организации питания и проценте охвата детей. Все
школьные столовые переведены из системы
общепита на баланс муниципальных отделов
образования, сельских и поселковых
администраций. Это позволило существенно
удешевить обеды и завтраки. Сельские школы
вообще превратились в колхозы: они расширяют
приусадебные участки, увеличивают поголовье
скота, стремясь не только максимально перейти на
самообеспечение, но и за счет реализации
излишков приобретать крупы, растительное масло,
сахар, чай.
Моркинский район в этом плане достаточно
типичен: охват питанием – 100%, горячим – 73%.
Родительская плата в неделю составляет 4 рубля,
во многих сельских школах дети едят бесплатно,
поскольку сами зарабатывают на продукты.
Впрочем, ассортимент не отличается ни
богатством, ни разнообразием. «Сейчас мы угостим
вас тем, что ели сегодня учащиеся», – смущенно
улыбаясь, сказал директор Нужключинской
основной школы Аркадий Смирнов. На тарелках
лежало картофельное пюре и потертая свекла.
«Мясо раньше тоже давали, но оно уже
закончилось». Но и это – благо: многие из
учеников Аркадия Варсонофьевича дома питаются
ничуть не лучше…
Однако даже в таких тяжелых условиях сельские
школы в районе не только выживают, но и
экспериментируют. Наиболее масштабный
эксперимент предпринят в Коркатовской средней
школе, где уже третий год работают лицейские
классы химико-биологического профиля. Пока это
единственная сельская школа в республике,
имеющая лицейские классы. Теперь сюда собирают
детей со всего района, при школе открыт интернат.
На практические занятия лицеистов возят в
лаборатории Марийского государственного
университета, в который они будут поступать по
окончании школы.
Выбор профиля не случаен, он опирается на
социальный заказ: в ближайшее время району
потребуются 12 учителей химии и биологии, 26
агрономов, зоотехников и ветеринаров, 35
медработников, 18 специалистов лесного хозяйства
и экологии. Так что перспектива у начинания
весьма впечатляющая. Впрочем, директор Александр
Васильев не намерен останавливаться на
достигнутом: коллектив совместно с
министерством, институтом образования и роно
подал заявку на проект «Одаренные дети села» в
рамках республиканской программы «Вундеркинд
Марий Эл» и президентской федеральной целевой
программы «Дети России». Главная задача проекта
– сломать устоявшийся стереотип, согласно
которому одаренных сельских детей якобы надо
собирать в городе, доказав, что и на селе можно
организовать работу продвинутых классов. Проект
рассчитан на 1999-2002 годы и требует для своей
реализации 1 млн рублей. Найдутся ли эти деньги –
большой вопрос, но коркатовские учителя намерены
продолжать в любом случае. А значит, если не
поэтов, то врачей и учителей Моркинский район еще
вырастит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|