ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
главе администрации (губернатору)
Калининградской области Л.П.Горбенко
Главному редактору газеты «Первое сентября»
А.Соловейчику.
В вашей газете (приложение «Региональное
образование») от 16.03.99 г. вышла статья «Губернатор
Горбенко обещает исправиться и вести себя
хорошо», в которой приветствовались «запоздалые
шаги в правильном направлении» по отношению к
системе образования региона. Однако
педагогическая общественность г.Калининграда и
области в последние дни марта 1999 года
обеспокоена принимаемыми региональной властью
не популярными среди педагогов, не
поддерживаемыми Министерством образования
решениями о перепрофилировании института
повышения квалификации в Центр образования на
базе КГУ.
В этом случае в Калининградской области учителя,
преподаватели и воспитатели 900 образовательных
учреждений анклавной территории России будут
лишены возможности повышать свою квалификацию и
проходить профессиональную переподготовку.
Педагоги области подготовили открытое письмо
главе администрации (губернатору) Л.П.Горбенко.
Собрано более 1000 подписей под этим обращением.
Просим напечатать его в вашей газете с целью
получения поддержки педагогов других регионов.
По поручению педагогической общественности
области
Т.А.ПИРОГОВА, ректор КОИПК и ПРО
Уважаемый Леонид Петрович!
Педагогическая общественность города и
области просит Вашего вмешательства в
сложившуюся крайне опасную, на наш взгляд,
ситуацию вокруг института повышения
квалификации работников образования.
В последнее время руководство Управления общего,
профессионального образования и науки (Морозов
В.Н.), ректор Калининградского государственного
университета (Клемешев А.П.) выносят на
обсуждение администрации вопрос о присоединении
Калининградского областного института
повышения квалификации и подготовки работников
образования к Калининградскому
государственному университету.
Не вызывает сомнений профессионализм
профессорско-преподавательского состава и
качество общенаучной подготовки выпускников
университета, большинство из которых работают в
системе образования нашей области. Но вместе с
тем объективно уровень методической подготовки
выпускников университета недостаточен ввиду
различия функций университета и института
повышения квалификации и подготовки работников
образования. Этот недостаток университетского
образования институт восполняет через
свойственную только ему, выработанную в течение
полувека (институт создан в 1947 г.) бесплатную
систему повышения квалификации учительства.
Для нас, работников образования, институт
является учебным заведением, где существует
отработанная система методической подготовки и
поддержки учительства. Говоря сегодня о
повышении квалификации, нужно заметить, что в
целом система повышения квалификации работников
образования не только выстояла, но и получила
развитие.
Для учителей области бывший институт
усовершенствования учителей, а ныне институт
повышения квалификации все более становится
вузом после вуза, потому что на смену
методическим кабинетам пришли кафедры, отделы,
существенно переработано содержание повышения
квалификации слушателей.
Появились совершенно новые категории: валеологи,
социальные педагоги, психологи, логопеды.
Именно в нем мы получаем реальную помощь в
работе, получаем квалифицированные знания и
практические рекомендации в области обучения,
воспитания и развития детей.
Сотрудники института на высоком уровне
оказывают научно-методическую помощь
образовательным учреждениям.
Большая работа проводится по аттестации
педагогов и руководителей. Непосредственное
участие в консультировании, экспертизе
аттестационных работ принимают методисты и
преподаватели. Благодаря этому ИПК превратился в
центр по изучению, обобщению и распространению
передового педагогического опыта.
В последние годы институт при остром дефиците
финансирования стал единственным
учебно-методическим центром. Ведь при нехватке
финансирования нет средств у учителей, чтобы
поехать на повышение квалификации в другие
регионы страны. Практика показывает, что сейчас
даже из районов области трудно приехать в
институт на бесплатные курсы, и поэтому
методисты приближают курсы к месту работы
слушателей, выезжая непосредственно в районы.
В ИПК методисты и преподаватели, как правило, еще
и учителя, за плечами у них большая
педагогическая практика, которая не прерывается
в связи с переходом на работу в ИПК. Их отмечает
высокий профессиональный уровень. Институт
пользуется большим авторитетом среди нас,
педагогов и руководителей образовательных
учреждений области. Доброжелательная,
комфортная обстановка, внимательное отношение
снискали наше глубокое уважение.
Присоединение института к университету меняет
положение дел в системе образования и его
стратегического развития, ибо, взяв на себя
функции научно-методического обеспечения,
формирования материально-технической базы как
средства обучения и воспитания, университет
становится монополистом в образовании. Вместе с
тем появляется новый канал перемещения финансов
и аккумулирования их в руках ректора КГУ. В этом
случае распределение и расходование средств
может быть непредсказуемым, что при бедственном
положении учительства приведет к еще большей
нищете, а это, в свою очередь, негативно скажется
на социальном статусе учителя и его
профессиональном мастерстве.
Планируемая структура, на наш взгляд, поглотит не
только институт, который является единственным
учебным заведением в нашем анклавном регионе,
осуществляющем повышение квалификации
педагогов, но и сведет на нет роль самого
Управления общего, профессионального
образования и науки администрации области.
Уважаемый Леонид Петрович! Убедительно просим
Вас поддержать нашу позицию, не менять
сложившуюся действенную структуру повышения
квалификации.
С уважением, руководители и педагоги учреждений
образования города и области.
23.03.99 г.
ОТ РЕДАКЦИИ
Проблема, затронутая в письме, характерна не
только для Калининградской области. Во многих
территориях прошло – или происходит –
структурное преобразование ИУУ или ИПК в центр
(институт) развития образования с расширением
функций последнего (мониторинг образовательной
ситуации и научно-методическое обеспечение
управленческих решений, выработка стратегии
развития регионального образования и
формирование содержания регионального
компонента). В этом направлении уже давно идут
Новгород, С.-Петербург (об опыте работы
Университета педагогического мастерства уже
рассказывало «РО»), Рязань, Тюмень, Чувашия…
Правда, при этом соблюдаются два обязательных
условия: во-первых, традиционная функция ИПК –
повышение квалификации и переподготовка
учителей – полностью сохраняется и у новой
структуры; во-вторых, эта структура является
независимым самостоятельным учреждением, не
входящим в состав другого.
Публикацией письма, выражающего позицию
руководства КОИПК и ПРО, мы открываем новую тему:
нужно ли реформирование институтов
усовершенствования и если да, то в каком
направлении и какими средствами? Надеемся на
отклик читателей, и в первую очередь руководства
Управления образования Калининградской области.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|