Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/1999

Архив
Александр Киселев:

«Двенадцатилетка должна начаться с эксперимента»

Вероятно, вам, дорогие читатели, небезынтересно познакомиться с человеком, который в Министерстве образования России отвечает именно за школьное дело в нашей стране. Вот почему мы попросили заместителя министра образования России Александра Федотовича Киселева ответить на вопросы газеты.

– Министерство сейчас уделяет большое внимание общей школе. Не могли бы вы рассказать учителям, которые читают нашу газету, над чем вы сейчас работаете, какие ключевые вопросы решаете.

– Самое крупное поручение министра, которое мы выполняем, – это подготовка стандарта общего образования. На последнем совещании представителей Государственной Думы и правительства было решено доработать этот проект с учетом всех новаций и создать документ, который устроил бы научно-педагогическую общественность и самое главное – школу.

Нами выработан план работы на ближайшее время. В частности, будет формироваться так называемый совет пятидесяти. Благодаря ему стержневые вопросы развития нашего образования будут решаться специалистами высокого класса, которые не один год проработали в системе образования.

– Какие еще у вас сейчас поручения?

– Одно из главных направлений деятельности министерства – это взаимодействие с регионами. Поэтому мы регулярно проводим зональные совещания. Уже работает совет руководителей органов управления образованием. Надо сказать, многие руководители органов управления образованием отмечают, что министерство стремится взаимодействовать с ними и опираться прежде всего на них.

– Прошла информация о том, что первоклассники придут учиться в школу-двенадцатилетку уже в 2001 году.

– Ну что вы, никто не станет переходить на двенадцатилетку по приказу. Должен быть эксперимент, который охватывал бы примерно 10 процентов общеобразовательных учреждений. Потом начнется этап апробации, который охватит уже от 30 до 40 процентов школ. Ведь переход к двенадцатилетней школе – это не прибавление одного года обучения, а вопрос изменения содержания образования. Нам потребуется примерно 5–6 лет для разработки учебно-методических комплектов.

– Я хочу обратить внимание на фразу, которую часто можно услышать в министерстве: “Задачи школы гораздо шире, чем готовить молодежь к поступлению в вузы”. То есть в школе сохраняется общеобразовательный, а не профильный принцип?

– Разумеется, мы рассматриваем старшую школу как профильную, где школьники уже выбрали вектор образования. Но задача школы – это все же подготовка к жизни в сложном мире, а не только к вузу.

– В одном из последних интервью Владимир Михайлович Филиппов, отвечая на вопрос об армии в связи с двенадцатилеткой, сказал, что этот вопрос почти решен. Это результат каких-то переговоров с Министерством обороны? Чем это будет обусловлено – изменением в законе о воинской службе?

– Давайте посмотрим: Министерство обороны заинтересовано, чтобы в армию пришли более подготовленные в физическом и психологическом отношении люди. Значит, идти в армию в 19 лет лучше, чем в 18.

– А как вы видите направление развития проблемы аттестации учителя и учебно-образовательных учреждений?

– Первое, что мы попытаемся сделать, – это проанализировать ситуацию в регионах: как осуществляется аттестация, какие есть недостатки. Я думаю, что к августовским конференциям мы обобщим эти материалы, подготовим документ об аттестации. Он должен быть взвешенным, реальным и главное – поддерживать профессиональный рост учителя.

– Еще одна важнейшая проблема – финансирование регионального и школьного компонентов образования. Отказалось ли министерство от той позиции, что зарплата – дело только местных властей?

– Я хотел бы отметить, что, коль есть табличка с надписью “Министерство общего и профессионального образования”, мы несем ответственность, хотя бы моральную, за то положение дел, которое сложилось. Начиная с ноября фактически каждую неделю эти вопросы находятся под жестким контролем самого министра.

– Была идея системы национального тестирования, которая заменила бы вступительные экзамены в вузы. Как сейчас обстоят дела с проблемой тестирования?

– У нас прошла коллегия, посвященная тестированию, и мы, министерство, не замыкаемся на одном варианте, отметая другие. Тестирование должно носить государственный характер. На это потребуются годы работы. Здесь не может быть революционных шагов.

– Кстати, о революции. У Ленина была такая фраза: “Школа вне политики – это ложь и лицемерие”. Раньше детские организации, конечно, были политизированы. Какими вы видите сегодня детские объединения, организации?

– Хороший вопрос. Если это политика в интересах детства, в интересах образования, воспитания, в интересах всего общества, то мы за такую политику, но если это политика использования сферы образования в целях политических амбиций, то мы должны здесь поставить преграды.

– У нас создалось ощущение, что команда министерства сформирована.

– Я считаю, что это действительно так, и чувствую себя участником команды. Мы будем стремиться делать нашу работу как можно лучше. Должен сказать, что наш министр подает нам всем пример работоспособности.

– Спасибо.

Текст подготовила Наталия ИШТРИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru