Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/1999

Архив
Борис ДУБИН

Мы не такие, переживем,
нам всего этого не надо...

Наш базовый национально-политический миф – разумеется, миф об исключительности России в мире, ее полной уникальности, ее особой миссии. Этот комплекс взглядов имеет все черты мифа, только в таком качестве и может быть понят.

Всякий полноценный миф есть сказание о начале начал, о происхождении. Миф об исключительности русских именно туда – в вечность – и адресован, он об отношении России с вечностью.

Это сюжет, который строится вокруг взаимодополняющих фигур: положительный герой таков не сам по себе, а относительно отрицательного героя, необходимого не менее. Положим, Америка сама по себе никаких особо отрицательных эмоций не вызывает, но, включенная в миф о нашем миссионерстве, тут же обретает черты завистливого и коварного злодея, все свои силы и самое жизнь кладущего на то, чтобы создавать препятствия главному герою.

Главная функция мифа – интегративная, объединяющая, цементирующая. В каждом, кто живет внутри этого мифа, он укрепляет чувство принадлежности к некоему целому, которое выше и больше его самого, придает ему смысл и дает защищенность.

Разрушить миф очень трудно (если вообще возможно); он устроен так, что втягивает в себя все чужое, наделяя в своей ткани ролью или врага, или спасителя. Система эта замкнутая и самовоспроизводящаяся.

Таким миф – любой, и наш в частности – был всегда, это его родовые черты. Однако сегодня он приобретает некие новые качества. Во-первых, соединение мифа с массой в современном массовом обществе создает принципиально новую ситуацию его бытования. Во-вторых, соединение его с технической рациональностью, доставшейся в наследство от ХIХ века и в нашем ставшей формой массового образа мысли, придает ему взрывчатую силу.

Мифы о национальной исключительности обычно возникают в начале процесса складывания нации, важны для него, играют мобилизующую роль. Миф об исключительной роли русских в мире устроен иначе – он не наделен способностью мобилизовывать людей. В его центре стоит фигура особого русского человека, которого никогда не было; миф тавтологичен: он просто указывает границы “своего” пространства и оперирует эмоционально нагруженными символами причастности. Простота, духовность, нестяжательство, жертвенность, верность, открытость – все эти приписываемые национальному характеру черты не содержат в себе ни направленности какого-либо движения, ни его механизма, ни даже потребности в таком движении: все идеальное уже есть, двигаться некуда и незачем.

Нет, пожалуй, одно направление движения все-таки сегодня в нашем мифе указано: движение в сторону нашего собственного Запада, созданного нами для сугубо внутреннего пользования. Никакого отношения к реальным странам, расположенным на карте мира западнее России, это не имеет. Это сугубо мифологическая фигура искусителя, который поманил и бросил, за что ему непременно воздастся. А вообще-то бросил – и ладно, и не надо, мы и сами проживем, у нас всего нужного – полное изобилие. Хотя все равно обидно. С 1994 года число тех, кто считает, что западная демократия несовместима с Россией, постоянно растет. Уже три четверти опрошенных по нашим анкетам не доверяют западным предпринимателям; 60 процентов (65 – среди людей с высшим образованием) уверены, что Запад хочет не помочь нам, а нас поработить. Мифологическая по природе своей вера в возможность пересадить мифологический же Запад на нашу почву и устроить здесь нормальную жизнь гаснет, все более уступая образу врага. Соответственно все ниже ценится активная достижительность, все громче звучит нота жертвенности: мы не такие, переживем, нам всего этого не надо...

Впрочем, фигура достижителя в отечественном мифе вообще отсутствует; есть жертва, есть знаменитый Иван-дурак, который всех передурачит, есть случайное везение, а достижителя, целенаправленно и упорно что-то меняющего, добивающегося успеха, – такого персонажа у нас нет вообще.

Любые попытки политиков взять на вооружение некоторые компоненты этого мифа, рационализировать их и на них выстроить некую политическую программу, обреченную на успех, – бессмысленны и безнадежны. Рационально использовать части мифа нельзя; в него можно только войти и жить внутри него, тогда он работает.

Я не знаю другой такой литературы, как наша, в которой столь полно были бы реализованы все мифы со всеми своими персонажами. А при общекультурном развале, сокрушении рамок повседневной жизни, при остром дефиците любых интегрирующих схем роль национального мифа, несомненно, возрастает.

Записал Антон БОРИСОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru