Мы не такие, переживем,
нам всего этого не надо...
Наш базовый национально-политический миф –
разумеется, миф об исключительности России в
мире, ее полной уникальности, ее особой миссии.
Этот комплекс взглядов имеет все черты мифа,
только в таком качестве и может быть понят.
Всякий полноценный миф есть сказание о начале
начал, о происхождении. Миф об исключительности
русских именно туда – в вечность – и адресован,
он об отношении России с вечностью.
Это сюжет, который строится вокруг
взаимодополняющих фигур: положительный герой
таков не сам по себе, а относительно
отрицательного героя, необходимого не менее.
Положим, Америка сама по себе никаких особо
отрицательных эмоций не вызывает, но, включенная
в миф о нашем миссионерстве, тут же обретает
черты завистливого и коварного злодея, все свои
силы и самое жизнь кладущего на то, чтобы
создавать препятствия главному герою.
Главная функция мифа – интегративная,
объединяющая, цементирующая. В каждом, кто живет
внутри этого мифа, он укрепляет чувство
принадлежности к некоему целому, которое выше и
больше его самого, придает ему смысл и дает
защищенность.
Разрушить миф очень трудно (если вообще
возможно); он устроен так, что втягивает в себя
все чужое, наделяя в своей ткани ролью или врага,
или спасителя. Система эта замкнутая и
самовоспроизводящаяся.
Таким миф – любой, и наш в частности – был
всегда, это его родовые черты. Однако сегодня он
приобретает некие новые качества. Во-первых,
соединение мифа с массой в современном массовом
обществе создает принципиально новую ситуацию
его бытования. Во-вторых, соединение его с
технической рациональностью, доставшейся в
наследство от ХIХ века и в нашем ставшей формой
массового образа мысли, придает ему взрывчатую
силу.
Мифы о национальной исключительности обычно
возникают в начале процесса складывания нации,
важны для него, играют мобилизующую роль. Миф об
исключительной роли русских в мире устроен иначе
– он не наделен способностью мобилизовывать
людей. В его центре стоит фигура особого русского
человека, которого никогда не было; миф
тавтологичен: он просто указывает границы
“своего” пространства и оперирует эмоционально
нагруженными символами причастности. Простота,
духовность, нестяжательство, жертвенность,
верность, открытость – все эти приписываемые
национальному характеру черты не содержат в себе
ни направленности какого-либо движения, ни его
механизма, ни даже потребности в таком движении:
все идеальное уже есть, двигаться некуда и
незачем.
Нет, пожалуй, одно направление движения
все-таки сегодня в нашем мифе указано: движение в
сторону нашего собственного Запада, созданного
нами для сугубо внутреннего пользования.
Никакого отношения к реальным странам,
расположенным на карте мира западнее России, это
не имеет. Это сугубо мифологическая фигура
искусителя, который поманил и бросил, за что ему
непременно воздастся. А вообще-то бросил – и
ладно, и не надо, мы и сами проживем, у нас всего
нужного – полное изобилие. Хотя все равно обидно.
С 1994 года число тех, кто считает, что западная
демократия несовместима с Россией, постоянно
растет. Уже три четверти опрошенных по нашим
анкетам не доверяют западным предпринимателям; 60
процентов (65 – среди людей с высшим образованием)
уверены, что Запад хочет не помочь нам, а нас
поработить. Мифологическая по природе своей вера
в возможность пересадить мифологический же
Запад на нашу почву и устроить здесь нормальную
жизнь гаснет, все более уступая образу врага.
Соответственно все ниже ценится активная
достижительность, все громче звучит нота
жертвенности: мы не такие, переживем, нам всего
этого не надо...
Впрочем, фигура достижителя в отечественном
мифе вообще отсутствует; есть жертва, есть
знаменитый Иван-дурак, который всех передурачит,
есть случайное везение, а достижителя,
целенаправленно и упорно что-то меняющего,
добивающегося успеха, – такого персонажа у нас
нет вообще.
Любые попытки политиков взять на вооружение
некоторые компоненты этого мифа,
рационализировать их и на них выстроить некую
политическую программу, обреченную на успех, –
бессмысленны и безнадежны. Рационально
использовать части мифа нельзя; в него можно
только войти и жить внутри него, тогда он
работает.
Я не знаю другой такой литературы, как наша, в
которой столь полно были бы реализованы все мифы
со всеми своими персонажами. А при
общекультурном развале, сокрушении рамок
повседневной жизни, при остром дефиците любых
интегрирующих схем роль национального мифа,
несомненно, возрастает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|