Время бюрократии
Когда закон теряет силу, произвол становится
законом, а каждый чиновник – высшей властью
Об этом даже думать страшно
В очередной раз пришло письмо от учительницы о
том, что нет спасения от бюрократии.
«В каждой школе существует свой внутренний мир,
зависящий от того, на что ориентирована школа.
Наша – на проверку и контроль. От учителя
требуется предоставление тематического,
поурочного, воспитательного плана работы по
определенной форме, журнала
общественно-административного контроля, плана
по самообразованию и многое другое. Контроль
ради справок, которые будут представлены при
очередной проверке. Об этом даже думать опасно, а
не то что писать» (Новокузнецк).
Таких писем мы получаем немало, но еще больше
можно услышать от учителей, когда бываешь в
школах, в маленьких и больших городах, в селах и
поселках. Бюрократия испытывает невиданный
подъем: контроль, проверки, срезы, тесты,
аттестации. При этом учитель и школа оказались
меж двух огней – внутриведомственная бюрократия
набирает утерянную силу, и «смежники» трудятся
изо всех сил. Почти в каждой школе уже была или
идет, или планируется проверка ОБЭПа, или по
крайней мере есть прокурорский запрос, а в
последнее время школой заинтересовался еще и
антимонопольный комитет. Давят изнутри и извне: в
отсутствии ясной законодательной основы жизни
не нарушить одну из многих противоречивых
инструкций просто невозможно. Невозможно в
неремонтированной школе удовлетворить
требования пожарников, невозможно выполнить все
нормы санитарных врачей, невозможно заполнить
все журналы, и предоставить все справки, и
вовремя сдать все отчеты, и пройти унизительную
аттестацию и диспансеризацию, купив за свои
деньги медицинскую книжку, и от всего этого
теряется ориентация и возникает страх перед
никому не известными правилами.
Никто не живет по Закону «Об образовании», никто
не придерживается Конституции, у школ фактически
нет учредителей, у учителей нет работодателей
(разве директор – работодатель, если он не из
своего кармана платит, точнее, не платит
зарплату?), у родителей нет никакой правовой
основы отношений со школой, поэтому все хотят
стандартов – чтобы была правовая основа
отношений с системой образования.
Но если формальное право не работает, то в
системе обязательно возникает источник влияния,
подчиняющий себе и волю, и действия всех людей и
организаций.
Пришло время бюрократии. Сегодня она в состоянии
подчинить себе школу, в состоянии удержать
систему от развала. Для этого ей необходимо одно
– чтобы ее боялись. Это обязательное условие,
других методов воздействия, кроме запугивания, у
бюрократии не осталось: денег нет, а творчество
опасно.
Никто другой своих интересов в образовании не
видит. Для политиков школа всегда была и есть
средство манипуляций, для бизнеса школы вообще
нет как общественного института – там нет
финансовых потоков, как им кажется. Спецслужбы
используют школы только для того, чтобы улучшить
отчетность, – именно этим вызвана активность
финансовых проверок в образовании.
А у бюрократии есть вечный интерес, его
замечательно описал Маркс: отстаивание своей
единственной собственности – власти.
Сегодня, когда все вдруг от школы отступились,
оказалось, что только бюрократия осталась верна
образованию, только она сохранила рычаги
влияния.
Пришло время бюрократии. С этим теперь нам
придется жить как на оккупированной территории.
Как выжить при господстве бюрократии?
Мы задумались над закономерностями, которым
подчинена сегодня бюрократическая деятельность
как осмысленная и целенаправленная. И вот что у
нас получилось.
Законы бюрократии
Первый закон: бюрократия стремится украсть
власть.
Столоначальник – бюрократ – правит только
своим столом, он промежуточное звено между
властью и людьми.
Как правило, это мало кого устраивает. Мы видим,
что никто даже не хочет, чтобы его называли
бюрократом.
Никто не говорит с гордостью:
– Я действую бюрократически!
Напротив, все пытаются скрыть свою
принадлежность к столоначальникам,
облагородить, придать более содержательный
характер своей бюрократической деятельности.
Столь же традиционно и то, что рядовые граждане,
простые люди употребляют слово «бюрократ»
исключительно в оскорбительном, уничижительном
смысле.
Потому что бюрократ хоть и при власти, но все же
не сама власть. Так? И так и не так. В своем
фундаментальном исследовании бюрократии Людвиг
фон Мизе очень аргументированно доказал, что
бюрократия элементарно присваивает (ворует?)
власть. Ей мало исполнять чужую волю, она
стремится к экспансии своего влияния. Вот что
пишет Л. фон Мизе: «Бюрократ получает свою
должность не по воле избирателей, его назначает
другой бюрократ. Он уже присвоил себе изрядную
долю законодательной власти. Правительственные
комитеты и бюро издают декреты и постановления,
претендующие на то, чтобы направлять и
контролировать все стороны жизни граждан. Они не
только регламентируют то, что ранее оставлялось
на усмотрение индивида; они не останавливаются
даже перед выпуском таких декретов, которые по
сути дела отменяют принятые ранее законы. Путем
такой квазизаконодательной деятельности
различные бюро узурпируют право решать многие
важные вопросы в соответствии с собственными
представлениями о характере того или иного дела,
то есть совершенно произвольно». Вот оно главное!
Бюрократ стремится контролировать и
регулировать свободы граждан! Это и есть власть,
это и есть истинная цель и мотив бюрократической
деятельности. При этом бюрократия сама же и
создает почву для произвола, выпуская
собственные инструкции, которые зачастую
отменяют законы. В нашем деле мы сталкиваемся с
этим сплошь и рядом, например, при лицензировании
или аттестации.
Но при этом сильная бюрократия и создает иллюзию
власти, видимость порядка, потому что ничто не
может произойти без ее ведома.
И при этом ни о каких штатных ситуациях,
решающихся сами собой, и речи быть не может: все
ситуации форсмажорные, чрезвычайные, требующие
личного вмешательства.
При этом заметьте: в иерархических структурах
все стремятся попасть к первому лицу. Почему?
Потому что для строгой вертикальной структуры,
когда все ситуации нештатные, любой уровень
может отменить уже принятое решение.
Вот здесь и кроется причина злоупотреблений.
– Правил нет? Значит, именно я их и устанавливаю.
Потому что власть – это я.
Второй закон: бюрократия стремится все
централизовать и консолидировать.
Сейчас бюрократия подбрасывает обществу
фальшивую причину бедственного положения
системы образования. Оказывается, во всем
виновата муниципализация.
Чистая манипуляция сознанием людей:
– Видите, как плохо?
– Видим.
– А раньше было лучше?
– Хоть зарплату вовремя платили.
– Ну вот, значит, муниципализация виновата. Все
надо централизовать. А муниципализацию отменить.
Сила бюрократии в том, что жесткая структура
внутри себя вырабатывает правила и нормы.
Помните знаменитое: «Есть мнение...»
Или: «Порешаем вопросы...» Внутри бюрократической
структуры возникают невидимые и никогда не
проговариваемые правила, своя семантическая
азбука, согласно которой и вырабатывается
решение. Не старайтесь, вы ее никогда не
разгадаете, это достояние жрецов, допущенных,
проверенных – вам не дано. Вы можете только по
некоторым внешним признакам догадаться, как
только услышите про усиление «порядка»,
устрожение «государственности», восстановление
вертикали, – вот это и есть камуфляж бюрократии.
Главная цель проста – никаких реальных прав
внизу, все права вверху.
Тогда тот, кто попал наверх, имеет все – влияние,
власть. Почему наши профсоюзы так хотят
вернуться к жесткой централизованной,
иерархической структуре в образовании? А потому,
что не смогли работать с местными властями,
потеряли влияние. А как только все станет на
старые места, властные полномочия вернутся
наверх, то и профсоюзы обретут былое влияние –
станут партнерами переговорах в верхних этажах
власти. Влиятельной силой.
Потому что число договаривающихся сторон резко
уменьшится. А вот здесь и возникает тезис ложной
ответственности. Бюрократ говорит:
– Я отвечаю за ребенка.
– Я отвечаю за школу.
– Я отвечаю за учителя.
Эта иллюзия создается в жестких вертикальных
структурах, потому что принять решения и
повлиять на ситуацию можно только на самом верху.
Больше ни от кого ничего не зависит. Ну понятное
дело, значит, и ответственность на том, кто
принимает решение.
Третий закон: бюрократия запрещает только
то, что разрешено.
Методика бюрократического действия очень
проста. Вы никогда не придете к нему за тем, что
нельзя. Вы же нормальный человек,
законопослушный, ничего сверхъестественного вам
не нужно. В подавляющем большинстве случаев вы
приходите за тем, что положено и разрешено.
Но живем мы бедно, и вы сами настроены на то, что
ресурсов для того, о чем вы просите, мало. И вы
начинаете просить его о том, чтобы вам разрешили
сделать то, что в принципе вполне разрешено.
Вы прекрасно знаете, что имеете право на то, чтобы
открыть школу или получать зарплату, или иметь
отпуск, или выписывать газету, или учить детей
так, как считаете нужным, – вы имеете на это право
и знаете об этом. Но вы также знаете, что в стране
нет ресурсов, чтобы все это было правдой и
реальностью. Даже не в стране, а в вашем городе
или районе, или деревне. Денег нет или их ничтожно
мало, компьютеров нет или их мало, квартир, книг,
авиабилетов – всего, что вам нужно, мало. И
поэтому прав оказывается больше, чем
возможностей. Это и есть социализм. Потому что
возникает необходимость распределения.
И если вам не досталось чего-то, это и есть форма
запрета.
– Мы не можем всем позволить...
– Что же это начнется, если каждый захочет...
– А вы что, самая умная?
– Мы за это отвечаем, и мы не можем вам этого
позволить.
Они всегда не могут позволить только то, что уже
позволено.
Это есть произвол. Произвол – орудие бюрократии.
Четвертый, главный закон: хвост вертит
собакой.
Ошибается тот, кто считает, что управляют
министры или большие начальники. Власть
бюрократии на самом деле не над нами, а над ними,
над управленцами. Управляют мелкие, в руках
которых находятся реальные рычаги влияния и
власти: распределения и формулирования решения.
– Мало ли что министр подписал, а мы ничего не
знаем!
– Ну и что же, что вам разрешили, – для нас это
ничего не значит.
Бюрократия строит жесткую вертикаль только с
одной целью – овладеть ею, стать полной хозяйкой,
подчинить себе даже самых больших начальников,
сделать их беспомощными, сделать их рабами своих
отчетов и приказов.
Высшим руководителям приходится подчиняться
регламенту, который вырабатывается клерками,
рано или поздно объем работы возрастает
настолько, что становится невозможно вникнуть
глубоко, разобраться до конца в сути проблемы...
Хвост вертит собакой.
Это значит, что хвост умнее собаки.
А власть слабее бюрократии.
А что же делать?
Люди все равно придут к необходимости
сорганизоваться. Люди все равно поймут, что
бюрократия их не накормит и счастья им не даст.
Люди все равно поймут, что правила рождаются от
того, как мы друг к другу относимся, а не от
указания сверху. Люди все равно придут к
демократии.
А демократия – это разделение власти и
собственности. Реальное разделение власти и
собственности.
Консолидация, централизация, восстановление
вертикали – это сужает власть, сужает
собственность, все оказывается в одних руках.
Это руки бюрократии. Бюрократии, которая
отвечает за все. У нее руки по локоть в этой
ответственности. Чувствуете?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|