Черная метель белой ночи
Юлия Друнина. “На печаль я наложила вето...”
В одной недавно прочитанной
повести герой, придя на очередную встречу
ветеранов, с болью видит, как много пустых мест в
еще недавно переполненном зале – словно после
залпа памятного фронтовикам немецкого
шестиствольного миномета.
Эта скорбная тема давно звучит и в нашей поэзии. В
выпущенном издательством “Эксмо-Пресс” в серии
“Домашняя библиотека поэзии” сборнике стихов
Юлии Друниной один из самых пронзительных
мотивов – воспоминания о товарищах, породненных
испытаниями военных лет:
Кричу, зову – не долетает зов.
Ушли цепочкою, шаг в шаг впечатав,
Солдат Сергей Сергеевич Смирнов,
Солдат Сергей Сергеевич Орлов,
Солдат Сергей Сергеич Наровчатов.
И скольких мы еще недосчитались с той поры, как
были написаны эти строки, – и Бориса Слуцкого,
этого, по словам Друниной, “самого сильного из
поколения гуманистов-однополчан”, и Давида
Самойлова, и юношеской любви поэтессы Николая
Старшинова, донятого старыми ранами, и совсем уж
недавно ушедшего Марка Соболя (отрывки из его
статей о Друниной удачно вкраплены в нынешний ее
сборник), и, наконец, самой Юлии Владимировны,
Юльки для старых друзей.
Угодившая “из школы в блиндажи сырые”, раненная
и контуженная, она всегда считала себя
счастливицей:
Что еще мне в этом мире надо?
Или, может быть, не лично мне
Вручена высокая награда –
Я живой осталась на войне?
Недаром и книга, о которой идет речь,
озаглавлена характерной для Друниной строкой –
“На печаль я наложила вето”. Щедро отмерено было
ей и читательского признания, и дружбы, и любви.
В сборник вошли не только стихи и проза,
посвященные долголетнему спутнику писательницы
– кинодраматургу Алексею Каплеру, но и его
собственные улыбчивые и нежные письма.
“Однажды, – вспоминал Марк Соболь, – я сказал
Юле: “Он стянул с тебя солдатские сапоги и
переобул в хрустальные туфельки”; она, смеясь,
подтвердила”.
Грустно и как-то отрадно читать эти послания жене
в наши несентиментальные времена, когда даже
часть нашей педагогики больше озабочена
пресловутым сексуальным просвещением, нежели
“старомодным” воспитанием чувств.
“Пойми, моя такая дорогая, – пишет прошедший
войну, тюрьму и лагерь, разменявший восьмой
десяток лет человек, – я еще “развивающаяся
страна” – и буду возле тебя становиться лучше,
бережнее к тебе, к нашей любви... ты – мой дом на
земле”.
Наверное, еще и поэтому сама столь богато
одаренная жизнью Друнина еще острее ощущала
несправедливость и трагизм того, что в
разбросанных по нашей стране и за ее пределами
могилах “спят наши любимые, мальчики наши”, что
крымский “обугленный лес” до сих пор не в силах
забыть страшной гибели в нем партизанского
госпиталя, что в городах, селах, семьях “в каждом
углу притаилась угрюмо война” и даже курортный
пляж “мрачно звякает” отстрелянными гильзами.
“Окончился семьдесят третий – в какую я даль
забрела!” – ошеломленно и почти виновато писала
она, благодаря жизнь за все ее, даже горчащие,
дары:
Ну что же, сентябрь мой,
Здравствуй! –
Своей все идет чередой.
...И слушаю, как падает листва,
И слушаю, как отлетают годы.
Работа, “бруствер письменного стола”
защитили, поддержали ее в пору неимоверного горя
– болезни и смерти Каплера. Но десятилетие
спустя все тогда случившееся и все тогда
открывшееся легло на ее плечи нестерпимой
тяжестью – Чернобыль, Спитак, танки на улицах,
игры политиков, “реки крови, море лжи”,
обнаружившиеся в истории минувших десятилетий...
“Теперь, узнав жестокую правду о второй –
трагической, чудовищной, апокалипсической
стороне жизни тридцатых годов, – писала Друнина,
– я (не примите это за красивые слова) порой
искренне завидую тем сверстникам, кто не
вернулся с войны, погиб за высокие идеалы,
которые освещали наше отрочество, нашу юность и
молодость...”
От этих слов уже рукой подать до трагического
финала.
В друнинской повести начала семидесятых годов
“Алиска” – о судьбе прирученного зверька,
исчезнувшего в окружающем недобром мире, –
совсем мимоходом упоминалось о том, что “рынок
не могло заинтересовать что-либо, не имеющее
денежной стоимости”. Теперь же пришлось
убедиться в жестокой справедливости сказанного,
очутившись “в этом ужасном, передравшемся,
созданном для дельцов с железными локтями мире”
(слова из предсмертной записки, приведенной во
взволнованном предисловии Татьяны Кузовлевой).
Казавшаяся невероятной трещина границы,
прошедшей по родной, исхоженной земле, отделила
от любимого Крыма, от могилы Каплера.
Однажды у Юли вырвалось:
Яростно Время мечет
Беды со всех сторон.
Обороняться нечем –
Последний храню патрон...
И по горестной иронии судьбы почти полвека
спустя после того, как ринулась в огонь войны,
Друнина покончила с собой – ноябрьской ночью,
такой же, какую описала в стихах о спитакском
землетрясении:
Этой ночью, белой от метели,
Этой ночью, черной от тоски,
Как бы мы почувствовать хотели
Теплоту протянутой руки!
Ушла, как предчувствовала: “Погасну искрой от
костра” – того давнего, незабвенного,
фронтового.
И тембр, и интонацию храня,
На фоне учащенного дыханья
Мой голос, отсеченный от меня,
Отдельное начнет существованье.
Уйду... Но, на вращающийся круг
Поставив говорящую пластмассу,
Меня помянет добрым словом друг,
А недруг... недруг сделает гримасу.
Прекрасно, если слово будет жить,
Но мне, признаться, больше греет душу
Надежда робкая, что, может быть,
И ты меня надумаешь послушать...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|