Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/1999

Архив

Отклонение от нормы или норма с отклонением?

Наверное, каждый из нас, сталкиваясь с ребенком-инвалидом, чувствовал какой-то безотчетный внутренний страх. Как же справиться с этим чувством? С таким вопросом
мы обратились к врачу-психиатру, психотерапевту Марине КУКУЛИЕВОЙ.

В нашем обществе существуют совершенно четкие понятия нормы и патологии, и при определении психического развития человека упор делается на его умственные способности.
Да, интеллектуально неполноценный ребенок отличается от обычных людей, но ведь и любой трех-четырехлетний малыш тоже не может интеллектуально конкурировать со взрослым. Однако он не вызывает ни антипатии, ни страха – наоборот, им умиляются, потому что он открыт и сердечен. А ведь дети с ограниченными умственными способностями до определенного возраста обладают теми же самыми качествами – они доверчивы, не видят опасности окружающего мира и тянутся к человеческому теплу. Но мы боимся инакости этих детей.
С малых лет нам внушают, что правильно и что неправильно. Говорят: нужно быть отличником по жизни, соответствовать высокой планке. Интеллектуально недостаточные как “неправильные” постепенно выталкиваются из круга общения “правильных” и успешных. Пренебрежение людьми с недостаточным интеллектом – опасная вещь: фашисты тоже хотели построить идеальное общество без больных и убогих.
Вторая причина, по которой здоровые люди избегают страдающих, довольно неожиданная – они боятся заразиться.
В каждом психически полноценном человеке есть некое болезнетворное зерно. Мы адаптированы к нормальным условиям, но экстремальных можем не выдержать, и вполне вероятно, что тогда произойдет нечто не контролируемое сознанием. Людям кажется, что они попадают в поле несчастья, находясь рядом с психически больными. Сама собой возникает мысль: такое может случиться и со мной! Некоторых охватывает мистический ужас: раз человек болен, значит, он одержим, в нем нечистая сила. Такое отношение довольно широко распространено. Встречается и кармический взгляд: умственно отсталый заслужил себе наказание. Или он из плохого рода. Или его прокляли...
Строго говоря, человек, не проработавший свои страхи и негативные эмоции, действительно попадает в поле влияния людей с пораженной психикой. Их поведение задевает в нем какие-то болезненные переживания, они усиливаются, и возникает как бы заражение... Почва-то есть!
С этим же эффектом сталкиваются и врачи в психиатрической больнице. Особенно если они серьезно переживают за своих пациентов. Чтобы было легче, надо быть совершенно здоровым и сохранять определенную дистанцию, то есть иметь прочные, хорошо очерченные границы своего эго. Ведь врачам нужно не только видеть чужую патологию, но и не бояться заглянуть в собственную душу. Понять и почувствовать, что там происходит в тот момент, когда возникает резонанс с больным человеком. Не бояться вообще –практически невозможно, но профессионалы умеют понять собственные страхи и проработать их так, чтобы не оттолкнуть больного.
Нередко мы испытываем по отношению к людям с пораженным интеллектом чувство вины. “У меня с головой все в порядке, у него – нет, лучше уж держаться от него подальше, чтобы не завидовал, а то мало ли что...” Естественно, за этим последует злость, раздражение и желание отвергнуть того, кто это чувство вызывает. И все-таки чувство вины менее разрушительно, чем нетерпимость к любому отклонению от нормы.
Как же нам справиться со своими эмоциями?
Главное – осознать, что именно тебя пугает в больном ребенке. Неплохо бы сходить к психотерапевту или психологу – здоровому человеку достаточно всего одной консультации. Страхи, возникающие в обществе умственно отсталых, – это проблемы боящегося, а не тех, кто находится рядом с ним.
Причины антипатии к умственно отсталым всегда нужно искать в себе, в собственном опыте. У каждого человека есть черты характера, которые ему приятно демонстрировать окружающим, и есть эмоции вытесненные, болезненные, такие, которые ему не нравятся. Мы прячем их от посторонних глаз и даже от себя самих. Но они все равно существуют, хотя мы не хотим их осознавать. И когда нам встречается кто-то, не соответствующий нашим представлениям о норме, в нас зарождается страх. Или злость. Или ненависть. Вот здесь-то и нужна помощь психотерапевта. Когда осознаются вытесненные переживания, их можно использовать во благо себе. Стать более уверенным, спокойным, терпимым. Нельзя преодолевать свой страх волевым усилием и после этого идти к детям.
С годами я начинаю понимать, что здоровый человек – это не тот, кто никогда не болел, а тот, кто сумел выздороветь. Кто прошел через страдания и сумел их преодолеть. Трудно лечить другого, если не понимаешь его переживаний. В психиатрии даже есть такое понятие – архетип раненого целителя.
Судя по моему опыту работы в психиатрической клинике, две трети детей, которым поставлен диагноз олигофрения, его не заслужили. Некоторым из них диагноз поставили ради социального удобства – чтобы запрятать в больницу. Например, потому, что они постоянно убегали из детского дома. У других была возможность вырасти полноценными людьми, но с ними не занимались родители, и в результате возникла задержка психического развития.
В момент рождения каждый человек креативен, он легко и творчески приспосабливается к тем условиям, в которые попадает. К родителям, которые у него есть. Или к их отсутствию. Главная его задача – выжить, и с ней он справляется очень талантливо. Да, дети с диагнозом олигофрения не умеют читать, не знают, что такое октябрь и январь, но остального у них не отнимешь! Та же потребность в любви, в душевном тепле. И если педагог относится к таким детям с любовью, они могут наверстать очень многое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru