Отклонение от нормы или норма с отклонением?
Наверное, каждый из нас, сталкиваясь с
ребенком-инвалидом, чувствовал какой-то
безотчетный внутренний страх. Как же справиться
с этим чувством? С таким вопросом
мы обратились к врачу-психиатру, психотерапевту
Марине КУКУЛИЕВОЙ.
В нашем обществе существуют
совершенно четкие понятия нормы и патологии, и
при определении психического развития человека
упор делается на его умственные способности.
Да, интеллектуально неполноценный ребенок
отличается от обычных людей, но ведь и любой
трех-четырехлетний малыш тоже не может
интеллектуально конкурировать со взрослым.
Однако он не вызывает ни антипатии, ни страха –
наоборот, им умиляются, потому что он открыт и
сердечен. А ведь дети с ограниченными
умственными способностями до определенного
возраста обладают теми же самыми качествами –
они доверчивы, не видят опасности окружающего
мира и тянутся к человеческому теплу. Но мы
боимся инакости этих детей.
С малых лет нам внушают, что правильно и что
неправильно. Говорят: нужно быть отличником по
жизни, соответствовать высокой планке.
Интеллектуально недостаточные как
“неправильные” постепенно выталкиваются из
круга общения “правильных” и успешных.
Пренебрежение людьми с недостаточным
интеллектом – опасная вещь: фашисты тоже хотели
построить идеальное общество без больных и
убогих.
Вторая причина, по которой здоровые люди
избегают страдающих, довольно неожиданная – они
боятся заразиться.
В каждом психически полноценном человеке есть
некое болезнетворное зерно. Мы адаптированы к
нормальным условиям, но экстремальных можем не
выдержать, и вполне вероятно, что тогда
произойдет нечто не контролируемое сознанием.
Людям кажется, что они попадают в поле несчастья,
находясь рядом с психически больными. Сама собой
возникает мысль: такое может случиться и со мной!
Некоторых охватывает мистический ужас: раз
человек болен, значит, он одержим, в нем нечистая
сила. Такое отношение довольно широко
распространено. Встречается и кармический
взгляд: умственно отсталый заслужил себе
наказание. Или он из плохого рода. Или его
прокляли...
Строго говоря, человек, не проработавший свои
страхи и негативные эмоции, действительно
попадает в поле влияния людей с пораженной
психикой. Их поведение задевает в нем какие-то
болезненные переживания, они усиливаются, и
возникает как бы заражение... Почва-то есть!
С этим же эффектом сталкиваются и врачи в
психиатрической больнице. Особенно если они
серьезно переживают за своих пациентов. Чтобы
было легче, надо быть совершенно здоровым и
сохранять определенную дистанцию, то есть иметь
прочные, хорошо очерченные границы своего эго.
Ведь врачам нужно не только видеть чужую
патологию, но и не бояться заглянуть в
собственную душу. Понять и почувствовать, что там
происходит в тот момент, когда возникает
резонанс с больным человеком. Не бояться вообще
–практически невозможно, но профессионалы умеют
понять собственные страхи и проработать их так,
чтобы не оттолкнуть больного.
Нередко мы испытываем по отношению к людям с
пораженным интеллектом чувство вины. “У меня с
головой все в порядке, у него – нет, лучше уж
держаться от него подальше, чтобы не завидовал, а
то мало ли что...” Естественно, за этим последует
злость, раздражение и желание отвергнуть того,
кто это чувство вызывает. И все-таки чувство вины
менее разрушительно, чем нетерпимость к любому
отклонению от нормы.
Как же нам справиться со своими эмоциями?
Главное – осознать, что именно тебя пугает в
больном ребенке. Неплохо бы сходить к
психотерапевту или психологу – здоровому
человеку достаточно всего одной консультации.
Страхи, возникающие в обществе умственно
отсталых, – это проблемы боящегося, а не тех, кто
находится рядом с ним.
Причины антипатии к умственно отсталым всегда
нужно искать в себе, в собственном опыте. У
каждого человека есть черты характера, которые
ему приятно демонстрировать окружающим, и есть
эмоции вытесненные, болезненные, такие, которые
ему не нравятся. Мы прячем их от посторонних глаз
и даже от себя самих. Но они все равно существуют,
хотя мы не хотим их осознавать. И когда нам
встречается кто-то, не соответствующий нашим
представлениям о норме, в нас зарождается страх.
Или злость. Или ненависть. Вот здесь-то и нужна
помощь психотерапевта. Когда осознаются
вытесненные переживания, их можно использовать
во благо себе. Стать более уверенным, спокойным,
терпимым. Нельзя преодолевать свой страх волевым
усилием и после этого идти к детям.
С годами я начинаю понимать, что здоровый человек
– это не тот, кто никогда не болел, а тот, кто
сумел выздороветь. Кто прошел через страдания и
сумел их преодолеть. Трудно лечить другого, если
не понимаешь его переживаний. В психиатрии даже
есть такое понятие – архетип раненого целителя.
Судя по моему опыту работы в психиатрической
клинике, две трети детей, которым поставлен
диагноз олигофрения, его не заслужили. Некоторым
из них диагноз поставили ради социального
удобства – чтобы запрятать в больницу. Например,
потому, что они постоянно убегали из детского
дома. У других была возможность вырасти
полноценными людьми, но с ними не занимались
родители, и в результате возникла задержка
психического развития.
В момент рождения каждый человек креативен, он
легко и творчески приспосабливается к тем
условиям, в которые попадает. К родителям,
которые у него есть. Или к их отсутствию. Главная
его задача – выжить, и с ней он справляется очень
талантливо. Да, дети с диагнозом олигофрения не
умеют читать, не знают, что такое октябрь и
январь, но остального у них не отнимешь! Та же
потребность в любви, в душевном тепле. И если
педагог относится к таким детям с любовью, они
могут наверстать очень многое.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|