Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/1999

Архив

...И я перестала бояться

В Москве уже шесть общин международного движения  “Вера и свет”, которое было создано ради тех, кого принято называть умственно отсталыми

aПримерно треть участников движения – обычная молодежь, не связанная родственными отношениями со своими подопечными. Здесь их называют друзьями. Что привело этих людей в общину? Желание помогать? Жалость? Жертвенность? Жaaaaaизненные неудачи? Наш корреспондент Елена ШАРОВА беседует с членом московской общины “Свеча на ветру”, студенткой МПГУ Татьяной БУДИЛЬЦЕВОЙ.

– Кто они, друзья общины?
– В основном это религиозная молодежь, которая узнает о “Вере и свете” в храме. Или их знакомые. Но далеких от церкви людей тоже очень много.
– Они приходят из желания помогать?
– Чаще просто из любопытства.
– ?..
– Их удивляет, что такое сообщество вообще может существовать. Например, я рассказываю об общине своей подружке, о том, как у нас интересно, весело, какие бывают праздники и ярмарки, – и ей захочется посмотреть на это своими глазами. Ведь многим не верится, что там, где есть умственно отсталые, может быть радостно.
Глядя на людей из “Веры и света”, не скажешь, что ими движет какая-то особенная жертвенная любовь к умственно отсталым. Нет, просто им хорошо в общине, там они что-то получают для души.
– Что же там такого интересного?
– Само отношение к людям с глубоким поражением интеллекта. Инвалидность – это страшно. Умственная отсталость – очень страшно. Окружающие от них шарахаются.
– А в общине не страшно?
– В “Вере и свете” это не так страшно. Там ребята с пораженным интеллектом улыбаются, веселятся. Глядя на них, родители тоже начинают улыбаться и перестают комплексовать из-за своих детей.
Дело в том, что в общине к семьям с умственно отсталыми относятся не так, как в организациях, призванных заниматься ими по долгу службы – лечебных, педагогических, коррекционных. Там на них уже навешен ярлык: это пациент, это его родители. С ними нужно решать определенные задачи: коррекционные, лечебные, педагогические. А в общине их принимают такими, какие они есть.
Через несколько месяцев я буду защищать диплом о роли общественных организаций в оказании помощи подобным семьям. И мой научный руководитель предвосхищает, например, такие вопросы экзаменационной комиссии: ”А не лучше ли вместо того, чтобы создавать новые движения, таких детей сдавать в интернаты?”
– Неужели возможно это услышать на факультете коррекционной педагогики?
– Возможно... Дело в том, что на факультете учат работать с детьми, страдающими легкой степенью умственной отсталости. То есть с учениками вспомогательных школ. Дети с глубокой умственной отсталостью считаются у нас необучаемыми. Правда, сейчас появились негосударственные центры реабилитации и специальные школы, но пока их слишком мало. Кстати, это одна из причин, почему от таких детей отказываются, – родителям просто некуда с ними податься, нигде не берут. А дома одних оставить тоже опасно.
– Расскажи, пожалуйста, как ты пришла в “Веру и свет”.
– Я слушала Жана Ванье в Библиотеке иностранной литературы, и туда же пришли люди с больными детьми. Сначала я от них шарахалась, буквально физически боялась, что они могут до меня дотронуться. А мой друг был членом этой общины, он много раз звал меня туда, а я все отговаривалась: ”Не мое это”. Однажды я встретила его в храме, а потом мы собирались пойти погулять. И вдруг он говорит: ”Я пойду гулять со своей общиной, пойдем вместе”.
– И что же, твой страх рассеялся на первой же прогулке?
– Как ни странно, да. Мы играли в народные игры с больными детьми, и было очень весело. Я тогда впервые так близко с ними общалась и поймала себя на мысли: сейчас мне не страшно. Даже больше: я не испытываю никакой неловкости, мне хорошо. А раз сейчас хорошо, то почему бы действительно не прийти и не посмотреть, что там у них происходит на встречах?..
Знаете, в “Вере и свете” можно максимально чувствовать себя самим собой. Быть самим собой. И при этом знать, что нужен другим людям. Нет необходимости надевать на себя какие-либо маски. Хотя бывают и кризисы.
– А из-за чего они возникают?
– Трудно сказать. Иногда кончается вдохновение... Последний возник из-за того, что приняли семью, которая совершенно в общину не вписывается. И во время встреч все родители и дружественная молодежь вынуждены заниматься только тем, чтобы ассистировать новому мальчику – его поведение просто невыносимо. Все так устают, что приходить на встречи уже не хочется.
– Татьяна, в этом году ты заканчиваешь факультет коррекционной педагогики. Как же ты решилась на такую специальность, если боялась умственно отсталых?
– После того как я пришла в “Веру и свет”, я перестала бояться. Тогда я и поступила на факультет дефектологии. А иначе бы выбрала какую-нибудь другую специальность – тоже педагогическую.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru