...И я перестала бояться
В Москве уже шесть общин международного
движения “Вера и свет”, которое было создано
ради тех, кого принято называть умственно
отсталыми
aПримерно треть участников движения – обычная
молодежь, не связанная родственными отношениями
со своими подопечными. Здесь их называют
друзьями. Что привело этих людей в общину?
Желание помогать? Жалость? Жертвенность?
Жaaaaaизненные неудачи? Наш корреспондент Елена
ШАРОВА беседует с членом московской общины
“Свеча на ветру”, студенткой МПГУ Татьяной
БУДИЛЬЦЕВОЙ.
– Кто они, друзья общины?
– В основном это религиозная молодежь,
которая узнает о “Вере и свете” в храме. Или их
знакомые. Но далеких от церкви людей тоже очень
много.
– Они приходят из желания помогать?
– Чаще просто из любопытства.
– ?..
– Их удивляет, что такое сообщество вообще
может существовать. Например, я рассказываю об
общине своей подружке, о том, как у нас интересно,
весело, какие бывают праздники и ярмарки, – и ей
захочется посмотреть на это своими глазами. Ведь
многим не верится, что там, где есть умственно
отсталые, может быть радостно.
Глядя на людей из “Веры и света”, не скажешь, что
ими движет какая-то особенная жертвенная любовь
к умственно отсталым. Нет, просто им хорошо в
общине, там они что-то получают для души.
– Что же там такого интересного?
– Само отношение к людям с глубоким
поражением интеллекта. Инвалидность – это
страшно. Умственная отсталость – очень страшно.
Окружающие от них шарахаются.
– А в общине не страшно?
– В “Вере и свете” это не так страшно. Там
ребята с пораженным интеллектом улыбаются,
веселятся. Глядя на них, родители тоже начинают
улыбаться и перестают комплексовать из-за своих
детей.
Дело в том, что в общине к семьям с умственно
отсталыми относятся не так, как в организациях,
призванных заниматься ими по долгу службы –
лечебных, педагогических, коррекционных. Там на
них уже навешен ярлык: это пациент, это его
родители. С ними нужно решать определенные
задачи: коррекционные, лечебные, педагогические.
А в общине их принимают такими, какие они есть.
Через несколько месяцев я буду защищать диплом о
роли общественных организаций в оказании помощи
подобным семьям. И мой научный руководитель
предвосхищает, например, такие вопросы
экзаменационной комиссии: ”А не лучше ли вместо
того, чтобы создавать новые движения, таких детей
сдавать в интернаты?”
– Неужели возможно это услышать на факультете
коррекционной педагогики?
– Возможно... Дело в том, что на факультете учат
работать с детьми, страдающими легкой степенью
умственной отсталости. То есть с учениками
вспомогательных школ. Дети с глубокой умственной
отсталостью считаются у нас необучаемыми.
Правда, сейчас появились негосударственные
центры реабилитации и специальные школы, но пока
их слишком мало. Кстати, это одна из причин,
почему от таких детей отказываются, – родителям
просто некуда с ними податься, нигде не берут. А
дома одних оставить тоже опасно.
– Расскажи, пожалуйста, как ты пришла в
“Веру и свет”.
– Я слушала Жана Ванье в Библиотеке
иностранной литературы, и туда же пришли люди с
больными детьми. Сначала я от них шарахалась,
буквально физически боялась, что они могут до
меня дотронуться. А мой друг был членом этой
общины, он много раз звал меня туда, а я все
отговаривалась: ”Не мое это”. Однажды я
встретила его в храме, а потом мы собирались
пойти погулять. И вдруг он говорит: ”Я пойду
гулять со своей общиной, пойдем вместе”.
– И что же, твой страх рассеялся на первой же
прогулке?
– Как ни странно, да. Мы играли в народные
игры с больными детьми, и было очень весело. Я
тогда впервые так близко с ними общалась и
поймала себя на мысли: сейчас мне не страшно. Даже
больше: я не испытываю никакой неловкости, мне
хорошо. А раз сейчас хорошо, то почему бы
действительно не прийти и не посмотреть, что там
у них происходит на встречах?..
Знаете, в “Вере и свете” можно максимально
чувствовать себя самим собой. Быть самим собой. И
при этом знать, что нужен другим людям. Нет
необходимости надевать на себя какие-либо маски.
Хотя бывают и кризисы.
– А из-за чего они возникают?
– Трудно сказать. Иногда кончается
вдохновение... Последний возник из-за того, что
приняли семью, которая совершенно в общину не
вписывается. И во время встреч все родители и
дружественная молодежь вынуждены заниматься
только тем, чтобы ассистировать новому мальчику
– его поведение просто невыносимо. Все так
устают, что приходить на встречи уже не хочется.
– Татьяна, в этом году ты заканчиваешь
факультет коррекционной педагогики. Как же ты
решилась на такую специальность, если боялась
умственно отсталых?
– После того как я пришла в “Веру и свет”, я
перестала бояться. Тогда я и поступила на
факультет дефектологии. А иначе бы выбрала
какую-нибудь другую специальность – тоже
педагогическую.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|