Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/1999

Архив
Владимир ЗАГВОЗДКИН

Как люди мы благодарны вам за вашу работу. Но как члены комиссии...

Основной источник противоречий – несовместимость творческой природы учительской профессии и иерархической организации нынешней школы, основанной на принципе единоначалия

Современное общество невозможно представить без конфликтов. Конфликты стали предметом специальной науки, конфликтологии, а также социальной психологии. Существуют целые полки исследований конфликтов на макро- и микроуровнях, способов работы с конфликтами, обучение так называемой “конфликтной культуре”.

– Сегодня человечество впервые в истории учится работать и жить, исходя из ответственности и инициативы отдельного человека. Это нелегко, но возможно. Современный, на мой взгляд, человек может делать что-то с полной отдачей лишь тогда, когда следует собственным идеям.

Но, к сожалению, тот принцип иерархичности, который существовал тысячелетиями, в некоторых обществах и социальных институтах сохраняется и по сей день. Например, в современной школе. Есть директор, маленький император или фараон, да и он существо несвободное: над ним государство, его нормы, стандарты, проверки.

И один из источников конфликта в школе состоит в противоречии между индивидуальным, творческим характером педагогической деятельности и организацией, которая основывается на принципе единоначалия и приходящих извне указаниях.

Для такой организации, как школа, вообще не подходит эта вертикальная система. Профилактикой части конфликтов могло бы послужить создание других форм организации – сообществ, построенных горизонтально, с распределением сфер ответственности между сотрудниками.

– Но если отказаться от директивной (директорской) формы управления сверху, не возникнет ли дополнительного источника конфликтов?

– Да, переход к другим, неавторитарным формам организации, дело непростое. Статистика показывает, что более половины учительско-родительских инициатив по созданию альтернативных школ разваливались на почве внутренних разногласий.

В социальной жизни вообще нет готовых рецептов. Инициатива и создание чего-то нового – это всегда риск. Но это также и процесс, в котором происходит внутреннее развитие человека. В социальных проектах важна работа по обучению участников искусству разрешения конфликтов. И здесь особое значение приобретает умение как можно раньше выявить конфликт. У людей часто есть существенные разногласия, но они по разным причинам не осознаются или вытесняются. Это называется латентная фаза. Затем, когда противоречия обнаруживаются, их тоже часто пытаются скрыть, вытеснить или не заметить, не придать значения. Однако такая тактика опасна. К конфликтной культуре или способности относится возможно более раннее восприятие и осознание противоречия и работа с ним на самой ранней фазе. К этой же способности относится умение проявлять или развивать инициативу так, чтобы по возможности не повредить целому.

Так что иерархическая модель управления имеет некоторые преимущества: здесь вероятно мирное течение событий, если директор не вмешивается в каждую мелочь, а просто гарантирует порядок.

– В чем, на ваш взгляд, основные причины конфликтов между учениками и учителями?

– Самая частая причина конфликтов между учениками и учителями кроется в самом учебном процессе. Детей заставляют делать то, что им вовсе не нужно. Над всеми господствует некий закон в виде предписаний и требований. Учитель, будучи государственным служащим, выполняет государственный заказ. А у детей его класса совершенно другие потребности и запросы. Однако предстоят ведь проверка, контрольные, аттестации. В одной школе мне рассказали, что члены аттестационной комиссии говорили: как люди мы благодарны вам за вашу работу. Вы поднимаете детей, от которых другие учителя отказались. Но как члены комиссии, чиновники мы вынуждены вас проверять согласно стандарту. И если школа хочет жить, она должна ориентироваться на эти предписания, а не на потребности детей, и возникает конфликт.

– В какой степени конфликты взрослых отражаются на детях?

– Общий климат в школе играет колоссальную роль. Психологическое состояние учителя очень важно, а если он приходит на урок издерганным, взвинченным, то работа его не будет плодотворной.

Я тесно работаю с четырьмя школами и наблюдаю четыре различные формы конфликта. В одной школе это конфликт между одной группой коллег и другой, во второй – конфликт между школой и внешним миром, в третьей – конфликт между группой родителей и директором, в четвертой – скрытый конфликт, “коридорная форма”.

Самое ужасное – это конфликт между двумя группами учителей, потому что дети это чувствуют и так или иначе в него втягиваются. Был случай, когда учитель в результате конфликта должен был уйти, и дети, которые его любили, как сумасшедшие побежали выяснять отношения к администрации и к директору. В конфликт втягивается вся школа, как в воронку... И детей с родителями не оставляют в стороне. И все это абсолютно бесперспективно.

– Можно ли конфликт в школе разрешить только внутренними силами?

– Все индивидуально. Но я бы сказал так: если ситуация конфликта существует, это уже означает, что скорее всего изнутри она не разрешится.

Если люди начинают работать над конфликтом, то, как правило, приглашается третья сторона. Есть определенные принципы работы, и мне приходилось этим заниматься, прорабатывать ситуацию шаг за шагом.

К сожалению, в отечественной конфликтологии господствует технологический подход, в то время как в действительные конфликты втянуты конкретные люди и последовательность шагов нужно определять исходя из индивидуальности участников и всей ситуации в целом.

– Может ли школа существовать без конфликтов?

– Мне знакомы школьные сообщества, в которых дела идут довольно неплохо и без тяжелых конфликтов. Но благополучие часто приводит к застою. Во всяком случае следует стремиться к таким формам работы, чтобы у людей была возможность самим решать свои проблемы, чтобы над ними не довлело ничего высшего – в виде начальства или норм. Мне знаком случай, когда одна школа пригласила на работу творческого, но социально трудного сотрудника. Он постоянно что-то затевает не то. Как мне рассказали, школа никогда впоследствии не раскаивалась в этом решении. Ибо по-настоящему в школе должно быть процентов двадцать хаоса. Но не больше. Потому что как может во взросло-детском сообществе, если оно живое, не происходить что-то неожиданное и незапланированное? Во всяком случае культура конфликта – это ценнейшее социальное качество человека.

Беседовала
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru